Большая Советская энциклопедия

    Висконти (Visconti) Лукино (р. 2.11. 1906, Милан), итальянский режиссёр театра и кино, сценарист. Родился в аристократической семье. Работать в кино начал в 1936. Входил в группу антифашистски настроенных молодых кинокритиков, выступал в киножурналах антифашистской направленности («Бьянко и неро» и др.). Первая режиссёрская работа ‒ фильм «Одержимость» (1942) по мотивам романа американского писателя Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды». В годы 2-й мировой войны В. участвовал в Движении Сопротивления.

    В. был одним из основоположников неореализма. Наиболее значительные фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951), «Чувство» (1954), «Рокко и его братья» (1960), «Леопард» (1962, по роману Дж. Т. ди Лампедузы) и «Проклятые» («Гибель богов», 1970).

    С 1945 работает также как театральный режиссёр. Поставил спектакли: «Смерть коммивояжёра» (1950) и «Вид с моста» (1958) Миллера, «Три сестры» (1952) и «Дядя Ваня» (1956) Чехова; оперы «Травиата» и «Трубадур» Верди и др.

    Ряд фильмов В. получил премии международных кинофестивалей. Творчество В. отличается прогрессивной направленностью, социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой внутренней связью с традициями итальянской и мировой литературы, масштабностью тем.

    Соч.: Земля дрожит, в сб.: Сценарии итальянского кино, М., 1958; Рокко и его братья, пер. с итал., М., 1962.

    Лит.: Шитова В., Лукино Висконти, М., 1965; Nowell-Smith G., Luchino Visconti, L., 1967.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ВИСКОНТИ Лукино (1906-1976) - итальянский режиссер. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: "Земля дрожит" (1948), "Самая красивая" (1951), "Рокко и его братья" (1960). Важнейшая для Висконти тема - конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности - развита в изощренных по пластическому мастерству фильмах, посвященных проблемам художника и культуры, человека и его времени: "Гибель богов" (1969), "Смерть в Венеции" (1971), "Людвиг" (1972), "Семейный портрет в интерьере" (1974), "Невинный" (1976) и др. Спектакли в драматическом и оперном театрах.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Виско́нти Лукино

    (1906—1976), итальянский режиссёр. Один из основоположников неореализма. Участник Движения Сопротивления. Фильмы: «Земля дрожит» (1948), «Самая красивая» (1951), «Рокко и его братья» (1960). Важнейшая для Висконти тема — конфликт между анархическим индивидуализмом и гуманистическими нормами нравственности — развита в изощрённых по пластическому мастерству фильмах, посвящённых проблемам художника и культуры, человека и его времени: «Гибель богов» (1969), «Смерть в Венеции» (1971), «Людвиг» (1972), «Семейный портрет в интерьере» (1974), «Невинный» (1976) и др. Спектакли в драматическом и оперном театрах.

    * * *

    ВИСКОНТИ Лукино

    ВИСКО́НТИ Лукино (полностью Лукино Висконти ди Модроне, Luchino Visconti di Modrone) (2 ноября 1906, Милан — 17 марта 1976, Рим), итальянский режиссер театра и кино, один из основоположников неореализма(см. НЕОРЕАЛИЗМ).

    Потомок аристократического рода Висконти(см. ВИСКОНТИ (знатный итальянский род)), Лукино начал работать в кино во Франции ассистентом Жана Ренуара(см. РЕНУАР Жан) на съемках фильма «Загородная прогулка» в 1936. В Италии Висконти входил в группу антифашистски настроенных кинокритиков, выступал в журналах демократического направления («Бьянко и неро»). В 1940 он принял участие в съемках фильма «Тоска», начатых Ренуаром и законченных (в связи с войной) итальянским режиссером К. Кохом.

    Свой первый самостоятельный фильм «Одержимость» по роману Дж. Кейна «Почтальон всегда звонит дважды» Висконти поставил в 1942. Этот фильм считается предвестником неореализма. Он резко выделялся на фоне парадного муссолиниевского кинематографа, жестким, неприкрашенным изображением нищей Италии, мрачным темпераментом и накалом страстей. В годы Второй мировой войны Висконти участвовал в движении Сопротивления, был арестован гестаповцами и чудом избежал расстрела.

    Его эстетические взгляды окончательно сформировались в кружке передовых итальянских кинематографистов и литераторов, группировавшихся вокруг журнала «Чинема». В 1945 Висконти участвовал в съемках документального фильма «Дни славы». Близок к документальному жанру фильм «Земля дрожит», который Висконти снял в 1948 в сицилийском рыбачьем селении Ачи-Трецца с участием непрофессиональных актеров, говорящих на местном диалекте. Режиссер снимал этот фильм в подлинных интерьерах и на натуре, использовал импровизированные диалоги, наблюдения за повседневной жизнью рыбаков. Фильм проявил высокую и изощренную пластическую культуру Висконти, по праву считается одной из вершин неореалистического кино.

    В рамках неореализма Висконти снял комедию «Самая красивая» (1951) и короткометражную новеллу в фильме «Мы, женщины» в которых играла Анна Маньяни(см. МАНЬЯНИ Анна). Эти работы полны зарисовками послевоенного быта римских улиц, психологическими этюдами из жизни городского среднего класса. Но уже в них режиссер пытается найти выход из круга самоповторов, которыми начали грешить неореалисты. В 1954 Висконти снял фильм «Чувство» (по К. Бойто), где проявилась важная для его творчества тема противоречия между эгоизмом страсти и нормами общественной морали. Экранизируя в 1957 повесть Ф. М. Достоевского(см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) «Белые ночи», Висконти перенес действие в современный ему Ливорно и насытил ткань фильма лиризмом, вольной игрой фантазии, театрализацией.

    В театре Висконти начал активно работать с 1945. Он успешно выступал в качестве режиссера драматических и музыкальных спектаклей. К числу наиболее значительных относятся его постановки спектаклей «Смерть коммивояжера» (1950, Артура Миллера(см. МИЛЛЕР Артур)), «Три сестры» (1952, А. П. Чехова(см. ЧЕХОВ Антон Павлович)), «Дядя Ваня» (1956, А. П. Чехова), «Вид с моста» (1958, А. Миллера), пьес У. Шекспира, Ж. Кокто, Ж. Ануя, Т. Уильямса. В музыкальных театрах Висконти ставил «Травиату» и «Трубадура» Джузеппе Верди(см. ВЕРДИ Джузеппе), оперы Г. Доницетти, Р. Штрауса.

    Тенденция к синтезу музыкального и драматического начал прослеживается во многих кинолентах режиссера. Музыка у Висконти не только сопровождает и иллюстрирует действие, а организует и задает ритм и настроение как отдельных эпизодов, так и композицию целых фильмов. В своих пристрастиях режиссер предпочитал возвышенный строй музыкальной классики. Обширные цитаты из Дж. Верди и Антона Брукнера(см. БРУКНЕР Антон) он вставил в «Чувство», прелюдию для фортепиано Снзара Франка(см. ФРАНК Сезар) — в «Туманные звезды Большой Медведицы», адажиетто из Пятой симфонии Густава Малера(см. МАЛЕР Густав) — в «Смерть в Венеции», а в «Леопарде» звучит неизданный и малоизвестный вальс Дж. Верди. А основой для сложного кинематографического искусства Висконти служит литература, ведь большинство его фильмов — экранизации классической прозы 19—20 веков.

    В 1960 режиссер вернулся к привычной для итальянских неореалистов теме жизни современного города в фильме «Рокко и его братья». Здесь он поднял острую для Италии социальную проблему адаптации выходцев из нищего юга страны в промышленных центрах севера страны. В форме многопланового семейного романа Висконти проследил распад патриархального крестьянского рода Паронди. На судьбе братьев Рокко, Симоне, Винченцо, Чиро, Луки показана жизнь простых итальянцев эпохи экономического чуда. Значительная доля в успехе этого фильма принадлежит актерам Анни Жирардо(см. ЖИРАРДО Анни) (Надя), Алену Делону(см. ДЕЛОН Ален) (Рокко) и Ренато Сальваторе (Симоне), сыгравшим здесь одни из лучших своих ролей за всю кинокарьеру.

    Форму семейного эпоса, как и мотивы распада, краха Висконти использует в своих дальнейших лентах. В 1962 он поставил фильм «Леопард» (1962, по роману Джованни Томази ди Лампедузы(см. ТОМАЗИ ДИ ЛАМПЕДУЗА Джузеппе), главная премия Каннского кинофестиваля(см. КАННСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ) 1963) — романтическую фреску из эпохи Рисорджименто(см. РИСОРДЖИМЕНТО), которая повествует об упадке сицилийского поместья, выходе буржуазии на историческую сцену. Еще один вариант гибели семейного рода дан в фильме «Туманные звезды Большой Медведицы» (1965, главный приз Венецианского кинофестиваля(см. ВЕНЕЦИАНСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ)), полном символики и мифологической реминисценсии. В 1967 Висконти экранизировал роман Альбера Камю(см. КАМЮ Альбер) «Посторонний».

    Следующий фильм «Гибель богов» (1969) повествовал о семье немецких промышленников, о нравственном одичании верхушки общества, приходе к власти фашистов. Центральным эпизодом фильма стала «ночь длинных ножей» 20 июня 1934, когда по приказу Гитлера были уничтожены главари штурмовых отрядов(см. СА) (СА). Эта сцена считается одной из самых сильных антифашистских страниц мирового кино.

    В 1960-х годах Висконти работал и в жанре короткометражного кино. В 1961 он снял эпизод «Работа» по новелле Ги де Мопассана(см. МОПАССАН Ги де) «На постели» для фильма «Боккаччо-70», а в 1966 — новеллу «Колдунья, сожженная заживо» для фильма «Колдунья». Картины, снятые Висконти в 1970-е годы, отличает внутренняя общность проблематики, единство стиля. Трагедия индивидуализма становится основной темой этих фильмов.

    Пышный, величавый и болезненный декаданс становится эмоциональным фоном для гибели одинокого героя, пытающегося спастись от грубого и пошлого мира в поклонении идеальной красоте. Композитор Г. Ашенбах стал главным героем фильма «Смерть в Венеции» (1971, по Т. Манну). В одиночество и безумие погружается баварский король-покровитель искусств Людвиг II Виттельсбах(см. ВИТТЕЛЬСБАХИ), судьбе которого посвящен фильм «Людвиг» (1971).

    Поисками выхода из тупика одиночества выделяется лента «Семейный портрет в интерьере» (1974), где позиции высокомерного невмешательства в людские страсти выдвигается альтернатива сочувствия к тревогам ближнего, осознания ответственности за страдания мира. В последнем фильме режиссера «Невинный» (1976), вышедшем уже после смерти режиссера, он осуждает аморализм, культ вседозволенности, с лирическим волнением говорит о вечных ценностях любви, материнства, самоотверженности. В целом творчество Висконти отличается масштабностью тем, социально-историческим подходом к изображаемому материалу, глубокой связью с традициями итальянской и мировой литературы.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ВИСКОНТИ Лукино (Visconti) (2 ноября 1906 — 17 марта 1976), итальянский кинорежиссер.

    Потомок знатного герцог рода Ломбардии Висконти ди Модроне, воспитывался в семье, богатой национальными и европейскими культурными традициями. С детства испытывал глубокое увлечение музыкой и театром, в сезоне 1928—1929 участвует в оформлении спектаклей в миланском Театро Эден. Несмотря на раннее увлечение кинематографом, к работе в кино приступает лишь в 1930-е годы. В 1936 годк в Париже, познакомившись с Жаном Ренуаром, становится его ассистентом на съемках «Загородной прогулки» и фильма «На дне» по М. Горькому. Позднее, в Италии, когда Ренуар приезжает туда на съемки незавершенного им фильма «Тоска» (La Tosca, 1941), Висконти продолжает сотрудничество с ним. Пройдя у него школу кинематографического мастерства, Висконти сближается с группой молодых интеллектуалов-антифашистов, группировавшихся вокруг журнала «Чинема» (старая серия), где печатает ставшие классикой теории кино статьи «Трупы» (1941) и «Антропоморфическое кино» (1943).

    По роману американского писателя Джеймса Кейна снимает свой первый фильм «Одержимость» (Ossessione, 1942), ощутимо визуальное предвосхищение неореализма. В годы оккупации страны участвует в движении Сопротивления, симпатизирует компартии, на протяжении всей жизни оставаясь в лагере левых демократических сил. Принимает участие в создании коллективного документального фильма «Дни славы» (Giorni Di Gloria, 1945) об освобождении, сняв сцены суда над римским квестором Карузо. Тогда же начинает выступать как профессиональный постановщик драматических и оперных спектаклей на сценах разных театров, совмещая эту деятельность с работой в кино. Мотивы романа Джованни Верга «Семья Малаволья» легли в основу его эпического фильма «Земля дрожит» (La Terra Trema, 1948), посвященного рыбакам Сицилии и ставшего одним из наиболее значительных свершений неореализма, роли в котором исполняли актеры-непрофессионалы, игравшие на сицилийском диалекте. В порубежные для неореализма годы снимает «Самую красивую» (Bellissima, 1951), в котором Анна Маньяни воплотила одну из лучших своих и единственную трагикомическую. Первый цветной фильм режиссера «Чувство» (Senso, 1954) по новелле Камилло Бойто, снятый в противовес доминировавшему тогда розовому неореализму, опередил возникновение национального исторического фильма. Хотя на этом и следующем фильме — адаптации «Белых ночей» (Le Notti Bianche, 1957) по Ф. Достоевскому — сказался опыт театральных его постановок. Эпопее «Рокко и его братья» (Rocco E I Suoi Fratelli, 1960) по очеркам Джованни Тестори суждено было стать узловым произведением нового итальянского кино. Корнями своими сопряженный с неореализмом, фильм убедительно обновлял классическую традицию в иную эпоху, с одной стороны, и с другой, выражал доминанту нового времени традиционно-литературным повествованием. Столь любимый автором принцип художественной трактовки блистательно подтвердил себя в экранизации одноименного романа Джузеппе Томази ди Лампедуза «Леопард» (Il Gattopardo, 1963), в котором Висконти проявил себя как трезвый историк-аналитик, единственный в те годы в итальянском кино.

    После академических по стилю «Туманных звезд Большой Медведицы» (Vaghe Stelle Dell"orsa, 1965) и неудачной адаптации «Постороннего» (Lo Straniero, 1967) А. Камю, постепенно отходит от театра, переживая воистину второе рождение в кино. «Немецкая трилогия» Висконти — «Гибель богов» (La Caduta Degli Dei, 1969), «Смерть в Венеции» (Morte A Venezia, 1971, по одноименной повести Томаса Манна) и «Людвиг» (Ludwig, 1973) — никем непревзойденный образец точнейшего воссоздания в кино огромного исторического пласта полувековой протяженности на рубеже 19—20 веков. Именно у Висконти и именно в фильме «немецкой трилогии» литература, театр, музыка и кино с исчерпывающей полнотой представляют собой гармонический художественный синтез. Впрямую в последний раз обращаясь к современному материалу в «Семейном портрете в интерьере» (Gruppo Di Famiglia In Un Interno, 1974), Висконти создает своего рода духовное завещание, обращаясь к новым поколениям от имени поколения своего, уходящего. Последней работой мастера стала тщательная, любовно выписанная экранизация одноименного романа Габриэле Д"Аннунцио «Невинный» (L"innocente, 1976), в которой великий режиссер еще раз воссоздал эпоху, которой был порожден.

    Валерий Босенко

    1935 Toni помощник по производству

    1941 Тоска / La Tosca ассистент режиссера, сценарист

    1942 Одержимость / Ossessione режиссер, экранизация

    1945 Дни славы / Giorni Di Gloria режиссер

    1946 Une Partie De Campagne реквизитор

    1947 Земля дрожит / La Terra Trema режиссер, сюжет, музыка, дикторский текст

    1951 Самая красивая / Bellissima режиссер, сценарист

    1953 Appunti Su Un Fatto Di Cronaca режиссер

    1953 Siamo Donne режиссер

    1954 Чувство / Senso режиссер, сценарист

    1957 Белые ночи / Le Notti Bianche (см. БЕЛЫЕ НОЧИ (1957)) режиссер, сценарист

    1960 Рокко и его братья / Rocco E I Suoi Fratelli (см. РОККО И ЕГО БРАТЬЯ) режиссер, диалог, автор идеи

    1962 Boccaccio "70 режиссер, сценарист

    1963 Леопард / Il Gattopardo (см. ЛЕОПАРД) режиссер, сценарист

    1965 Туманные звезды Большой Медведицы / Sandra/Vaghe Stelle DEll"Orsa режиссер, сценарист

    1967 Посторонний / Lo Straniero (см. ПОСТОРОННИЙ (1967, Италия-Франция)) режиссер, сценарист

    1968 Le Streghe режиссер

    1969 Гибель богов / La Caduta Degli Dei (см. ГИБЕЛЬ БОГОВ) режиссер, сюжет

    1971 Смерть в Венеции / Morte A Venezia (см. СМЕРТЬ В ВЕНЕЦИИ) продюсер, режиссер, сценарист

    1973 Людвиг / Ludwig режиссер, сценарист, сюжет

    1974 Семейный портрет в интерьере / Gruppo Di Famiglia In Un Interno режиссер, сценарист

    1976 Невинный / L"Innocente режиссер, сценарист

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: