Большая Советская энциклопедия

    («Лега́льный маркси́зм»)

    идейно-политическое течение части передовой российской буржуазии, пытавшейся использовать для обоснования развития капитализма в России отдельные положения экономического учения Маркса; возникло в 90-х гг. 19 в. В. И. Ленин охарактеризовал это течение как «отражение марксизма в буржуазной литературе». Главные представители «Л. м.» П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев выступали в легальной прессе (отсюда название), издавали журнал «Новое слово», «Начало», «Жизнь». Наиболее ярким выражением идейной направленности «Л. м.» в начальный период его существования явилась книга Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» (1894). «Легальным марксистам» была чужда идея пролетарского социализма, но их вполне устраивало, что марксизм обосновывал прогрессивность капитализма по сравнению с феодализмом, доказывал закономерный характер смены феодализма капиталистической общественно-экономической формацией. Подвергая критике народников как защитников мелкого производства, Струве в то же время восхвалял капитализм, усматривая в нём высшую ступень развития общества, призывал «признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму», замалчивал его классовые противоречия. Он пытался «подправить» учение Маркса о государстве, подменить марксистскую теорию революционного ниспровержения капитализма либеральной теорией реформирования буржуазного общества. «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму,... а к буржуазному либерализму» (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16, с. 96). Отрицая социализм как науку, «Л. м.» выступал против философских основ марксизма. Струве, Булгаков подменяли исторический материализм «экономическим материализмом», который сводили к прямой зависимости между прогрессом социальным и прогрессом экономическим. Лидеры «Л. м.» как теоретики формировались под воздействием различных буржуазных школ и течений, а также бернштейнианства (См. Бернштейнианство). Связь с ним ярко выявилась в 1899, когда Струве в своей итоговой статьей «Марксова теория социального развития» попытался придать ревизионизму «гносеологическое» обоснование, одновременно отстаивая свой приоритет в ревизии отд. положений марксизма. Противоречивый в теоретическом отношении, «Л. м.» в то же время четко выражал стремление буржуазных теоретиков «... взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии... и отбросить «только» живую душу марксизма, «только» его революционность» (там же, т. 26, с. 227).

    Будучи противниками революционного марксизма, Струве и его сторонники в то же время выступали, хотя и нерешительно, против самодержавия, за буржуазно-демократические свободы, критиковали народничество. Поэтому революционные марксисты пошли на временный союз с «легальными марксистами», который был использован для совместной борьбы с общим противником — народнической идеологией — основным препятствием на пути распространения марксизма в России. В 1895 был издан сборник статей «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития», в котором приняли участие социал-демократы и «легальные марксисты». В сборнике была помещена статья Ленина «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», в основу которой положен его реферат «Отражение марксизма в буржуазной литературе», прочитанный в кружке петербургских марксистов в 1894. В статье Ленин вёл борьбу и против народников и против либерально-буржуазных фальсификаторов марксизма, подверг критике буржуазный объективизм «легальных марксистов», открыто защищавших капитализм, отстоял и развил принцип партийности марксистской философии. Доступ революционных марксистов в легальные журналы полностью оправдал временный союз с «Л. м.». «Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)» (там же, т. 6, с. 16). Завершив разгром народничества, Ленин нанёс решительный удар «Л. м.». В ряде статей он показал его эволюцию: начав как временные попутчики социал-демократов, «легальные марксисты» в период напряжённой борьбы революционных марксистов с «экономистами» окончательно перешли на позиции буржуазного либерализма. Критика Лениным «Л. м.» явилась началом целой исторической полосы в борьбе революционных марксистов против международного ревизионизма. Ко времени выхода «Искры» (декабрь 1900) «Л. м.» как идейное течение перестал существовать. В дальнейшем бывшие лидеры «Л. м.» (Струве, Туган-Барановский и др.) стали врагами большевизма, составив ядро буржуазной кадетской партии. После Октябрьской революции 1917 они входили в состав контрреволюционных белогвардейских «правительств», а в эмиграции вели активную антисоветскую деятельность.

    Лит.: Ленин В, И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 1; его же. Что делать?, там же, т. 6; его же, Предисловие к сборнику «За 12 лет», там же, т. 16; его же, Крах 2-го Интернационала, там же, т. 26; Плеханов Г. В., Статьи против П. Струве, Соч., 3 изд., т. 11, М.—Л., 1928; История КПСС, т. 1, М., 1964; Шириков Л. В., Разоблачение В. И. Лениным струвизма (1894—1901), в сборнике: В. И. Ленин — основатель и вождь КПСС, М., 1960.

    Ю. А. Аксенов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ" - идейно-политическое течение российской интеллигенции в 1890-х гг. (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др.). Выступали в легальных журналах "Новое слово" (1894-97), "Жизнь" (1897-1901), "Начало" (1899) и др., использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные теории реформирования общества. С кон. 1900-х гг. перешли от марксизма к либерализму, их лидеры стали ядром партии кадетов.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    "ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ"

    идейно-политич. течение, представители к-рого (П. Струве, Туган-Барановский, Булгаков, Бердяев и др.) выступали в рус. легальной печати 90-х гг. 19 в. против народничества под флагом марксизма, извращаемого ими в духе бурж. либерализма. Ленин, показавший в многочисл. работах сущность "Л. м.", определял его как "отражение марксизма в буржуазной литературе" (см. подзаголовок к работе "Экономич. содержание народничества...", 1895, Соч., т. 1, с. 315). "Это были, – писал о представителях "Л. м." Ленин, – буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму, как для нас, а к буржуазному либерализму" (Соч., т. 13, с. 81), Резкую, хотя и непоследоват. критику "Л. м." дал также Плеханов.

    Первое значит. выступление "Л. м." – книга П. Б. Струве "Критич. заметки к вопросу об экономич. развитии России" (1894), ревизовавшая марксизм по всем осн. вопросам (провозглашение надклассового характера гос-ва, отрицание противоречий капиталистич. общества, отбрасывание теории диктатуры пролетариата, выдвижение реформистской идеи непрерывной "эволюции", подмена марксистского метода исследования позитивистским объективизмом и т.д.). Для "Л. м." характерно огульное охаивание народничества, зачеркивание его демократизма.

    По своему содержанию "Л. м." в общем совпадал с бернштейнианством. В области философии "Л. м." противопоставлял диалектич. материализму неокантианство, вульгарный эволюционизм, позитивизм и – в работах нек-рых представителей "Л. м." – фихтеанство; в области политэкономии и социологии – "экономический материализм", взгляды Бём-Баверка, Зиммеля, Зомбарта, Штаммлера.

    Временное соглашение революц. социал-демократов с "легальными марксистами", благодаря к-рому "... была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)" (Ленин В. И., Соч., т. 5, с. 334), закончилось полным разрывом, как только выявилось стремление "Л. м." "...превратить начинающееся рабочее движение в хвост либералов" (там же, с. 335). Бурж. объективизму "Л. м." Ленин противопоставил воинствующую партийность революц. марксизма. Разоблачая "объективизм" Струве, Ленин указал, что, постоянно твердя о "необходимости данного исторического процесса", объективист игнорирует классы, отстаивающие и реализующие эту необходимость, и классы, препятствующие ее осуществлению. Подчеркивая глубоконауч. характер материализма, Ленин писал, что "... материализм включает в себя, так сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на точку зрения определенной общественной группы" (там же, т. 1, с. 380–81). Борьба Ленина, Плеханова и др. революц. марксистов против "Л. м." имела междунар. значение, т.к. подобные извращения марксизма имели место и в Зап. Европе. Ряд представителей "Л. м." выступил впоследствии в качестве идеологов веховства.

    Лит.: Ангарский Н., Л. м., М., 1930; Вайнштейн И., Методология экономич. апологетики. (Критика методологии Струве), "Под знаменем марксизма", 1930, No 10–12; Чагин Б. Α., Борьба Ленина зa марксистский материализм в девяностых годах, М.–Л., 1940; его же, Борьба марксизма-ленинизма против филос. ревизионизма в конце XIX – начале XX веков, Л., 1959; его же, Из истории борьбы В. И. Ленина зa развитие марксистской философии, М., 1960; Востриков А. В., Борьба Ленина против неокантианской ревизии марксизма в России, [М. ], 1949; Τурдазов Я. С., Критика В. И. Лениным идеалистич. социологии "Л. м.", М., 1954 (Автореф.); Демко Н., Развитие Лениным принципа партийности в борьбе с бурж. объективизмом "легальных марксистов", в сб.: Уч. зап. Красноярского пед. ин-та, т. 6, вып. 2. Кафедра марксизма-ленинизма, [Красноярск ], 1956; Вейсман А. М., Борьба В. И. Ленина против бурж. объективизма "легальных марксистов" за марксистский принцип партийности в сб.: Тр. Среднеазиатского ун-та им. В. И. Ленина. Философия. (Нов. сер., вып. 106. Филос. науки, кн. 1), Таш., 1957; Гиршович Е. И., Разоблачение В. И. Лениным бурж. объективизма. (Критика социологич. основ струвизма), "Филос. науки" (Науч. докл. высшей школы), 1959, No 2; Афанасьева З. Г., Развитие В. И. Лениным марксистской теории классовой борьбы в конце XIX века и критика "Л. м.", в сб.: Очерки по истории философии в России, М., 1960; Расулов Т. Α., Критика В. И. Лениным позитивистской социологии в 90-е годы XIX века, Баку, 1960; История философии, т. 5, М., 1961, с. 51–7.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    ЛЕГАЛЬНЫЙ МАРКСИЗМ

    «ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ», идейно-политическое течение российской интеллигенции в 1890-х гг. (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, М. И. Туган-Барановский и др.). Выступали в легальных журналах «Новое слово» (1894—97), «Жизнь» (1897—1901), «Начало» (1899) и др., использовали положения марксистской экономической теории для обоснования развития капитализма в России, выступали за демократические свободы, развивали либеральные теории реформирования общества. С кон. 1900-х гг. перешли от марксизма к либерализму, их лидеры стали ядром партии кадетов.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    идейно-политич. направление росс. бурж. интеллигенции, возникшее в сер. 90-х гг. 19 в. в условиях широкого распространения марксизма в России и начала соединения социализма со стихийным рабочим движением. Рус. буржуазия оформилась в самостоят. партию позже, чем пролетариат. Еще не выработав собственного мировоззрения, бурж. теоретики пытались использовать для обоснования развития капитализма в России отд. положения экономпч. учения Маркса. Ленин характеризовал это течение как "отражение марксизма в буржуазной литературе". Гл. представители "Л. м." П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, M. И. Туган-Барановский, Н. А. Бердяев выступали в легальной прессе (отсюда назв. "Л. м."), издавали журн. "Новое слово", "Начало", "Жизнь". Программным произведением "Л. м." стала книга их лидера Струве "Критич. заметки к вопросу об экономияч. развитии России" (1894). Подвергая критике народников, как защитников мелкого произ-ва, Струве в то же время восхвалял капитализм, призывал "признать нашу некультурность и пойти на выучку к капитализму".

    Являясь идеологами либеральной буржуазии, "легальные марксисты" извращали марксистское понимание клас. борьбы, отвергали основу учения Маркса о неизбежности революц. ниспровержения капиталистич. строя и завоевании диктатуры пролетариата. Отрицая социализм как науку, "легальные марксисты" выступали против филос. основ марксизма. Струве, Булгаков были сторонниками философии неокантианства и субъективного идеализма Фихте. Они подменяли ист. материализм "экономическим материализмом", к-рый сводили к признанию "гармоничности" капитализма, его якобы "безграничных возможностей" и бескризисности развития. "Легальные марксисты" разделяли взгляды бурж. экономистов и социологов - Бём-Баверка, Зиммеля, Зомбарта, Родбертуса и Штаммлера.

    Выступая с ревизией марксизма, "Л. м." явился предтечей междунар. оппортунизма и прежде всего бернштейнианства в герм. с.-д. Он выражал стремление бурж. теоретиков "...взять из марксизма все, что приемлемо для либеральной буржуазии,... и отбросить "только" живую душу марксизма, "только" его революционность" (Ленин В. И., т. 21, с. 197-98).

    Выхолащивая революц. содержание марксизма, "легальные марксисты" выступали, хотя непоследовательно и нерешительно, за бурж. демократич. свободы. В легальной прессе они популяризировали нек-рые положения экономич. теории Маркса. Это позволило революц. марксистам во главе с В. И. Лениным пойти на временный союз с "Л. м.", к-рый был использован для критики народнич. идеологии. В 1895 был издан сб. ст. "Материалы к характеристике нашего хоз. развития", в к-ром приняли участие с.-д. и "легальные марксисты". В помещенной в этом сб. ст. "Экономич. содержание народничества и критика его в книге г. Струве" Ленин выступил против "Л. м.". Он подверг критике бурж. объективизм "легальных марксистов", показав их как апологетов капитализма, отстоял и развил принцип партийности марксистской философии. Благодаря этому союзу революц. марксисты получили доступ в легальные журн. "Новое слово", "Научное обозрение", "Начало". В ст. В. И. Ленина, Г. В. Плеханова критиковалось народничество, выдвигались насущные политич. задачи рабочего класса. Временный союз с "легальными марксистами" полностью себя оправдал. "Благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)" (там же, т. 5, с. 334). Завершив разгром народничества, Ленин нанес решит. удар и по "Л. м.". В ряде статей он показал их эволюцию: начав как временные попутчики с.-д., "легальные марксисты" в период напряженной борьбы революц. марксистов с "экономистами" окончательно перешли на позиции бурж. либерализма. В это время Ленин характеризовал Струве как "дюжинного либерала" (см. там же, т. 4, с. 356). В "критике" Маркса "легальные марксисты" договорились до отрицания закономерностей обществ. развития и социальной революции, оправдывали капиталистич. эксплуатацию, считая ее естественной и вечной, отвлекали рабочий класс от политич. деятельности. Предостерегая революц. с.-д. "...против угрожающего опошления и сужения марксизма...", Ленин требовал от них "...бесповоротного разрыва с буржуазной "критикой" (там же, т. 34, с. 29). Разоблачая "Л. м.", Ленин вскрыл идейную близость струвизма и бернштейнианства как различ. форм ревизии учения Маркса. Критика Лениным, а затем и Плехановым "Л. м." явилась началом целой ист. полосы в борьбе революц. марксистов против междунар. ревизионизма.

    Ко времени выхода "Искры" "Л. м." как идейное течение перестал существовать. В дальнейшем б. лидеры "Л. м." (Струве, Туган-Барановский и др.) превратились во врагов большевизма, составив ядро бурж. кадетской партии. После Окт. революции они входили в состав контрреволюц. белогвард. "правительств", а в эмиграции вели активную антисов. деятельность.

    Лит.: Ленин В. И., Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве, Соч., 4 изд., т. 1; его же, Что делать?, там же, т. 5; его же, Предисловие к сборнику "За 12 лет", там же, т. 13; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 21; Плеханов Г. В., Статьи против Струве, Соч., т. 11; История Коммунистической партии Советского Союза, т. 1, М., 1964; Шириков Л. В., О классовой сущности "легального марксизма", "ВИ КПСС", 1958, No 3, с. 179-90; его же, Разоблачение В. И. Лениным струвизма (1894-1901 гг.), в сб.: В. И. Ленин - основатель и вождь Коммунистической партии Советского Союза, М., 1960, с. 66-108.

    С. С. Шаумян, Ю. С. Аксенов. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: