«Керубини Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария»

Керубини Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Керубини Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    Керубини (Cherubini) Луиджи Карло Зенобио Сальваторе Мария (8 или 14.9.1760, Флоренция, ‒ 15.3.1842, Париж), композитор, по национальности итальянец. Член института Франции (1815). Музыкальное образование завершил в Болонье (под руководством Дж. Сарти). В 1778 в Александрии была поставлена первая опера-сериа К. ‒ «Квинт Фабий». В 1784‒86 работал в Лондоне, затем обосновался в Париже. В годы Великой французской революции писал музыку для массовых празднеств, траурных церемоний, в том числе «Гимн Пантеону», «Гимн братству», марши для оркестра Национальной гвардии. С 1795 (со дня основания) один из инспекторов и преподавателей (с 1816 ‒ профессор), с 1822 также директор Парижской консерватории.

    Оперное творчество К. синтезирует лучшие национальные традиции итальянской оперы и принципы драматургии К. Глюка. К. ‒ один из создателей нового музыкально-сценического жанра ‒ «оперы спасения». Среди его опер ‒ «Лодоиска» (1791), «Элиза» (1794), «Медея» (1797), «Два дня» (1800; в России ‒ под назв. «Водовоз») и др. Художник-новатор, К. в годы Реставрации и Июльской монархии переживал глубокий кризис. Из произведений этого периода лишь немногие (преимущественно духовные) достигают уровня сочинений революционных лет.

    Лит.: Радиге А., Французские музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М., 1934; Александрова В., Луиджи Керубини, «Советская музыка», 1960, № 10.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.