Большая Советская энциклопедия

    (Krleža)

    Мирослав (р. 7.7.1893, Загреб), хорватский писатель, вице-президент Югославянской академии наук и искусств (с 1945). Окончил военную академию в Будапеште. Печататься начал в 1914. Ранние произведения К., связанные преимущественно с темой 1-й мировой войны 1914—18 (в которой писатель участвовал в составе австро-венгерской армии), показывают драму хорватского народа, вынужденного воевать за чуждые интересы: сборники «Стихи» (1918—19), «Лирика» (1919), сборники новелл «Хорватский бог Марс» (1922), «Тысяча и одна смерть» (1933), пьесы «Галиция» (1922; 2-я редакция — под названием «В лагере», 1934), «Вучьяк» (1923). Предчувствие революционных перемен, зреющий протест народа особенно ярко выражены в его журнально-публицистической деятельности, драмах «Кристофор Колумб» (1918) и «Голгофа» (1922). Художественные принципы К. этого периода близки Экспрессионизму. Осмысление революционных потрясений, связанных с Великой Октябрьской социалистической революцией в России, обострило социальное чутьё К., вызвало критическое отношение к авангардистским увлечениям. В конце 20 — 30-е гг. К. создал остросоциальные реалистические произведения («В агонии», 1928; «Господа Глембаевы», 1928; «Леда», 1932), которые составили широко известный драматургический цикл «Господа Глембаевы», отразивший противоречия хорватского буржуазного общества. Романы «Возвращение Филиппа Латиновича» (1932), «На грани рассудка» (1938) содержат резкую критику капитализма, его морали, культуры. «Баллады Петрицы Керемпуха» (1936), восходящие к фольклорным истокам, запечатлели народный протест против тирании. Роман-памфлет «Банкет в Блитве» (кн. 1—2, 1938—39; кн. 3, 1962) — одно из первых в хорватской литературе крупных антифашистских произведений. После освобождения Югославии от фашистских оккупантов К. выступал как публицист. Публикует многотомный роман-эпопею «Знамена» (т. 1—5, 1963—1968—), который должен, по замыслу, раскрыть социальную, политическую и духовную биографию нескольких поколений хорватов. К. — директор Лексикографического института и главный редактор «Энциклопедии Югославии».

    Соч.: Sabrana djela, sv. 1—26—, Zagreb, 1953—69—; в рус. пер. — Избранное. [Послесл. М. Богданова], М., 1958; Стихи. [Предисл. Б. Слуцкого], М., 1967; Возвращение Филиппа Латиновича. [Предисл. Б. Л. Сучкова], М., 1969.

    Лит.: Bogdanović М., О Krieži, Beograd, 1956; Глигорнћ В., У вихору. Београд, 1962, с. 204—368.

    Н. Б. Яковлева.

    М. Крлежа.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    КРЛЕЖА (Krleza) Мирослав (1893 - 1981), хорватский писатель. Антифашистский роман-памфлет "Банкет в Блитве" (книги 1-2, 1938 - 39, книга 3, 1962); в романе-эпопее "Знамена" (книги 1-5, 1962 - 69; 2-е дополнительное издание 1976) показал влияние событий национальной истории периода 1-й мировой войны, революционного движения в Хорватии на личные судьбы героев, их духовную эволюцию.

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Литературная энциклопедия

    Крлежа

    КРЛЕЖА Мирослав (Krleza, 1884—) — современный хорватский писатель. С самого начала своей литературной деятельности К. занял по отношению к существовавшим и существующим в Хорватии идейным течениям, как художественно-литературным, так и социально-политическим, непримиримую революционную позицию и ведет неустанную борьбу с реакцией, охватившей, особенно в последние годы, Хорватию. К. — член Международного бюро революционной литературы; недавно был арестован по обвинению в большевистской пропаганде.

    В развитии своих философских и политических взглядов К. прошел сложный путь от анархо-индивидуализма (Ницше, Штирнер) к идеям Октябрьской революции; в творчестве своем — от космополитизма к отображению реальной действительности. Характернейшими произведениями Крлежа первого периода являются поэмы: «Пан» (1914), «Три симфонии» и «Хорватская рапсодия» (1917), и драмы: «Кристовал Колон» и «Микель-Анджело Буонаротти» (1918—1919), в к-рых он славословит бунтарей. Среди прозаических произведений этого периода выделяются военные повести («Трое рядовых», «Барак 5 Б» и др.), рисующие борьбу солдатской массы с начальством. Интересна повесть К. «Veliki mestar sviju huija» (Великий мастер подлецов), в к-рой он изображает психику «великого мастера» — капиталиста, хорошо знающего слабые стороны своих «клиентов» и умеющего их эксплоатировать.

    За последние годы К. написал несколько драм; «Галиция», «Адам и Ева» (1922), «Голгофа» (1923), «В агонии» (1928), «Clambays» (1929), ряд стихотворений и новелл, весьма разнообразных по своей тематике. В этих произведениях Крлежа выступает уже как художник-аналитик, обнажающий неизлечимые язвы капиталистического общества.

    Начиная с 1917 К. выступает как смелый публицист и полемист (статьи о хорватской литературе, о Ленине, о культуре и пр.). К. также редактировал журналы «Plamen» (1921) — вместе с революционным писателем А. Цезарцем (см.) — «Knjizevna republika» (до 1925), к-рые оказали огромное влияние на современную сербо-хорватскую литературу, одним из выдающихся представителей к-рой является К. Его произведения переведены на несколько европейских яз.

  5. Источник: Литературная энциклопедия