Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Иоганн) — один из наиболее крупных современных немецких композиторов, род. 7 мая 1833 года в Гамбурге. Сын бедных родителей (его отец занимал место контрабасиста в городском театре), он не имел возможности получить блестящего музыкального образования и изучал игру на фортепьяно и теорию композиции у Эд. Маркзена, в Альтоне. Дальнейшему усовершенствованию обязан самому себе. В 1847 году Б. впервые выступил публично, как пианист. Позднее, в 1853 г., он познакомился с Роб. Шуманом, к высокому дарованию которого питал особенное благоговение. Шуман отнесся к таланту Б. с большим вниманием, о чем и высказался весьма лестно в критической статье, в специальном музыкальном органе: "Neue Zeitsch rift fü r Musik". Первое произведение Б. — фортепьянные пьесы и песни, изданы в Лейпциге в 1854 г. Постоянно переменяя свое местопребывание в Германии и Швейцарии, Б. написал целый ряд произведений в области фортепьянной и камерной музыки. С 1862 г. он поселился в Вене, где был капельмейстером в "Singakademie", а с 1872—74 дирижировал известными концертами общества "Musikfreunde". Позднее, большую часть своей деятельности Б посвятил композиции. Им написано более 80-ти произведений, как то: одноголосные и многоголосные песни, серенада для оркестра, вариации на гайдновскую тему для оркестра, два секстета для струнных инструментов, два фортепьянных концерта, несколько сонат для одного фортепьяно, для фортепьяно со скрипкой, с виолончелью, фортепьянные трио, квартеты и квинтеты, вариации и разные пьесы для фортепьяно, кантата "Rinaldo" для соло тенора, мужского хора и оркестра, рапсодия (на отрывок из гётевского "Harzreise im Winter") для соло-альта, мужского хора и оркестра, "Немецкий реквием" для соло, хора и оркестра, "Triumphlied" (по поводу Франко-Прусской войны), для хора и оркестра; "Schicksalslied", для хора и оркестра; скрипичный концерт, две увертюры: трагическая и академическая. Но особенную славу доставили Б. его симфонии. Уже в ранних своих произведениях Б. выказал самобытность и самостоятельность. Благодаря упорному труду, Б. выработал себе стиль. О его произведениях, по общему их впечатлению, нельзя сказать, чтобы Б. находился под влиянием кого-либо из предшествовавших ему композиторов. Но при этом надо заметить, что, стремясь к самостоятельности и оригинальности, Б. нередко впадает в деланность и сухость. Самым выдающимся произведением, в котором творческая сила Б. сказалась особенно ярко, оригинально, является его "Немецкий реквием". Среди массы публики имя Б. весьма популярно, но ошибутся те, которые подумают, что эта популярность есть следствие его собственных сочинений. Б. переложил венгерские мелодии на скрипку и фортепьяно, и эти мелодии, под названием "венгерских танцев", вошли в репертуар целого ряда самых выдающихся скрипачей-виртуозов и послужили, главным образом, к популяризации в массе имени Б.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Brahms)

    Иоганнес (7.5.1833, Гамбург — 3.4.1897, Вена), немецкий композитор, пианист и дирижёр. Родился в семье музыканта-контрабасиста. Обучался музыке у отца, затем у Э. Марксена. Испытывая острую нужду, работал тапером, давал частные уроки, делал переложения салонных музыкальных пьес. Одновременно интенсивно сочинял, но большинство своих ранних произведений позже уничтожил. В возрасте 20 лет совместно с венгерским скрипачом Э. Ременьи совершил концертную поездку, во время которой познакомился с Ф. Листом, И. Иоахимом и Р. Шуманом, который в 1853 на страницах «Нового музыкального журнала» восторженно приветствовал талант молодого Б. С конца 50-х гг. Б. — дирижёр любительских хоров. В 1862 переехал в Вену, где успешно выступал как пианист, позднее и как хоровой дирижёр в Певческой капелле и Обществе любителей музыки. В середине 70-х гг. Б. целиком посвящает себя творческой деятельности, выступает с исполнением своей музыки как дирижёр и пианист, много путешествует. Последние годы жизни Б. омрачает мучительная болезнь.

    В сложной обстановке борьбы сторонников Ф. Листа и Р. Вагнера (веймарская школа) и эпигонов Ф. Мендельсона и Р. Шумана (лейпцигская школа), не примкнув к какому-либо из этих направлений, Б. глубоко и последовательно развивал классические традиции, которые он обогатил новым романтическим содержанием. Музыка Б. воспевает свободу личности, нравственную стойкость, мужество; она полна тревоги за судьбу человека, проникнута беспокойной порывистостью, мятежным чувством и трепетным лиризмом; в ней порой ощутима эпическая мощь. Свободно-импровизационный склад сочетается в ней со строгой дисциплиной мышления, логикой развития.

    Музыкальное наследие Б. обширно и охватывает многие жанры (за исключением оперы). Четыре симфонии Б. (1876, 1877, 1883 и 1885), из которых в особенности выделяется последняя, — одно из высших достижений симфонизма 2-й половины 19 в. Вслед за Л. Бетховеном и Ф. Шубертом Б. понимал циклическую композицию симфонии как инструментальную драму, части которой объединены определённой поэтической идеей. По художественной значимости к симфониям Б. примыкают его инструментальные концерты, трактованные как симфонии с солирующими инструментами. Скрипичный концерт Б. (1878) принадлежит к числу наиболее популярных произведений этого жанра; большой известностью пользуется также 2-й фортепианный концерт (1881). Из вокально-оркестровых сочинений Б. наиболее значителен «Немецкий реквием» (1868) с его эпическим размахом и проникновенной лирикой. Разнообразна вокальная музыка Б. (более 200 сольных песен), она заключает в себе исполненные самым непосредственным чувством страницы его сочинений, видное место в ней занимают песни народного склада. Выполненные Б. обработки народных песен (свыше 100) тонко подчёркивают красоту народных мелодий.

    Произведения камерно-инструментального жанра относятся по преимуществу к раннему периоду творческих поисков Б. (1-е фортепианное трио, фортепианный квинтет и др.) и последнему периоду жизни Б., когда возникли лучшие из этих произведений, для которых характерны усиление героико-эпических черт и одновременно субъективно-лирическая направленность (2-е и 3-е фортепианные трио, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано и др.). Фортепианные произведения Б. отличаются плотной контрапунктически развитой фактурой, тонкой мотивной разработкой, виртуозные эффекты подчинены в них выражению содержания.

    Начав с сонатных циклов, Б. в дальнейшем писал для фортепиано главным образом миниатюры. Из них особенно выделяются вальсы и «Венгерские танцы» — дань восхищения Б. венгерским фольклором. В последний период творчества Б. создаёт фортепианные произведения камерного плана (каприччо, интермеццо).

    Б. принадлежат также 2 серенады, вариации на тему Гайдна и увертюры для оркестра, вокальные ансамбли, хоры и др.

    Соч.: Sämtliche Werke, Bd 1—26, Ausg. der Gesellschaft der Musikfreunde, Lpz., Breitkopf und Härtel, 1926-28: Briefwechsel. Bd 1—16, hrsg. von der Deutschen Brahms-Gesellschaft, B., 1907—1922.

    Лит.: Соллертинский И., Симфонии Брамса, в его сб.: Музыкально-исторические этюды, Л., 1956; 2 изд., Л., 1963; Друскин М., И. Брамс, 2 изд., М., 1963; Гейрингер К., И. Брамс, [пер. с нем.], М., 1970: Kalbeck М., Johannes Brahms, Bd 1—4, В.. 1904—14; Grasberger F., Johannes Brahms. Variationen um sein Wesen, Wien, 1952.

    М. С. Друскин.

    И. Брамс.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Сводная энциклопедия афоризмов

    Брамс

    (Brahms)Брамс, Иоганнес (Brahms, Johann) (1833 - 1897)

    Немецкий композитор, пианист, дирижер. По глубине и богатству музыкального творчества ставится первым после Бетховена и Шумана. Автор более 116 сочинений.Афоризмы, цитаты
    • Писать музыку не так уж трудно, труднее всего - зачеркивать лишние ноты.

  7. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов