Большая Советская энциклопедия

    механизм для преобразования одного вида движения в другой, имеет вращающееся звено в виде Кривошипа или коленчатого вала (См. Коленчатый вал), связанное со стойкой и другим звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). К. м. обычно имеют вращательные и поступательные кинематические пары (См. Кинематическая пара). К. м. делятся на плоские (с движением всех звеньев в параллельных плоскостях) и пространственные, четырёхзвенные и многозвенные. Наиболее распространённые плоские четырёхзвенные К. м. делятся на три группы: шарнирные четырёхзвенные, кривошипно-ползунные, кривошипно-кулисные.

    Шарнирные четырёхзвенные К. м. бывают двух видов: двухкривошипный для преобразования равномерного вращения одного кривошипа в неравномерное вращение другого (рис.1, а); частным случаем является шарнирный параллелограмм для передачи вращения с одного кривошипа на другой без изменения скорости (рис.1, б): кривошипно-коромысловый К. м., преобразующий вращение кривошипа в качательное движение коромысла (рис.1, в). Кривошипноползунные механизмы преобразуют вращение кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ползуна или наоборот, широко используются в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах и других машинах. По расположению кривошипа и ползуна различают К. м. центральные (рис. 2, а) и смещенные (рис. 2, б). Кривошипно-кулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение кривошипа в неравномерное вращательное движение, качательное (рис. 3, а) или возвратно-поступательное (рис. 3, б) движение кулисы. К. м. с качающейся кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков. В большинстве К. м. имеются т. н. мёртвые положения (см.рис. 2, а), в которых передача движения на кривошип невозможна и при выходе из которых ведомый кривошип может изменить направление вращения на обратное. Прохождение этих положений в поршневых двигателях обычно обеспечивается инерцией звеньев. При ведущем кривошипе вблизи мёртвых положений К. м. даёт значительный выигрыш в силе, что используется в прессах и др. рабочих машинах для получения больших сил на ползуне. Сложное движение шатунов К. м. иногда используют для привода рабочих органов некоторых машин — тестомесилок, снегопогрузчиков и др.

    Кроме плоских четырёхзвенных механизмов, в ряде случаев применяют плоские многозвенные К. м., например К. м. для привода нескольких шпинделей сверлильной головки, кривошипно-рычажный и кривошипно-коленный механизмы кузнечных прессов, кривошипно-кулисный механизм привода главного движения поперечно-строгального станка (рис. 4). Пространственные четырёхзвенные К. м. используют для получения качательного движения коромысла вокруг оси, перпендикулярной оси вращения кривошипа (рис. 5).

    Н. Я. Ниберг.

    Рис. 1. Шарнирный четырёхзвенник: а — двухкривошипный; б — шарнирный параллелограмм; в — кривошипно-коромысловый; 1 и 2 — кривошипы; 3 — шатун; 4 — коромысло.

    Рис. 2. Кривошипно-ползунный механизм (1 — мёртвое положение): а — центральный; б — смещённый; 1 — кривошип; 2 — шатун; 3 — ползун.

    Рис. 3. Кривошипно-кулисный механизм: а — с качающейся кулисой; б — с поступательно-движущейся кулисой (в приводе движения резания строгальных станков, α/β равно отношению времени прямого хода к времени обратного хода).

    Рис. 4. Многозвенный плоский кривошипно-кулисный механизм привода главного движения поперечно-строгального станка.

    Рис. 5. Пространственный кривошипно-коромысловый механизм: 1 — кривошип; 2 — шатун; 3 — коромысло.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ - преобразует один вид движения в другой (напр., равномерное вращательное в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано со стойкой (неподвижным звеном) и другим звеном механизма вращательными кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные кривошипные механизмы делятся на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространенные) и кривошипно-кулисные (см. Кулиса).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    кривоши́пный механи́зм

    преобразует один вид движения в другой (например, равномерное вращательное в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др.). Имеет вращающееся звено в виде кривошипа или коленчатого вала, которое связано со стойкой (неподвижным звеном) и другим звеном механизма вращательными кинематическими парами (шарнирами). Плоские 4-звенные кривошипные механизмы делятся на шарнирные, кривошипно-ползунные (наиболее распространённые) и кривошипно-кулисные (см. Кулиса).

    * * *

    КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ

    КРИВОШИ́ПНЫЙ МЕХАНИ́ЗМ, механизм для преобразования одного вида движения в другой, имеет вращающееся звено в виде кривошипа(см. КРИВОШИП) или коленчатого вала(см. КОЛЕНЧАТЫЙ ВАЛ), связанное со стойкой и другим звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). Кривошипные механизмы обычно имеют вращательные и поступательные кинематические пары. Делятся на плоские (с движением всех звеньев в параллельных плоскостях) и пространственные, четырехзвенные и многозвенные. Наиболее распространенные плоские четырехзвенные механизмы делятся на три группы: шарнирные четырехзвенные, кривошипно-ползунные, кривошипно-кулисные.

    Шарнирные четырехзвенные кривошипные механизмы бывают двух видов: двухкривошипный для преобразования равномерного вращения одного кривошипа в неравномерное вращение другого (частным случаем является шарнирный параллелограмм для передачи вращения с одного кривошипа на другой без изменения скорости) и кривошипно-коромысловый кривошипный механизм, преобразующий вращение кривошипа в качательное движение коромысла.

    Кривошипно-ползунные механизмы преобразуют вращение кривошипа в прямолинейное возвратно-поступательное движение ползуна или наоборот, широко используются в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах и других машинах. По расположению кривошипа и ползуна различаются центральные и смещенные.

    Кривошипно-кулисные механизмы обычно преобразуют равномерное вращение кривошипа в неравномерное вращательное движение, качательное или возвратно-поступательное движение кулисы(см. КУЛИСА). Кривошипные механизмы с качающейся кулисой используют в приводе движения резания металлорежущих станков.

    В большинстве кривошипных механизмов имеются т. н. мертвые положения, в которых передача движения на кривошип невозможна и при выходе из которых ведомый кривошип может изменить направление вращения на обратное. Прохождение этих положений в поршневых двигателях обычно обеспечивается инерцией звеньев. При ведущем кривошипе вблизи мертвых положений кривошипный механизм дает значительный выигрыш в силе, что используется в прессах и других рабочих машинах для получения больших сил на ползуне. Сложное движение шатунов кривошипных механизмов иногда используют для привода рабочих органов некоторых машин — тестомесилок, снегопогрузчиков и других.

    Кроме плоских четырехзвенных механизмов, в ряде случаев применяют плоские многозвенные, например кривошипный механизм для привода нескольких шпинделей сверлильной головки, кривошипно-рычажный и кривошипно-коленный механизмы кузнечных прессов, кривошипно-кулисный механизм привода главного движения поперечно-строгального станка. Пространственные четырехзвенные кривошипные механизмы используют для получения качательного движения коромысла вокруг оси, перпендикулярной оси вращения кривошипа.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Большой энциклопедический политехнический словарь

    механизм с низшими кинематическими парами, в к-ром есть вращающееся звено, выполненное в виде кривошипа. В зависимости от числа кинематич. пар, их типов, расположения, характера движения звеньев различают шарнирные 4-звенные (кривошипно-коромысловые, кривошипно-ползунные, кривошипно-кулисные), плоские многозвенные и пространственные 4- и многозвенные К. м. Используются К. м. в поршневых двигателях, насосах, компрессорах, прессах, металлореж. станках и др. машинах. Сложное движение шатунов К. м. в плоскости используют для привода рабочих органов таких машин, как тестомесилка, снегопогрузчик. Плоские многозвенные К. м. применяют, напр., для привода неск. шпинделей сверлильной головки, для получения больших сил на ползуне в кузнечных прессах, в приводе гл. движения поперечно-строгальных станков. Пространств. 4-звенные К. м. используют для получения качат. движения коромысла относительно осн. перпендикулярной оси вращения кривошипа в разл. машинах. См. рис.

    Плоские кривошипные механизмы: а - кривошипно-коромысловый; б - кривошипно-ползунный; в - кризошипно-кулисный; 1 - кривошип; 2 - шатун; 3 - коромысло; 4 - ползун; 6 - кулиса

    Плоские кривошипные механизмы: а - кривошипно-коромысловый; б - кривошипно-ползунный; в - кризошипно-кулисный; 1 - кривошип; 2 - шатун; 3 - коромысло; 4 - ползун; 6 - кулиса

  7. Источник: Большой энциклопедический политехнический словарь



  8. Большая политехническая энциклопедия

    КРИВОШИПНЫЙ МЕХАНИЗМ — механизм, преобразующий вращательное движение в поступательное, неравномерное вращательное, качательное и др. Вращающееся звено механизма, выполненное в виде кривошипа (см.) или коленчатого вала (см.), связано со стойкой и др. звеном вращательными кинематическими парами (шарнирами). К. м. используются в поршневых двигателях, насосах, прессах, компрессорах, в приводе движения резания металлорежущих станков и др. машинах.

  9. Источник: Большая политехническая энциклопедия



  10. Dictionnaire technique russo-italien

    meccanismo a manovella, manovellismo m

  11. Источник: Dictionnaire technique russo-italien



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: