Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Leitton — по-немецки, Note sensible — по-французски) — музыкальный термин, обозначающий ту ноту, которая вызывает в слушателе потребность перевести ее в соседнюю ноту. Нота со знаком повышения требует перехода в ноту на 1/2 тона вверх, со знаком понижения — перехода на 1/2 тона вниз. Вводный тон, или вводная нота идет на диатонический полутон, т. е. при котором вторая нота не имеет названия предыдущей, например: фа идет в соль, а не в fa , ми бемоль идет в ре, а не в ми . В хроматической восходящей гамме семь вводных тонов, в нисходящей тоже семь. В диатонической гамме седьмая ступень считается верхним вводным звуком. Эта нота в восходящей гамме требует перехода на 1/2 тона вверх в тонику, или первую ступень гаммы. Вторая ступень называется нижним вводным тоном и в нисходящей гамме требует перехода вниз, в нижнюю соседнюю ступень, т. е. в тонику. Кроме того, многие теоретики считают четвертую ступень гаммы тоже вводным звуком, который в нисходящей гамме требует перехода на 1/2 тона вниз, в третью ступень. Значит, в гамме до ноты, си, ре и фа будут считаться вводными звуками, или вводными тонами. Из всех вводных тонов наибольшее значение имеет вводный тон седьмой ступени диатонической гаммы. Вводным аккордом называется всякий аккорд, который переводит (модулирует) из одного лада в новый лад. Преимущественно вводным аккордом считается доминант-аккорд, заключающий в себе три вводных тона диатонической гаммы и разрешающийся в тоническое трезвучие. Например, доминант-аккорд в ладу до — соль-си-ре-фа.

    Н. Соловьев.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (музыкальный)

    звук, отстоящий на секунду вниз или вверх от I ступени Лада и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т., звук II ступени — соответственно верхним. В. т. обладает наиболее интенсивным мелодическим тяготением к I ступени как основному тону лада, особенно нижний В. т., отстоящий от I ступени на полутон. Такой В. т. встречается в натуральном мажоре, мелодическом и гармоническом миноре и в некоторых др. ладах. Обычно под В. т. подразумевают именно этот его тип. Нижний В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию (см. Функции ладовые). При отклонении и модуляции В. т. может стать любая ступень лада, как диатоническая, так и хроматическая. Под «вводнотонностью» часто понимают всякое направленное вверх острое полутоновое, малосекундовое тяготение. В эпоху романтизма происходит обогащение лада внутритональной вводнотонностью, связанной с альтерацией (См. Альтерация).

    Ю. Н. Холопов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ВВОДНЫЙ тон - в музыке - звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    вво́дный тон

    (муз.), звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний Вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта).

    * * *

    ВВОДНЫЙ ТОН

    ВВО́ДНЫЙ ТОН, в музыке — звук, отстоящий на секунду вверх или вниз от I ступени лада и тяготеющий к ней. Особенно интенсивным тяготением обладает нижний вводный тон, отстоящий от I ступени на полутон; он имеет доминантовую функцию (см. Доминанта(см. ДОМИНАНТА (в музыке))).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Музыкальная энциклопедия

    неустойчивый звук лада, расположенный на секунду ниже или выше I ступени и тяготеющий к ней. Звук VII ступени, как прилегающий к I ступени снизу, называется нижним В. т.; звук II ступени - соответственно верхним. В. т. обладают наиболее интенсивным мелодич. тяготением к главному звуку лада, в особенности В. т., отстоящий от него на малую секунду вниз (в натуральном и гармонич. мажоре и гармонич. миноре это звук VII ступени - лат. subsemitonium modi, нем. Leitton, фран. note sensible - "чувствит. нота", англ. leading note). Нижний В. т. является терцией аккорда V ступени и имеет доминантовую функцию. Под "вводнотоновостью" часто подразумевают специфич. остроту малосекундового, полутонового тяготения. Как выявление и обострение потенциальной "вводнотоновости" может рассматриваться всякая мелодич. альтерация, создающая как бы искусственные хроматич. В. т. Одним из характерных признаков мажора и минора, с развитием к-рых связана история В. т., является его разрешение. Асафьев назвал В. т. "глаголом" европ. лада. Вызревание элементов мажора и минора в европ. проф. музыке выразилось, в частности, в возникновении системы В. т. (subsemitonium modi - "нижний полутон лада") практически ко всем осн. ступеням муз. звукоряда (первоначально в связи с транспозицией т. н. церковных ладов - musica ficta, 13-16 вв.). Характерные мелодич. и гармонич. обороты с В. т., закрепившиеся в 15-16 вв. в каденциях, с установлением господства мажоро-минорной системы в 17-19 вв. стали применяться и вне каденций. Переход от одного нижнего В. т. с его разрешением к другому в классич. ладогармонич. системе обычно относился к признакам модуляции или отклонения. В эпоху романтизма происходит накопление внутритональной вводнотоновости альтерационного происхождения. Э. Курт ввёл понятие "свободной вводнотоновой группы" (freie Leittoneinstellung по X. Эрпфу) для обозначения одновременного сочетания неск. звуков, являющихся В. т. по отношению к аккорду разрешения (напр., des-f-as-h-dis-fis к тонике C-dur, "прилегающие" звуки по русской терминологии И. В. Способина).

    Ю. Н. Холопов.

  9. Источник: Музыкальная энциклопедия



  10. Большой Энциклопедический словарь

  11. Источник: