Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Антонио Fogazzaro, род. в 1842 г.) — итальянский поэт и романист. Род. в Виченце; большую часть жизни проводит в уединении, вдали от крупных центров; не принадлежит ни к какой школе или партии, пишет вполне самобытно. Лучшие из его романов — "Malombra", "Daniele Cortis", "Il mistero del poeta", "Piccolo mondo antico", "Piccolo mondo moderno"; в последних двух прекрасно изображено итальянское захолустье в два различных периода; добродушное, мягкое отношение к окружающей среде соединяется с тонким юмором и большой наблюдательностью. Очень хорошо рисует Ф. женские характеры. Поэзия Ф. ("Miranda", "Valsolda") в значительной степени проникнута религиозным чувством, чуждым нетерпимости или показного благочестия. Ф. — человек искренно верующий, усвоивший религиозное миросозерцание под влиянием невзгод и тяжелых ударов, перенесенных им в жизни, но отнюдь не отрицающий современную культуру. С религиозным воодушевлением соединяется у него любовь к природе и прославление ее красот. Избранные его стихотворения изданы в 1898 г. Мелкие его рассказы изданы под загл. "Fedele" (1887) и "Idilli spezzati, raconti brevi" (1901). Несколько времени тому назад Ф. написал впервые пьесу: "Il ritratto mascherato". Ср. R éné Bazin, "Les italiens d'aujourd'hui"; Jean Dornis, "La poésie italienne contemporaine" (1898); Rumor Sebastiano, "Antonio F., la sue vita, le sue opere, i suoi critici".

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Fogazzaro)

    Антонио (25.3.1842, Виченца, – 7.3.1911, там же), итальянский писатель. Юрист по образованию, был адвокатом. Обращенные к религиозному чувству читателей произведения Ф. противостоят Веризму. В то же время веристская тенденция, сочетаясь с элементами романтизма, оказала влияние на писателя. Первый значительный литературный опыт – романтическая поэма «Миранда» (1874). Присущие Ф. спиритуалистические мотивы усиливаются в стихотворном цикле «Вальсольда» (1876) и в романах «Призрак» (1881), «Даниэле Кортис» (1885), «Тайна поэта» (1888). Стремление объединить религиозно-нравственную проблематику с общественной ощущается во втором из этих романов, а также в трилогии о семействе Майрони («Отживший маленький мирок», 1895, «Современный мирок», 1900, «Святой», 1905) и романе «Лейла» (1910). Здесь проявилась неудовлетворённость Ф. социальной политикой буржуазной Италии и позицией официальной католической церкви. Ф. развивает идею обновления церкви, приходит к идее христианского социализма, что послужило поводом к осуждению романов Ф. католической церковью и включению «Святого» в 1906 в «Индекс запрещенных книг».

    Соч,: Tutte le opere, a cura di P. Nardi, v. 1–15, Mil., 1931–45; в рус. пер. – Отживший мирок, ч. 1, пер, Т. Герценштейн, предисл. В. М. Фриче, М., 1911 (Полное собрание соч., т. 1); Вера. Новеллы, М., 1912; [Новеллы], в кн.: Итальянские новеллы. 1860–1914, М., 1960.

    Лит.: Луначарский А. В., Поэт неокатолнцизма, Собр. соч., т. 5, М., 1965; Рубцова Г. В., Современная итальянская литература, Л., 1929; Storia delta letteratura italiana, v. 8, [Mil., 1968], p. 414–26; Ghidetti E., Le idee e le virtù di Antonio Fogazzaro, Padova, 1974.

    Е. Ю. Сапрыкина.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Фогаццаро

    ФОГАЦЦАРО Антонио (Fogazzaro, 1842—1911) — итальянский писатель. Происходил из дворянской семьи, подвергшейся преследованию со стороны австрийской полиции за патриотические взгляды отца-писателя и эмигрировавшей из Винченцы в Турин. Фогаццаро дебютировал как поэт. К 1874 относится его поэма «Миранда» (Miranda, 1874). В 1876 появился сборник религиозных стихов «Valsolda» (1876). Однако наибольший интерес представляют романы Ф., в к-рых он выступал как основоположник и крупнейший представитель идеалистического психологического романа в Италии. Таковы его романы: «Мальомбра» (Malombra, 1881), в котором отражен быт уходящей аристократии; «Даниеле Кортис» (Daniele Cortis, 1885); «Тайна поэта» (Il mistero del poeta, 1887) и др. В романах Ф. заметная роль отводится случаю, определяющему судьбу героев («Мальомбра»), в них развиваются идеи оккультизма и спиритизма. Значительнейшее произведение Ф. — роман «Отживший мирок» (Piccolo mondo antico, 1895) (первая часть трилогии), в котором события развертываются на фоне провинциальной жизни Италии середины XIX в. В романе нашел отражение рост национально-освободительного движения, показаны притеснения австрийцев и пр. В центре произведения — судьба супругов Майрони, их переживания, разногласия, возникающие на почве различия их философско-религиозных взглядов и темпераментов. Утопические мотивы звучат в романе «Современный мирок» (Piccolo mondo moderno, 1900) (вторая часть трилогии), герой к-рого Пьер Майрони решает передать свое имущество в общинное пользование крестьянам, будучи уверен, что «если в разных местах образуются подобные общины, то они послужат несомненно источником общественного оздоровления». Излагая утопию Пьера, Ф. зовет к идеализированному прошлому, видя в земле источник всех благ человечества. Последняя часть трилогии — роман «Святой» (Il santo, 1906) — повествует о дальнейшей участи Пьера Майрони, ставшего братом Бенедетто; в его уста вложены мысли Ф. о переустройстве современного общества на христианских началах. Брат Бенедетто преждевременно гибнет, не осуществив своих идеалов, но успевает «обратить на путь истины» свою возлюбленную, Жанну Дессаль. Роман «Святой» был запрещен и внесен в Index. В 1911 появился последний роман Ф. «Лейла» (Leila), в к-ром описана борьба церкви и разных людей вокруг наследства богатой девушки Лейлы; судьба героини завершается браком и отказом от богатства. Простая трудовая жизнь и любовь к ближним, соединенная с верой в бога, — предел стремлений героев «Лейлы». Натуралистические приемы, использование диалектов для более полной обрисовки персонажей — позволяют говорить о близости Ф. к «веризму» и «реджионализму».

    Перу Фогаццаро принадлежит также несколько сборников новелл. Многие произведения Ф. переведены на европейские языки, в т. ч. и на русский.Библиография:

    I. Собрание сочинений. Т. I. Отживший мирок. Ч. 1. Пер. Т. Герценштейн. С предисл. В. М. Фриче, изд. «Современные проблемы», М., 1911; Вера. Новеллы, изд. кн-ва «Атенеум», М., 1912; Героический мирок, СПБ, 1896 (то же, что «Отживший мирок»); Исчезнувшие тени, роман, СПБ, 1899; Святой, в журн. «Вестник Европы», 1906, I—IV.

    II. Иванов М. М., Очерки современной итальянской литературы, Петербург, 1902; Зиновьева Э., Кастовые тенденции в современной художественной литературе, «Образование», 1903, I—II, IV; Луначарский А. В., Поэт неокатолицизма, «Киевск. мысль», 1910, № 353, 22 дек.; Фриче В. М., Поэт отжившего мирка — предисл. к русск. перев. «Отжившего мирка», Москва, 1911; Rumor S., A. Fogazzaro, Milano, 1920 (дана литература); Croce B., Letteratura della nuova Italia, IV, Bari, 1929, p. 129—140; Donadoni E., A. Fogazzaro, Napoli, 1913; Gallarati-Scotti T., La vita di A. Fogazzaro, Milano, 1920; Leo U., Fogazzaro’s Stil und der simbolistische Lebensroman, Heidelberg, 1928; Molmenti P., A. Fogazzaro, Milano, 1900; Donadoni E., A. Fogazzaro, Napoli, 1913.

  5. Источник: Литературная энциклопедия