(Эдуард Breier) — автор poманов, род. 3 ноября 1811 г. в Варасдине (Кроация); состоял на австрийской военной службе, но впоследствии оставил ее и, всецело посвятив себя литературе, поселился в Вене; умер 3 июня 1886 г. в Цайвице, близ Цнайма. Б. написал более 60 томов романов, преимущественно исторических (сюжеты почти исключительно из истории Австрии), и в своих произведениях напоминает Вилибальда Алексиса, только они несравненно более тяжеловаты н менее художественны, чем романы его образца. Лучшими романами Б. считаются: "Die Sendung d es Rabbi" (1845); "Buch von den Wienern" (1846); "Die Revolution der Wiener im XV Jahrhundert" (1850); "Wien und Rom" (1851, изображает борьбу Иосифа II с иезуитами;) "Pandur und Freimaurer" (1855); "Kaiser Joseph" (1861) и др. Его Gesammelten Romane und Erzä hlungen" вышли в 18 томах (Вена, 1861—64).
Бройер (Breuer) Марсель Лайош (р. 21.5.1902, Печ, Венгрия), американский архитектор. В 1920—-28 учился и работал в Германии в «Баухаузе» (в основном как проектировщик мебели), в 1925 изобрёл мебель из стальных трубок. В 1928—31 жил в Берлине, в 1935—37 в Лондоне, с 1937 в США (где до 1941 сотрудничал с В. Гропиусом). Один из лидеров Функционализма, Б. стремится к функциональной чёткости композиции, к ясности структуры сооружений, к компактности планов и объёмов. Постройки Б.: универмаг «Де Бейенкорф» в Роттердаме (1956—57) — замкнутый объём с редкими щелевидными окнами, искусственным климатом и освещением, здания ЮНЕСКО в Париже (1953—57, совместно с Б. Зерфюссом и П. Л. Нерви) и Музея американского искусства Уитни в Нью-Йорке (1966) — демонстрируют достижения и возможности современной архитектуры и отличаются пластической выразительностью, мастерским использованием конструктивных и художественных возможностей бетона.
Лит.: Marcel Breuer. Buildings and projects. 1921—1961, L., 1962.
М. Л. Брёйер. Гимназиум в Личфилде (штат Коннектикут). США. 1954—56.
(Бройер) (Breuer), Марсель (1902-1981), американский архитектор и дизайнер. Уроженец Венгрии, с 1937 в США. Один из лидеров функционализма. В железобетонных зданиях, проектах мебели соединял рациональность с острой пластической выразительностью композиции.Источник:"Архитектурный словарь"