«Серийная музыка»

Серийная музыка в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Серийная музыка»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    музыка, написанная с помощью серийной техники композиции — метода, получившего распространение в 20 в. Серийная музыкальная композиция строится на основе повторения в различных вариантах одного и того же (избираемого индивидуально для данного сочинения) звукового ряда (последования интервалов). Если определённый звуковой ряд оказывается единственным источником, из которого выводится вся ткань сочинения, он называется серией, а сама композиция соответственно — серийной. Серия используется в четырёх её формах (основной или исходной, ракоходной, инверсии и ракоходной инверсии) и в каждой из них — в 12 высотных позициях (всего 48 видов серии), а также в их различных комбинациях друг с другом. Если помимо высотной серии используется также серия какого-либо другого параметра (длительности, динамики, артикуляции), такой способ сочинения музыки называется сериализмом (сериальной техникой).

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Музыкальная энциклопедия

    музыка, сочинённая с помощью серийной техники. Принцип С. м. не предуказывает к.-л. конкретной гармонич. системы. Она избирается композитором для данного соч. вместе с серией. Композитор обращается к серийной технике тогда, когда для воплощения его замысла мажорно-минорная система оказывается непригодной. Однако встречается и С. м., вполне определённо окрашенная с точки зрения мажора и минора, хотя бы и в обновлённой и свободной их структуре (Скрипичный концерт А. Берга, g-moll - B-dur; 1-я часть 3-й симфонии К. Караева, f-moll). С. м. не безразлична к типу муз. образности; так, она не применяется для соч. бытовых песен и танцев, весёлой популярной музыки. Тем не менее образный диапазон С. м. достаточно широк. В числе соч., написанных с применением серийной техники, - возвышенная и утончённая поэма о любви "Свет глаз" Веберна (ор. 26), библейская легенда "Моисей и Аарон" Шёнберга, драма "Лулу" Берга, возрождающий необарочную полифонию "Canticum sacrum" Стравинского и соч., принадлежащие к области фп. миниатюры ("6 картин" Бабаджаняна). Стиль и индивидуальность одарённого композитора в той или иной степени запечатлеваются и в С. м., отчасти и нац. характерность. Напр., индивидуальность Шёнберга и Веберна проявляется в их С. м. с полной определённостью. Несмотря на отсутствие фольклорности, С. м., напр., Веберна - чисто австрийская, венская; её нельзя представит себе как французскую или русскую. Точно так же на С. м. Л. Ноно (напр., в "Прерванной песне") лежит печать итал. кантилены.

    Литература: Денисов Э., Додекафония и проблемы современной композиторской техники, в сб.: Музыка и современность, вып. 6, М., 1969. См. также Додекафония, Сериальность.Ю. Н. Холопов.

  3. Источник: Музыкальная энциклопедия