Большая Советская энциклопедия

    I

    Слепцо́в

    Александр Александрович [28.9(10.10).1836 — 22.6(5.7).1906], русский революционер. Сын помещика. Окончил Александровский лицей (1856), служил во 2-м отделении Собственной его императорского величества канцелярии. Один из организаторов и основателей «Земли и воли» (См. Земля и воля) 1860-х гг., член ЦК общества. В январе 1863 выехал за границу, где был близок редакции «Колокола» и участвовал в деятельности «молодой эмиграции» (См. Молодая эмиграция). В 1868 вернулся в Россию; служил в министерствах просвещения и финансов, занимался преподаванием и журналистикой. В конце 1870 от имени научного журнала «Знание» обращался к К. Марксу с предложением о сотрудничестве. Записки С., написанные в 1905—06, важнейший источник для изучения истории «Земли и воли» 1860-х гг.

    Лит.: Рейсер С. А., Воспоминания А. А. Слепцова, в сборнике: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и материалы, т. 3, Саратов, 1962; Коротков Ю. Н., У истоков первой «Земли и воли», в сборнике: Исторические записки, т. 79, М., 1966.

    II

    Слепцо́в

    Василий Алексеевич [19(31).7.1836, Воронеж, — 23.3(4.4).1878, Сердобск, ныне Пензенской области], русский писатель. Родился в дворянской семье. Учился в Московском университете (1854—55). В 1857—62 был чиновником. Увлечённый социалистическими идеями Н. Г. Чернышевского (в частности, его романом «Что делать?»), С. создал в 1863 в Петербурге первую коммуну, вызвавшую к жизни множество подобных общежитий. В 1866 привлекался по делу Д. В. Каракозова. До конца жизни находился под надзором полиции.

    Литературная деятельность С. началась в конце 1850-х гг. Первый цикл очерков «Владимирка и Клязьма» опубликован в 1861. Очерки были замечены деятелями «Современника». Следующий очерковый цикл — обличительный портрет расхваленного либеральной печатью «образцового города» — «Письма об Осташкове» — появился уже в этом журнале в 1862—63. В 1863—66 были опубликованы рассказы и драматические этюды С. о простых людях: «Питомка», «Ночлег», «Казаки» («Свиньи»), «Мёртвое тело» и др.: в них — правдивое изображение народа, живые будничные сцены, динамичные диалоги. В «Современнике» же было напечатано и самое значительное произв. С. — повесть «Трудное время» (1865), отличающаяся широтой охвата жизненного материала, постановкой коренных вопросов переломной эпохи (драматическое положение народа и разночинца, идейная борьба времени, духовное развитие женщины). Сама форма повествования («включение» в авторскую речь голоса героя-демократа Рязанова) способствует выражению неограниченного доверия С. именно к этому герою, человеку аналитического ума, развитого чувства гражданской ответственности; согласия автора с его оценками, глубоким и тонким пониманием «трудного времени». Эта повесть близка фельетонам-обозрениям С.: «Петербургские заметки» (1863), «Провинциальная хроника» (1865), «Новости петербургской жизни» (1867), также воспроизводящим атмосферу реакции, «трудного времени». Некоторые замыслы произведений С. 70-х гг. не были осуществлены (например, роман «Остров Утопия»), другие реализованы лишь частично (первые главы романа «Хороший человек», опубликованы в «Отечественных записках» в 1871).

    Личность и творчество С. — писателя, актёра, режиссёра, организатора научно-популярных лекций, поборника женского равноправия — вызвали интерес у многих деятелей литературы и искусства (И. С. Тургенев, М. Е. Салтыков-Щедрин, Л. Н. Толстой, М. Горький, К. С. Станиславский). Краткость, сдержанность повествовательной манеры С. предвосхитили некоторые черты художественной системы А. П. Чехова.

    Соч.: Соч., т. 1—2, СПБ, 1866; Соч. [Вступ. ст. и коммент. К, И, Чуковского], т. 1—2, М., 1957; «Литературное наследство», т. 71, Василий Слепцов. Неизвестные страницы, М., 1963; Избр. произв. [Вступ. ст. и примеч. М. Л. Семановой], Л., 1970.

    Лит.: Горький М., О Василии Слепцове, Собр. соч., т. 24, М., 1953; Чуковский К., Жизнь и творчество Василия Слепцова. Тайнопись «Трудного времени». История Слепцовской коммуны, в его кн.: Люди и книги, 2 изд., М., 1960; Семанова М. Л., Творчество В. А. Слепцова, в сборнике: Проза писателей-демократов 60-х годов XIX в., М., 1962; её же, Художественное своеобразие повести В. А. Слепцова «Трудное время», Л., 1974.

    М. Л. Семанова.

    В. А. Слепцов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Слепцов

    СЛЕПЦОВ Василий Алексеевич (1836—1878) — писатель. Р. в богатой дворянской семье, получил воспитание в Пензенском дворянском ин-те, учился в Московском ун-те. Дворянское происхождение не помешало ему выступить в своей общественной и лит-ой деятельности вместе с революционными демократами.

    Печатался С. в «Современнике». Одно время был секретарем редакции «Современника» а потом «Отечественных записок». В 1863—1864 организовал в Петербурге коммуну.

    Разрушительные тенденции, критика пореформенного социального уклада — самая сильная сторона в творчестве Слепцова. Позитивная программа писателя едва ощущается всех его литературных произведениях. С. преимущественно интересуют социально-экономические противоречия его времени, процесс формирования новых общественных и бытовых отношений. Его внимание поглощено характером роста новых городов и связанных с ним классовых противоречий. В «Письмах об Осташкове» автор показывает типичный уездный город пореформенной России.

    Разоблачая кричащие противоречия Осташкова, автор приходит к выводу, что в основе показного культурного «преуспеяния» города лежат хищнические интересы.

    Эта же проблематика общественных противоречий живо интересует С. и тогда, когда он изображает дворянскую усадьбу и деревню. Основное произведение, посвященное этим проблемам, — «Трудное время» повесть, к-рая вызвала огромный интерес среди читателей и внимание критики разнообразных течений. С. ярко и зло изображает либерального помещика Щетинина. Щетинин, в прошлом подвергавшийся поверхностному влиянию гуманистических настроений по отношению к «меньшому брату» — мужику, в своей дворянской хозяйственной практике быстро освобождается от «гуманства», становясь на позиции последовательной защиты своих сословно-классовых интересов. И тем не менее все мероприятия Щетинина идут под маской заботы о мужике, о его интересах и «счастьи». Этот линяющий либерализм при всей его очевидной эксплуататорской сущности обладал достаточной-способностью заражать неокрепших и наивных в социальных вопросах людей, одушевленных искренним желанием работать для блага народа (такова жена Щетинина — Марья Николаевна). Вот почему важно было разоблачить «гуманствующую» деятельность Щетининых. Это и делает писатель Рязанов, в лице к-рого С. дал образ нигилиста. Рязанов не проповедует никаких позитивных идеалов. Он наблюдает, присматривается к окружающему и беспощадно разоблачает все ложное, напускное и лицемерное в поведении Щетинина. Рязанов хорошо понимает непримиримость классовых противоречий, бессмыслие и нелепость либерально-гуманных потуг помещиков и вместе с тем, признав факт классовой борьбы как данную необходимость, он не видит тенденций объективного хода вещей, не может определить хотя бы в самых общих чертах программу деятельности той группы, к-рую он представляет. Но разоблачения Рязанова объективно способствуют углублению общественных противоречий: Щетинина, усвоив логику классовых противоречий, уезжает из дворянского поместья в другую жизнь, а муж ее, освободившись от «гуманских» иллюзий, превращается в дворянина-буржуа, последовательного защитника своих классовых интересов.

    Повесть С. в жанровом отношении близка к его очеркам. Но это ничуть не мешает убедительности его утверждений, художественному мастерству писателя. То же самое можно сказать о его неоконченном романе «Хороший человек». Автор повидимому поставил себе задачу дать развернутый образ особой разновидности «лишнего человека из дворянства» (Теребенев). Но и здесь господствует надо всем показ социально-экономических противоречий общества, еще не выкристаллизовавшихся в художественном сознании писателя в типичные характеры во всей их индивидуальной конкретности.Библиография:

    I. Собр. сочин., 2тт., СПБ, 1866; Сочинения, в 2тт., ред., статьи и комментарии К.Чуковского, изд. «Academia», М. — Л., 1932—1933.

    II. ПисаревД.И., Подрастающая гуманность, «Русское слово», 1865, №12, и в «Полном собр. сочин.», т.V, СПБ, 1903; ТкачевП., Подрастающие силы, «Дело», 1868, №№9, 10; СкабичевскийА.М., Живал струя, Сочин., т.I, СПБ, 1903; АвдеевМ., Наше общество в героях и героинях литературы, СПБ, 1874; МихайловскийН.К., Из литературных и журнальных заметок, 1874, Полное собр. сочин.; т.II, СПБ, 1896; ДивильковскийА.А., В.А.Слепцов, «История русской литературы XIXв.», т.III, изд. «Мир», М., 1910; ГорькийМ., Предисловие к берлинскому изданию пов. «Трудное время», 1922; ИорданскийН., Вступ. ст. к пов. «Трудное время», М. — Л., 1923; ЧуковскийК., Вступ. ст. и комментарии к «Сочинениям Слепцова», М. — Л., 1932—1933 (там же см. библиографию и перечень критических статей о творчестве Слепцова).

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    Александр Александрович (28.IX.1836 - 22.VI.1906) - рус. революционер. Сын помещика. Окончил Александровский лицей (1856), служил во 2-м отделении Собственной его императорского величества канцелярии. Один из организаторов и основателей "Земли и воли" 1860-х гг., член ЦК об-ва. В янв. 1863 выехал за границу, где был близок редакции "Колокола" и участвовал в деятельности т. н. молодой эмиграции. После возвращения в Россию (1868) служил в мин-вах просвещения и финансов, занимался преподаванием и журналистикой. В кон. 1870 от имени науч. журн. "Знание" обращался к К. Марксу с предложением о сотрудничестве. Записки С., написанные в 1905-06 как возражения на воспоминания Л. Ф. Пантелеева и впервые опубл. М. К. Лемке (Полное собр. соч. и писем А. И. Герцена, т. 10, 16, см. Указатель имен в т. 22), являются важнейшим источником для истории "Земли и воли" 1860-х гг. и содержат уникальные сведения по ее начальному периоду. Рукопись записок неизвестна, но подлинность опубл. фрагментов в наст. время не вызывает сомнений.

    Лит.: Пантелеев Л. Ф., Воспоминания, М., 1958; Боград В. Э., О мемуарах А. А. Слепцова, "Лит. наследство", т. 67, М., 1959; Нечкина М. В., Возникновение первой "Земли и воли", в сб.: Революц. ситуация в России в 1859-1861 гг., М., 1960; Бушнанец Е. Г., Из истории лит. группы "Земли и воли". А. А. Слепцов в "Современнике", там же, М., 1963; Маслин А. Н., Материализм и революц.-демократия, идеология в России в 60-х гг. XIX в., М., 1960; Козьмин Б. П., Из истории революц. мысли в России, М., 1961; Рейсер С. A., Воспоминания А. А. Слепцова, в сб.: Н. Г. Чернышевский. Статьи, исследования и мат-лы, т. 3, Саратов, 1962; Коротков Ю. Н., У истоков первой "Земли и воли", "ИЗ", т. 79, М., 1966.

    Ю. Н. Коротков. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия