Большая Советская энциклопедия

    I

    База́ров

    Александр Иванович (26.8.1845, Висбаден, — 30.1.1907), русский химик и плодовод. В 1868 получил в Лейпцигском университете степень доктора философии за диссертацию «Прямое получение мочевины из углекислоты и аммиака» (на немецком языке), в которой описал открытый им синтез мочевины (См. Мочевина) нагреванием смеси углекислого газа с аммиаком при температуре 130—140°C под давлением. Реакция Б. широко применяется для промышленного получения мочевины. В 1871 защитил магистерскую, а в 1875 докторскую диссертации. С 1887 член Учёного комитета Главного управления землеустройства и земледелия; много способствовал рационализации виноградарства и виноделия.

    Соч.: Direkte Darstellung des Harnstoffs aus Kohlensaure und Ammoniak, Lpz., 1868.

    Лит.: Мусабеков Ю.С., История органического синтеза в России, М., 1958.

    II

    База́ров (псевдоним; настоящая фамилия Руднев)

    Владимир Александрович [27.7(8.8).1874, Тула, — 16.9.1939], русский философ и экономист. Социал-демократ с 1896, примыкал к большевикам в 1904—1907; в годы реакции пропагандировал Богостроительство и Эмпириокритицизм. В 1917—19 занимал меньшевистскую позицию; с 1921 работал в плановых органах. Вместе с И. И. Скворцовым-Степановым (См. Скворцов-Степанов) перевёл «Капитал» Маркса (в 1907—09). В своих философских сочинениях («Авторитарная метафизика и автономная личность», в сборнике: Очерки реалистического мировоззрения, 1904; «Анархический коммунизм и марксизм», 1906; «На два фронта», 1910, и др.) Б. выступил как сторонник Махизма, экономические работы Б. касаются проблем хозяйственного баланса.

    Лит.: Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17; его же. Наши упразднители, там же, т. 20; Шаумян С., Письма, Ер., 1959, с. 29.

    В. Н. Литвинов.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Базаров

    БАЗАРОВ — см. Нигилисты.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Философская энциклопедия

    БАЗА́РОВ

    (псевд. Ρ у д н е в а, Владимира Александровича) [27 июля (8 авг.) 1874 – 16 сент. 1939] – рус. философ и экономист, социал-демократ. Во время революции 1905–07 примыкал к большевикам. В годы реакции отошел от большевизма, пропагандировал богостроительство (" "Богоискательство" и "богостроительство" " – "Вершины", 1909, кн. 1) и эмпириокритицизм ("Мистицизм и реализм нашего времени" – сб. "Очерки по философии марксизма", 1908), защищал "третью линию" в философии ("На два фронта", СПБ, 1910). Ленин, разоблачивший в "Материализме и эмпириокритицизме" базаровскую фальсификацию марксизма, назвал его "полуберклеанцем, полуюмистом махистской секты" (Соч., 4 изд., т. 14, с. 98). В 1917–19 Б. занимал меньшевистскую позицию, в последующие годы работал в плановых органах (см. С. Г. Струмилин, На плановом фронте, М., 1958). В последние годы жизни Б. занимался переводами художеств. и филос. лит-ры. Вместе с И. Скворцовым-Степановым Б. участвовал в переводе "Капитала" Маркса (т. 1–3, 1907–09).

    Соч.: Авторитарная метафизика и автономная личность, в сб.: Очерки реалистического мировоззрения, СПБ, 1904; Анархический коммунизм и марксизм, СПБ, 1906; Материал коллективного опыта и организующие его формы, в кн.: Очерки философии коллективизма, сб. 1, 1909; [Предисловие] к книге Бутру Э., Наука и религия, СПБ, 1910; О философии действия, "Современник", 1913, No 6, 7, 10; Судьбы русского "идеализма" за последнее десятилетие, в сб.: Из истории новейшей русской литературы, М., 1910.

    Лит.: Ленин В. И., Марксизм и ревизионизм, Соч., 4 изд., т. 15; его же, Наши упразднители, там же, т. 17; его же, Герои "оговорочки", там же, т. 16; Шаумян Ст., Письма, Ереван, 1959, с. 29.

    В. Литвинов. Саратов.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Литературные герои

    БАЗАРОВ - герой романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» (1862). Евгений Базаров - во многом программный образ Тургенева. Это представитель новой, разночинно-демокра-тической интеллигенции. Б. называет себя нигилистом: он отрицает основы современного ему общественного уклада, выступает против преклонения перед любыми авторитетами, отвергает принципы, принятые на веру, не понимает восхищения искусством и красотой природы, чувство любви объясняет с точки зрения физиологии. Комплекс убеждений Б.- не художественное преувеличение, в образе героя нашли отражение характерные черты представителей демократической молодежи 60-х гг. В этом контексте важен вопрос о прототипе тургеневского героя. Сам Тургенев в статье «По поводу «Отцов и детей»« (1869) называет прототипом Б. некоего доктора Д., молодого провинциального врача, который представлял для писателя новый тип русского человека. Современный исследователь Н.Чернов опровергает традиционную гипотезу о том, что доктор Д.- это уездный врач Дмитриев, случайный знакомый Тургенева. По мнению Чернова, прототипом Б. был сосед Тургенева по имению В.И.Якушкин, врач и исследователь, демократ, связанный с революционными организациями того времени. Но образ Б.- собирательный, поэтому к вероятным его прототипам можно отнести тех общественных деятелей, которых Тургенев считал «истинными отрицателями»: Бакунина, Герцена, Добролюбова, Спешнева и Белинского. Памяти последнего посвящен роман «Отцы и дети». Сложность и противоречивость взглядов Б. не позволяет признать источником образа какое-то определенное лицо: только Белинского или только Добролюбова.

    Авторское отношение к Б. неоднозначно. Позиция Тургенева проявляется постепенно, по мере раскрытия самого образа, в монологах героя, его спорах с другими персонажами: со своим другом Аркадием Кирсановым, с его отцом и дядей Павлом Петровичем. Поначалу Б. уверен в своих силах, в том деле, которое он делает; это гордый, целеустремленный человек, смелый экспериментатор и отрицатель. Под влиянием различных причин его взгляды претерпевают существенные изменения; Тургенев сталкивает своего героя с серьезными жизненными испытаниями, в результате чего Б. приходится поступиться рядом убеждений. В нем проявляются черты скептицизма и пессимизма. Одним из таких испытаний становится любовь героя к Анне Сергеевне Одинцовой. Разночинец Б, чувствует себя неловко перед аристократкой Одинцовой; постепенно он обнаруживает в себе чувство, существование которого раньше отрицал.

    Герой Тургенева терпит в любви поражение. В конечном счете он остается в одиночестве, его дух почти сломлен, но даже тогда Б. не желает открыть себя для простых, естественных чувств. Он жесток и требователен к родителям, как и ко всем окружающим. Только перед лицом смерти Б. начинает смутно понимать цену таких проявлений жизни, как поэзия, любовь, красота.

    Важное средство создания образа Б.- речевая характеристика. Б. говорит четко и логично, его речи свойственна афористичность. Крылатыми фразами стали его выражения: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»; «Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться... загадочному взгляду?»; «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»; «Люди, что деревья в лесу, ни один ботаник не станет заниматься каждою отдельною березой».

    Сложный и противоречивый образ Б. вызвал в критике споры, которые не утихают и поныне. После выхода романа даже в демократических журналах возникли разногласия по поводу трактовки образа Б. От имени «Современника» выступил М.А.Антонович. В своих статьях «Асмодей нашего времени», «Промахи», «Современные романы» он толковал образ героя как карикатуру на современную молодежь в облике обжоры, болтуна и циника. Прямо противоположную оценку дал в своих работах Д.И.Писарев. В статье «Базаров» критик раскрывает историческую значимость этого типа. Писарев считал, что России на данном этапе требуются именно такие люди, как Б.: они критически относятся ко всему, что не проверено их личным опытом, привыкли полагаться только на себя, обладают одновременно знанием и волей. Похожая полемика развернулась и в 50-60-х гг. нашего века. Точку зрения Антоновича поддержал исследователь В.А.Архипов («К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»«). Образ Б. неоднократно воплощался на сцене и на экране. Однако инсценировки и экранизации, выполненные слишком академично, оставались в пределах хрестоматийного чтения этого образа.

    Лит.: Герцен А.И. Еще раз Базаров

    //Герцен А.И. Поли. собр. соч. М.; Пг., 1923. Т.20. С.224-238; Писарев Д.И. Базаров

    //Писарев Д.И. Избр. соч. М., 1934. Т.1. С.224-266; Антонович М.А. Асмодей нашего времени

    //Антонович М.А. Избр. стагьи. Л., 1938. С. 141-202; Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике. Л., 1986; Архипов В.А. К творческой истории романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»

    //Русская литература. 1958. №1; Бялый Г. В.Архипов против И.Тургенева

    //Новый мир. 1958. №8; Манн Ю. Базаров и другие

    //Новый мир. 1968. №10; Мельник В.И. Источник одной реплики Базарова

    //Русская литература. 1977. №1; Чернов Н. Об одном знакомстве И.С.Тургенева

    //Вопросы литературы. 1961. №8.

    Е.Г.Куликова

  7. Источник: Литературные герои