Большая Советская энциклопедия

    Бриттен (Britten) Бенджамин (р. 22.11.1913, Лоустофт, Англия), английский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный общественный деятель. Крупнейший представитель современной английской музыки. С 1925 учился у Ф. Бриджа (композиция); в 1929—33 — в Королевском музыкальном колледже в Лондоне у Дж. Айрленда (композиция) и А. Бенджамина (фортепьяно). Дебютировал как композитор на фестивале современной музыки во Флоренции (1934). Один из основателей и руководитель т. н. Английской оперной группы, малой оперной труппы лондонского театра «Ковент-Гарден» (с 1947), с которой гастролировал в СССР (1964), а также фестиваля в Олдборо (1948). С творчеством Б. связано возрождение английского музыкального театра. Он написал 11 опер, в том числе «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), переработку балладной комической «Оперы нищего» Дж. Гея и Дж. Пепуша (1948), а также детскую «Давайте ставить оперу» (1949), балет «Принц пагод» (постановка 1957). Наибольшие достижения Б. — в области камерной оперы («Поворот винта», 1954, и др.). Сценическая музыка Б. отличается ярким национальным своеобразием, остротой драматических коллизий, глубиной психологических характеристик, разнообразием музыкально-выразительных средств (среди вокальных партий — и мелодичные, и жёстко-суховатого характера). Для музыкального стиля Б. типично сочетание традиций 17—18 вв. (Г. Пёрселл, И. С. Бах и др.) с остро современными музыкальными средствами («Военный реквием» для певцов-солистов, смешанного хора, хора мальчиков, симфонического оркестра и органа, 1961). Среди др. вокально-симфонических произв. — «Баллада о героях» (посвященная бойцам Интернациональной бригады, сражавшейся в Испании, 1939), «Кантата милосердия», 1963, и др. Среди сочинений для оркестра — «Вариации на тему Фрэнка Бриджа», «Траурная симфония», 1940; симфониетта для камерного состава (1932) и др.; концерты (с оркестром — 2 для фортепьяно и 1 для скрипки), симфония для виолончели с оркестром (посвящено М. Ростроповичу, 1963) и многие др. Б. автор камерно-инструментальных и многих вокальных сочинений (песенные циклы, в том числе «7 сонетов Микеланджело», 1940; на слова Пушкина, посвященные Г. Вишневской, 1965, и др.). Б. выступает в качестве аккомпаниатора с певцом П. Пирсом (в т. ч. в СССР). Б. принадлежат обработки произв. Г. Пёрселла, а также английских, шотландских и французских народных песен, музыка для театра, кино и радио и др. сочинения. Неоднократно приезжал в СССР (впервые в 1963), выступал как дирижёр.

    Соч.: The story of music, L., 1958 (совм. с I. Hoist).

    Лит.:Таурагис А., Б. Бриттен, М.—Л., 1965; Холст И.,Бенджамин Бриттен, пер. с англ., М, 1968 (библ.); White Е. W., В. Britten, L., 1954; В. Britten. A complete catalogue of his works, L., 1963; Young P., B. Britten, L., 1966.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    БРИТТЕН, БЕНДЖАМИН ЭДВАРД (Britten, Benjamin)

    БЕНДЖАМИН БРИТТЕН

    БЕНДЖАМИН БРИТТЕН

    (1913-1976), английский композитор, родился 22 ноября 1913 в Лоустофте (графство Саффолк). Начал сочинять в возрасте 4 лет, обучался игре на фортепиано с семи лет, на альте - с десяти. К 14-летнему возрасту имел в своем портфеле более ста опусов. Среди учителей Бритенна - Ф. Бридж, Дж. Айрленд и А. Бенджамин; у двух последних он занимался в лондонском Королевском музыкальном колледже (1930-1933). Характер дарования Бриттена определил преобладание в его творчестве вокальных жанров. Ряд лучших страниц его музыки написаны для голоса с оркестром, например, Озарения (Les Illuminations, 1939); Серенада (Serenada, 1943); Ноктюрн, Nocturne, 1958) и для голоса с фортепиано Семь сонетов Микеланджело (Seven Sonnets of Michelangelo, 1940); Духовные сонеты Джона Донна (The Holy Sonnets of John Donne, 1945); Зимние слова по Т.Харди (Winter Words, 1953); Шесть фрагментов из Гельдерлина (Six Hlderlin Fragments, 1958). Среди многочисленных сочинений жанра кантаты выделяются - Дитя нам родилось (A boy was born, 1933), Гимн св. Цецилии (Hymn to St.Cecilia, 1942), Венок колядок (The ceremony of carols, 1942), Св. Николай (Saint Nicolas, 1948), Кантата милосердия (Cantata misericordium, 1963). В широко известном монументальном Военном реквиеме (War Requiem), где стихи погибшего в Первую мировую войну английского поэта У.Оуэна перемежаются с текстами католической заупокойной мессы, музыка раскрывает тему бессмысленности всех войн. Оперы Бриттена демонстрируют тонкое проникновение их автора в человеческую психику. Питер Граймс (Peter Grimes) по поэме Дж.Крабба Местечко (The Borough) был написан по заказу Фонда Сергея Кусевицкого и сразу после премьеры, прошедшей в Лондоне в 1945, принес композитору громкий успех. Две другие большие оперы Бриттена, Билли Бадд (Billy Budd, 1951) по новелле Мелвилла и Глориана (Gloriana, 1953), которая сочинялась специально к коронации Елизаветы II, не приобрели столь же широкой известности. Зато камерные оперы Бриттена, созданные для руководимой им Английской оперной труппы (English Opera Group), свидетельствуют об исключительном мастерстве их автора: это Поругание Лукреции (The Rape of Lucretia, 1946), Альберт Херринг (Albert Herring, 1947), Давайте создадим оперу! (Let us Make an Opera, 1949) и Поворот винта (The Turn of the Screw, 1954). Можно также упомянуть Ноев ковчег (Noye's Fludde, 1958) - детскую оперу-мистерию на текст Честерского средневекового миракля и трехактный балет Принц пагод (The Prince of Pagodas, 1957). В 1960 появилась очень удачная опера Сон в летнюю ночь (партитура для оркестра среднего состава). Три оперы-притчи предназначены для церковного исполнения: Река Керлю (Curlew River, 1964), Пещное действо (The Burning Fiery Furnace, 1966) и Блудный сын (The Prodigal Son, 1968). В 1973 состоялась премьера последней оперы Бриттена - Смерть в Венеции (Death in Venice) по Т.Манну. Среди оркестровых сочинений Бриттена - Простая симфония (Simple Symphony, 1934) для струнного оркестра, Симфония-реквием (Sinfonia da Requiem, 1940), Весенняя симфония (Spring Symphony, 1949) для солистов, хора и большого оркестра, Симфония для виолончели с оркестром (1964). Бриттен превосходно владел формой вариаций: в этом жанре написаны два замечательных сочинения - Вариации на тему Фрэнка Бриджа для струнного оркестра (1937) и Путеводитель по оркестру для юношества (The Young Person's Guide to the Orchestra, 1946), Путеводитель состоит из вариаций и фуги на тему Перселла. На музыку упомянутых вариационных циклов ставились балеты. В наследии Бриттена имеются концерты для фортепиано (1938) и скрипки (1939) с оркестром; среди камерно-инструментальных жанров - два струнных квартета (1941 и 1945). Бриттен стал Кавалером ордена кавалеров почета (1953) и пэром (1976).

    Умер Бриттен в Олдборо 4 декабря 1976.

    ЛИТЕРАТУРА

    Холст И. Б. Бриттен. М., 1968 Ковнацкая Л.Г. Б. Бриттен. М., 1974

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Бри́ттен Бенджамин

    (Britten) (1913—1976), английский композитор, пианист, дирижёр. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции XVI—XVII вв. (особенно Г. Пёрселла) с современными музыкальными средствами. Оперы (свыше 10): «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960); камерные оперы, в том числе «Поворот винта» (1954); балет «Принц пагод» (1957); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.

    * * *

    БРИТТЕН Бенджамин

    БРИ́ТТЕН (Britten) Бенджамин (1913—76), английский композитор, пианист, дирижер. Возродил английский музыкальный театр. Сочетал национальные музыкальные традиции 16—17 вв. (особенно Г. Перселла) с современными музыкальными средствами. Оперы «Питер Граймс» (1945), «Альберт Херринг» (1947), «Сон в летнюю ночь» (1960), камерные оперы, в т. ч. «Поворот винта» (1954); вокально-симфонические сочинения «Баллада о героях», «Военный реквием» (1961), «Кантата милосердия» (1963) и др.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 22 XI 1913, Лоустофт - 4 XII 1976, Олдборо)

    Творчество Б. Бриттена ознаменовало возрождение оперы в Англии, новый (после трехвекового молчания) выход английской музыки на мировую арену. Опираясь на национальную традицию и овладев широчайшим кругом современных выразительных средств, Бриттен создал множество произведений во всех жанрах. Сочинять Бриттен начал с восьми лет. В возрасте 12 лет написал "Простую симфонию" для струнного оркестра (2-я ред. - 1934). В 1929 г. Бриттен поступил в Королевский музыкальный колледж (консерваторию), где его руководителями были Дж. Айрленд (композиция) и А. Бенджамин (фортепиано). В 1933 г. исполняется Симфониетта девятнадцатилетнего композитора, привлекшая внимание публики. Вслед за ней появляется целый ряд камерных произведений, вошедших в программы международных музыкальных фестивалей и положивших начало европейской известности их автора. Этим первым сочинениям Бриттена была присуща камерность звучания, четкость и лаконичность формы, что сближало английского композитора с представителями неоклассического направления (И. Стравинским, П. Хиндемитом). В 30-е гг. Бриттен пишет много музыки для театра и кино. Наряду с этим особое внимание уделяется камерным вокальным жанрам, где постепенно созревает стиль будущих опер. Тематика, колорит, выбор текстов исключительно разнообразны: "Наши предки - охотники" (1936) - сатира, высмеивающая дворянство; цикл "Озарения" на стихи А. Рембо (1939) и "Семь сонетов Микеланджело" (1940). Бриттен серьезно изучает народную музыку, обрабатывает английские, шотландские, французские песни.

    В 1939 г., в начале войны, Бриттен уезжает в США, где входит в круг передовой творческой интеллигенции. Как отклик на трагические события, развернувшиеся на европейском континенте, возникла кантата "Баллада героев" (1939), посвященная борцам против фашизма в Испании. В конце 30 - начале 40-х гг. в творчестве Бриттена преобладает инструментальная музыка: в это время создаются фортепианный и скрипичный концерты, Симфония-реквием, "Канадский карнавал" для оркестра, "Шотландская баллада" для двух фортепиано с оркестром, 2 квартета и т. п. Подобно И. Стравинскому, Бриттен свободно использует наследие прошлого: так возникают сюиты из музыки Дж. Россини ("Музыкальные вечера" и "Музыкальные утра").

    В 1942 г. композитор возвратился на родину и поселился в приморском городке Олдборо, на юго-восточном побережье Англии. Еще в Америке он получил заказ на оперу "Питер Граймс", которую закончил в 1945 г. Постановка первой оперы Бриттена имела особое значение: она ознаменовала возрождение национального музыкального театра, со времен Пёрселла не дававшего шедевров классического уровня. Трагическая история рыбака Питера Граймса, преследуемого судьбой (сюжет Дж. Крэбба), вдохновила композитора на создание музыкальной драмы современного, остро экспрессивного звучания. Широкий охват традиций, которым следует Бриттен, делает музыку его оперы разнообразной и емкой в стилевом отношении. Создавая образы беспросветного одиночества, отчаяния, композитор опирается на стилистику Г. Малера, А, Берга, Д. Шостаковича. Мастерство драматургических контрастов, реалистическое введение жанровых массовых сцен заставляет вспомнить Дж. Верди. Утонченная изобразительность, красочность оркестра в морских пейзажах восходит к импрессионизму К. Дебюсси. Однако все это объединяется оригинальной авторской интонацией, ощущением специфического колорита Британских островов. За "Питером Граймсом" последовали камерные оперы: "Поругание Лукреции" (1946), сатира "Альберт Херринг" (1947) на сюжет Г. Мопассана. Опера продолжает притягивать Бриттена до конца его дней. В 50-60-х гг. появляются "Билли Бадд" (1951), "Глориана" (1953), "Поворот винта" (1954), "Ноев ковчег" (1958), "Сон в летнюю ночь" (1960, по комедии В. Шекспира), камерная опера "Река Кэрлью" (1964), опера "Блудный сын" (1968), посвященная Шостаковичу, и "Смерть в Венеции" (1970, по Т. Манну).

    Бриттен широко известен как музыкант-просветитель. Подобно С. Прокофьеву и К. Орфу, он создает много музыки для детей и юношества. В его музыкальном спектакле "Давайте делать оперу" (1948) зрители непосредственно участвуют в процессе исполнения. "Вариации и фуга на тему Пёрселла" написаны как "путеводитель по оркестру для молодежи", знакомящий слушателей с тембрами различных инструментов. К творчеству Пёрселла, как и вообще к старинной английской музыке, Бриттен обращался неоднократно. Он сделал редакцию его оперы "Дидона и Эней" и других произведений, а также новый вариант "Оперы нищих" Дж. Гея и Дж. Пепуша.

    Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в "Военном реквиеме" (1961), где наряду с традиционным текстом католической службы использованы антивоенные стихи У. Одена.

    Помимо композиторской деятельности Бриттен выступал как пианист и дирижер, гастролируя в разных странах. Он неоднократно бывал в СССР (1963, 1964, 1971). Результатом одной из поездок в Россию стал цикл песен на слова А. Пушкина (1965) и Третья виолончельная сюита (1971), в которой используются русские народные мелодии. Возродив английскую оперу, Бриттен стал одним из крупнейших новаторов этого жанра в XX в. "Моя заветная мечта - создать такую оперную форму, которая была бы эквивалентна чеховским драмам... Камерную оперу я считаю более гибкой для выражения сокровенных чувств. Она дает возможность заострить внимание на психологии человека. А ведь именно это стало центральной темой современного передового искусства".

  7. Источник: Музыкальный словарь