Большая Советская энциклопедия

    (псевдоним; настоящая фамилия Мамин)

    Дмитрий Наркисович [25.10(6.11).1852, Висимо-Шайтанский завод, ныне Висим Свердловской области, — 2(15).11.1912, Петербург], русский писатель. Родился в семье священника. Учился в Пермской духовной семинарии (1868—1872). В 1872 поступил на ветеринарный факультет Петербургской медико-хирургической академии; не окончив её, перешёл на юридический факультет Петербургского университета. В 1877 был вынужден из-за материальной необеспеченности оставить университет и уехать на Урал, где находился до 1891. Затем жил в Петербурге и Царском Селе. Начал печататься в 1875. Известность писателю принёс цикл романов преимущественно из горнозаводской жизни: «Приваловские миллионы» (1883), «Горное гнездо» (1884), «Дикое счастье» (1884, первоначальное название «Жилка»), «Три конца» (1890), «Золото» (1892), «Хлеб» (1895), а также циклы очерков, рассказов и повестей — «Уральские рассказы» (т. 1—2, 1888—89; т. 3 — 1899, т. 4 — 1901), «Сибирские рассказы» и др. Произведения М.-С. представляют собой сатирическую летопись буржуазного хищничества и огромную по своим масштабам эпопею народной жизни. Его романы отличаются многоплановостью и сложностью композиционных форм, правдивым изображением буржуазного быта, вниманием к жизни рабочей массы и особенно к сложным процессам формирования самосознания рабочих. Мировоззрение и талант писателя складывались под воздействием демократической философии и революционного движения 60—80-х годов. В историю русской литературы он вошёл как выдающийся писатель-реалист, певец героического труда рабочего человека. М.-С. писал в различных жанрах; ему принадлежат также драматические произведения, легенды, исторические повести и автобиографические произведения (роман «Черты из жизни Пепко», 1894, «Из далёкого прошлого», 1902). Некоторые произведения М.-С. отмечены чертами натурализма. Глубоким пониманием детской психологии отличаются рассказы и сказки М.-С. о детях и для детей: «Алёнушкины сказки» (1894—96), рассказы «Емеля-охотник» (1884), «Зимовье на Студёной» (1892), «Серая шейка» (1893) и др.

    Художественный талант М.-С. высоко ценили И. С. Лесков. А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн. Как о своём друге и учителе говорил о писателе М. Горький. Глубоко значимы ленинские слова о творчестве М.-С.: «В произведениях этого писателя рельефно выступает особый быт Урала, близкий к дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с „добросовестным ребяческим развратом” „господ”; с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России» (Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 3, с. 488, прим.).

    Соч.: Полное собрание сочинений [Вступительная статья П. В. Быкова], т, 1—12, П.,1915—17; Собрание сочинений [Вступительная статья и примечания Е. А. Боголюбова], т. 1—12, Свердловск, 1948 — 51; Собрание сочинений [Вступительная статья Ф. Гладкова], т. 1—8, М., 1953—1955; Собрание сочинений [Вступительная статья Ф. Гладкова, А. Груздева], т. 1—10, М., 1958.

    Лит.: Боголюбов Е. А., Творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка, в. 1—4, Пермь, 1944; Кремянская Н. И., Д. Н. Мамин-Сибиряк как детский писатель, Свердловск, 1952; Д. Н. Мамин-Сибиряк. Сто лет со дня рождения. 1852—1952, Свердловск, 1953; Груздев А. И., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк, М., 1958; Д. Н. Мамин-Сибиряк в воспоминаниях современников, Свердловск, 1962; Удинцев Б. Д., Боголюбов К. В., Певец Урала, Свердловск, 1969.

    А. И. Груздев.

    Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приваловские миллионы». Сцена из спектакля Свердловского драматического театра. 1950—51.

    Д. Н. Мамин-Сибиряк.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большая биографическая энциклопедия

    (псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) [1852—1912] — беллетрист. Род. в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПб, но курса там не окончил; занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени — "Бойцы" [1883], "Приваловские миллионы" [1884]. Печатался М.-С. гл. обр. в "Деле", "Отечественных записках", в "Русском богатстве" и "Русской мысли".

    Творчество М.-С. в основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма. Выступив в литературе в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С. воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. "В произведениях М.-С. рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с "добросовестным ребяческим развратом господ", с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России" (Ленин). В его романах — бесконечная галерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплуатации рабочего класса инженеры и пр.

    Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплуатации его богатств ("Хлеб", 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой ("Галактион") превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами. Деньги несут физическое и нравственное вырождение ("Последние огоньки"). Омерзительно глупая и дикая буржуазия ("Торное гнездо") беспощадно эксплуатирует крестьян-бурлаков ("Бойцы"), хозяйство крестьян ("Три конца"), наносит сокрушительные удары семейной морали ("Дикое счастье"), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения ("На улице"). В первом периоде творчества М.-С. занимают народнические проблемы — борьба с капитализмом ("Приваловские миллионы") и преклонение перед народной силой ("Бойцы"); но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста. Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего. Это признает сам М.-С.: "Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться".

    М.-С. не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того — идеалов не должно быть: "Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред". Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. "Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни" ("В худых душах"). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. романе Мамина-Сибиряка "Черты из жизни Пепко" [1894]. Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости — старик Бахарев ("Приваловские миллионы"), Савоська ("Бойцы"). Даже те из них. кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч — "Три конца"); люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский). Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна — "Приваловские миллионы" и др.).

    Жизнь представлялась М.-С. постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений; он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком.

    Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом. М.-С. отобразил развитие русской буржуазии от "темного царства" Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова (см.), Боборыкина (см.) и др.

    М.-С. явился в 80-х гг. одним из видных представителей тою русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. — "Мною была задумана целая серия романов на манер "Ругонов" Золя", писал он в "Чертах из жизни Пепко". Хотя в отличие от "Ругон-Маккаров" строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. не получалось, но крупнейшие романы его — "Горное гнездо", "На улице", "Три конца", "Золото", "Дикое счастье", "Хлеб", "Приваловские миллионы" и др. — представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.

    Библиография: I. Полное собрание сочин., изд. А. Ф. Маркс, П., 1915—1917 (прилож. к журн. "Нива"); Собр. сочин., 4 тт., Гиз, М. — Л., 1927—1928 (т. I. Приваловские миллионы; т. II. Золото; т. III. Хлеб; т. IV. Черты из жизни Пепко).

    II. Альбов В., Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка, "Мир божий", 1900, I — II; Аничков Е. Д., Мамин-Сибиряк, "Мирбожий", 1905, X; Скабичевский, Сочинения, т. II, издание 3-е, 1913; Колтоновская Е., В стороне от главного русла. Д. Мамин-Сибиряк, "Вестник Европы", 1913, II; Быков П. В., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк. Полное собрание сочин. Мамина-Сибиряка, изд. "Нивы", т. I; Неведомский М., Д. Н. Мамин-Сибиряк, "История русской литературы XIX в.", под ред. Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. V, изд. т-ва "Мир", М., 1917; Соловьев Евг., Очерки из истории русской литературы XIX в., изд. 4-е, М., 1923; Богословский П. С., Памяти писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (К вопросу об изучении его творчества), "Научно-педагогический вестник", 1923, I.

    III. Mезьеp А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПб, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

    С. Р. и П. Щ.

    {Лит. энц.}

  3. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  4. Литературная энциклопедия

    Мамин-Сибиряк

    МАМИН-СИБИРЯК (псевдоним Дмитрия Наркисовича Мамина) (1852—1912) — беллетрист. Р. в семье священника на Висимо-Шайтанском заводе (Урал). Окончил Пермскую семинарию в 1871, поступил в Сибирскую медико-хирургическую академию. В 1876 перешел на юридический факультет университета в СПБ, но курса там не окончил; занялся репортажем. Мелкие рассказы М.-С. появились в печати в 1872. Первые значительные произведения относятся к несколько более позднему времени — «Бойцы» (1883), «Приваловские миллионы» (1884). Печатался М.-С. гл. обр. в «Деле», «Отечественных записках», в «Русском богатстве» и «Русской мысли».

    Творчество М.-С. в основной своей части посвящено изображению уральского промышленного капитализма. Выступив в литературе в годы хищнического накопления и связанного с ним спекулятивного ажиотажа, М.-С. воспринимает капитализм как закономерное явление русской действительности, но относится к нему резко враждебно. «В произведениях М.-С. рельефно выступает особый быт Урала, близкий дореформенному, с бесправием, темнотой и приниженностью привязанного к заводам населения, с добросовестным ребяческим развратом господ, с отсутствием того среднего слоя людей (разночинцев, интеллигенции), который так характерен для капиталистического развития всех стран, не исключая и России» (Ленин). В его романах — бесконечная галлерея деятелей уральской промышленности. Крепкие, устойчивые предприниматели дореформенного склада сталкиваются здесь с жесткими дельцами уже современной капиталистической формации, за ними толпятся мелкие плуты и хищники-адвокаты, покрывающие хищничество своих клиентов, делающие себе карьеру на эксплоатации рабочего класса инженеры и пр.

    Внедрение новых капиталистических отношений в Заполье, новых форм эксплоатации его богатств («Хлеб», 1895) ведет к гибели всего края, а увлечение наживой («Галактион») превращает людей в чудовищ, погибающих вместе со своими деньгами. Деньги несут физическое и нравственное вырождение («Последние огоньки»). Омерзительно глупая и дикая буржуазия («Горное гнездо») беспощадно эксплоатирует крестьян-бурлаков («Бойцы»), хозяйство крестьян («Три конца»), наносит сокрушительные удары семейной морали («Дикое счастье»), доводит интеллигенцию до последней степени алчности и падения («На улице»). В первом периоде творчества М.-С. занимают народнические проблемы — борьба с капитализмом («Приваловские миллионы») и преклонение перед народной силой («Бойцы»); но он вскоре убеждается в безнадежности этих идей. Так рушатся социальные утопии Привалова, крупнейшего заводчика-идеалиста. Его попытки спасти крестьянскую патриархальную общину от разлагающего влияния капиталистического процесса бессильны противостоять беспощадному развитию последнего. Это признает сам М.-С.: «Повсюду обломки, и из-под них слышатся стоны пришибленных и раздавленных людей или ликующие возгласы тех, кто успел уже нажиться и приспособиться».

    М.-С. не ищет идеалов, поднимающихся над окружающей действительностью. Больше того — идеалов не должно быть: «Идешь туда, а глядишь, пришел совсем в другое место, хочешь принести человеку пользу, а получается вред». Увлеченный дарвинизмом, он признает борьбу единственным принципом в жизни. «Происходит пожирание одних людей другими, и в этом концерте пожирания друг друга творится тайна жизни» («В худых душах»). Эта бесперспективная философия городского мещанства лучше всего выражена в автобиографич. романе Мамина-Сибиряка «Черты из жизни Пепко» (1894). Только прежние патриархальные отношения городского мещанства обвеяны симпатией романиста. Оттуда он черпает образы, хранящие идеалы семейного начала и мудрой справедливости — старик Бахарев («Приваловские миллионы»), Савоська («Бойцы»). Даже те из них, кто является грозой для подчиненных, не только наказывают их, но и милуют (Лука Назарыч — «Три конца»); люди же новые смотрят на человека, как на машину, и не видят его души (Голиковский).

    Лучшие женские типы (Наденька, Устинька) выведены также из мещанства, и противопоставлены женщинам-хищницам (Сусанна — «Приваловские миллионы» и др.).

    Жизнь представлялась М.-С. постоянной хаотической свалкой различных сил. Он не знал будущего, не верил в изменение социальных отношений; он видел только тяжелую поступь капитализма, слышал его удары по родным и привычным ему формам жизни. Отсутствие ясно осознанной устремленности сказалось отчасти и в композиционной рыхлости, бесформенности, чрезмерной нагроможденности произведений Мамина-Сибиряка, в его постоянном тяготении к описаниям, картинам этнографического характера. Его произведения сложны по фактическому содержанию, изобилуют большим количеством эпизодических лиц, связанных с основным замыслом одной какой-нибудь чертой. Поэтому излюбленным жанром М.-С. является роман-хроника, с широкой и сложной композицией и красочным языковым рисунком.

    Пропитанный мелкобуржуазным либерализмом, М.-С. отобразил развитие русской буржуазии от «темного царства» Островского к просвещенному буржуа-дельцу, изображавшемуся кроме Мамина-Сибиряка в произведениях Амфитеатрова (см.), Боборыкина (см.) и др.

    М.-С. явился в 80-х гг. одним из видных представителей того русского натурализма, который создавался под сильным воздействием Эмиля Золя. — «Мною была задумана целая серия романов на манер Ругонов Золя», писал он в «Чертах из жизни Пепко». Хотя в отличие от «Ругон-Маккаров» строгой связи и последовательности между произведениями М.-С. не получалось, но крупнейшие романы его — «Горное гнездо», «На улице», «Три конца», «Золото», «Дикое счастье», «Хлеб», «Приваловские миллионы» и др. — представляют собой развитие картины победоносного разрушающего шествия русского капитализма.Библиография:

    I. Полное собрание сочин., изд. А. Ф. Маркс, П., 1915—1917 (прилож. к журн. «Нива»); Собр. сочин., 4 тт., Гиз, М. — Л., 1927—1928 (т. I. Приваловские миллионы; т. II. Золото; т. III. Хлеб; т. IV. Черты из жизни Пепко).

    II. Альбов В., Капиталистический процесс в изображении Мамина-Сибиряка, «Мир божий», 1900, I—II; Аничков Е. Д., Мамин-Сибиряк, «Мир божий», 1905, X; Скабичевский, Сочинения, т. II, издание 3-е, 1913; Колтоновская Е., В стороне от главного русла. Д. Мамин-Сибиряк, «Вестник Европы», 1913, II; Быков П. В., Д. Н. Мамин-Сибиряк. Критико-биографический очерк. Полное собрание сочин. Мамина-Сибиряка, изд. «Нивы», т. I; Неведомский М., Д. Н. Мамин-Сибиряк, «История русской литературы XIX в.», Под редакцией Д. Н. Овсянико-Куликовского, т. V, изд. т-ва «Мир», М., 1917; Соловьев Евг., Очерки из истории русской литературы XIX в., изд. 4-е, М., 1923; Богословский П. С., Памяти писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка (К вопросу об изучении его творчества), «Научно-педагогический вестник», 1923, I.

    III. Мезьер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

  5. Источник: Литературная энциклопедия