Большая Советская энциклопедия

    I

    Кири́ллов

    Аверкий Степанович (1622 — 16.5.1682), русский государственный деятель и крупный купец-предприниматель. К. принадлежали многочисленные лавки в Москве и других городах, соляные варницы в Соли-Камской, земли и деревни с крестьянами. В 1677 правительство привлекло К. на службу, пожаловав ему чин думного дьяка. В 1677—82 К. возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода и др. В ведении К. были главным образом вопросы, связанные с финансами, торговлей и промышленностью России. Во время Московского восстания 1682 (См. Московское восстание 1682) К. был убит восставшими стрельцами, обвинившими его во взяточничестве и различных злоупотреблениях. Сохранился дом К. в Москве на Берсеневской набережной — памятник гражданской архитектуры 17 в.

    Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в., М.—Л., 1946.

    В. А. Кучкин.

    II

    Кири́ллов

    Владимир Тимофеевич [2(14).10.1890 — 18.12.1943], русский советский поэт. Родился в деревне Харино Духовщинского уезда, ныне Смоленской области, в крестьянской семье. Участник Февральской и Великой Октябрьской социалистической революций. В печати выступил в 1913. Деятель Пролеткульта и «Кузницы» (См. Кузница). В 1918 опубликовал сборник «Стихотворения». Стихи К. «Я подслушал эти песни близких, радостных веков» (1917), «Железный мессия» (1918), «Матросам» (1918), «25 Октября» (1922) и др. проникнуты пафосом революционной борьбы, коллективизма и пролетарского интернационализма. Им присущи гиперболизм, абстрактная символика, некоторая архаистичность языка.

    Соч.: Лирический вечер, М., 1927 (совм. с М. П. Герасимовым); Стихотворения. [Вступ. ст. К. Зелинского], М., 1958; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Ал. Суркова], М., 1970.

    Лит.: Паперный З., Пролетарская поэзия первых лет советской эпохи, в сборнике: Пролетарские поэты первых лет советской эпохи, Л., 1959; Трофимов И. Т., Писатели Смоленщины. Биобиблиографич. справочник, Смоленск, 1959.

    И. Т. Трофимов.

    III

    Кири́ллов

    Михаил Александрович (8.11.1900, Томск, — 12.4.1971, Ашхабад), русский советский актёр, народный артист СССР (1971). Член КПСС с 1941. С 1924 актёр и режиссёр театров Томска, Прокопьевска (Кузбасс), Омска, Новосибирска, Иркутска. С 1937 работал в Ашхабадском русском драматическом театре им. А. С. Пушкина. Играл роли: Полежаев («Беспокойная старость» Рахманова), Лир («Король Лир» Шекспира), Лука, Егор Булычев («На дне», «Егор Булычев и другие» Горького), Чебутыкин («Три сестры» Чехова), Аллан («Семья Аллана» Мухтарова), Забелин («Кремлёвские куранты» Погодина) и др. Награжден орденом Ленина и 2 др. орденами. Премия им. Махтумкули (1970).

    IV

    Кири́ллов

    Петр Семенович (Петр Эрьке) [8(21).7.1910, Малый Толкай, ныне Подбельского района Куйбышевской области, — 24.11.1955, Москва], мордовский советский писатель. Член КПСС с 1942. Участник Великой Отечественной войны 1941—45. Начал печататься в 1929. Автор сборников лирических стихов «Без межи» (1932), «По дорогам войны» (1945) и др., повестей «В Спасском монастыре» (1935) и «Первый урок» (1940), исторической драмы «Литова» (1940), пьес «Свет над дальним углом» (1950) и «Учительница» (1953; рус. пер. 1956). Награжден 4 орденами, а также медалями.

    Соч. в рус. пер.: Избранное. Стихи и поэмы, М., 1958.

    Лит.: Бассаргин Б., Путь писателя, Саранск, 1958; Писатели Советской Мордовии. Биобиблиографический справочник, Саранск, 1970.

    V

    Кири́ллов

    город, центр Кирилловского района Вологодской области РСФСР. Расположен на озёрах Сиверское и Долгое, в 8 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути), в 100 кмк С.-В. от железнодорожной станции Череповец. Основан в 14 в. вокруг Кирилло-Белозерского монастыря (См. Кирилло-Белозерский монастырь)как подмонастырская слобода. В 1775 слобода переименована в город; с 1776 К. — уездный город. В К. — маслодельный завод. Культурно-просветильное училище. На территории бывшего Кирилло-Белозерского монастыря находится Историко-архитектурный и художественный музей-заповедник (филиал музея — бывший Ферапонтов монастырь в с. Ферапонтове Кирилловского района).

    Лит.: Бочаров Г. и Вы голов В., Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, [М., 1966].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    КИРИЛЛОВ - город (с 1776) в Российской Федерации, Вологодская обл., на оз. Сиверское (пристань) и Долгое, в 7 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути), в 100 км от ж.-д. ст. Череповец. 9 тыс. жителей (1991). Пищевая промышленность. Основан в 1397 вокруг Кирилло-Белозерского монастыря.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Большая биографическая энциклопедия

    см. Кирилов.

    {Венгеров}

  5. Источник: Большая биографическая энциклопедия



  6. Литературная энциклопедия

    Кириллов

    КИРИЛЛОВ Владимир Тимофеевич (1889—) — современный поэт. Р. в крестьянской семье, в течение года учился в начальной школе, с 10 лет — ученик сапожной мастерской, с 1903 — матросский ученик на пароходе торгового флота, плавал в Турцию, Грецию, Египет. В революцию 1905—1906 участвовал в революционном движении черноморских моряков, за что был сослан на 3 года в Усть-Сысольск. В 1911 уехал в Америку, через год вернулся. В войну 1914 мобилизован в армию. Активный участник Февральской и Октябрьской революций. В 1918—1920 работал в ленинградском, московском и тамбовском пролеткультах. В 1920—1923 — один из руководителей группы «Кузница» (см.).

    К. начал писать стихи и рассказы в ссылке в 1910; первое стихотворение напечатано в 1913 в «Народном журнале». В дореволюционных стихах К. о придавленных нуждой жильцах городских подвалов, бедняках-одиночках, «не видно классовой борьбы» (Вал. Полянский). К. то приходит в отчаяние от нужды и одиночества, то стремится уснуть и забыться от больных тревог на лоне природы, то — уйти в «голубые мечты». Стихи периода империалистической войны проникнуты мечтательным, расплывчатым пацифизмом.

    Революция 1917 совершенно перестраивает поэзию К. Наряду с М. Герасимовым (см.) он — один из самых характерных и выдающихся пролетарских поэтов эпохи военного коммунизма. Его лучшие стихи — «Железный мессия», «Мы», «Матросам», «25 Октября», «Я подслушал эти песни», «К нам, кто сердцем молод» — представляют собой яркие поэтические памятники эпохи гражданской войны. В лучших стихотворениях этого времени Кириллов поднялся до высокой и волнующей гражданской патетики. К. сумел запечатлеть специфическую атмосферу первых дней Октябрьского восстания: бурный Смольный с жужжаньем улья, пламя слов и костер патруля, открытые лица и широкие плечи матросов, наконец самое настроение тех дней, когда каждый был на голову выше и было новое даже в походке. Однако эта патетика не смогла заглушить вскормленной подвальным прошлым грустной мечтательности. В одном из самых удачных стихотворений К. «Юность» не случайно сплетаются темы революции и мечты.

    Стиль поэзии К. времен гражданской войны отражает все особенности поэзии того времени. Революционные и урбанистические мотивы разработаны абстрактно-романтически. Господствует гиперболизм, часто проявляющийся в космических образах («нашей планете найдем мы иной, ослепительный путь», «звезды в ряды построим, в вожжи впряжем луну»). Чувствуется сильнейшее влияние символистской поэтики, особенно Бальмонта: напевные ритмы, эпитеты «бесконечный» и «сказочный», нередкие — даже в лучших стихах — мистические образы.

    К. не выдержал перехода от гражданской войны к нэпу и не сумел справиться с новыми задачами, вставшими перед пролетарской поэзией. Порвав в 1923 с организованным пролетарским лит-ым движением, К. и в творчестве все дальше отходит от позиций пролетарской поэзии. Его творчество времен нэпа — сплошное отречение от основных мотивов предшествующего периода. Свои лучшие стихи он называет «пустыми сочиненьями, где все мечты, мечты и ложь». Когда-то любимый город стал «злым вассалом». К. ратует за розы, против стали, доходя до реакционнейших нападок на индустриальную культуру, якобы заменившую сердце бездушным механизмом («Современность»), перекликаясь так. обр. с С. Клычковым (см.). За последнее время выступает со стихами очень редко.Библиография:

    I. Автобиографию К. см. в антологии С. Родова, Пролетарские писатели, М., 1925. Книги К.: Стихотворения, П., 1918; Зори грядущего, П., 1919; Паруса, М., 1921; Железный мессия, М., 1921; Отплытие, М., 1923; Стихотворения, кн. I, М., 1924; Рабочие шаги, М., 1924; Море, М., 1925; Кровь и снег, М., 1925; Праздник жизни, Рассказы (совместно с М. Герасимовым), М., 1925; Избранные стихи, М., 1926; О детстве, море и красном знамени, М., 1926; Голубая страна, Вторая книга стихов, Л., 1927; Вечерние ритмы, М., 1928; Весенний свет, Стих., кн. I, 1913—1922, изд. 2-е, М., 1928.

    II. Бессалько П., Пролетарские поэты, в кн. Бессалько и Ф. Калинина, Проблемы пролетарской культуры, П., 1919; Фриче В. М., Пролетарская поэзия, М., 1919; Ингулов С., На ущербе, «На посту», 1923, № 1; Его же, О живом человеке, там же, 1923, № 4; Лелевич Г., Под знаком декаданса, в кн. «На лит-ом посту», Тверь, 1924; Воронский А. К., О группе писателей «Кузница», в кн. «Искусство и жизнь», М., 1924; Коган П. С., Пролетарская литература, Иваново-Вознесенск, 1926; Лелевич Г., О формальных влияниях в пролетарской поэзии, «Печать и революция», 1927, № 5; Полянский Вал., Этапы творчества В. Кириллова, в кн. «Вопросы современной критики», М. — Л., 1927.

    III. Мандельштам Р. С., Художественная литература в оценке русской марксистской критики, изд. 4-е, Гиз, М., 1928; Писатели современной эпохи, Под редакцией Б. П. Козьмина, т. I, изд. ГАХН, М., 1928; Владиславлев И. В., Литература великого десятилетия, т. I, Гиз, М., 1928.

  7. Источник: Литературная энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    Кири́ллов

    город (с 1776) в России, Вологодская область, на оз. Сиверское (пристань) и Долгое, в 8 км от пристани Горицы (на Волго-Балтийском водном пути), в 100 км от железнодорожной станции Череповец. 8,8 тыс. жителей (1998). Пищевая, деревообрабатывающая промышленность. Возник в конце XIV в. как слобода Кирилло-Белозерского монастыря.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    Аверкий Степанович (1622-82) - рус. гос. деятель 17 в. и крупный купец-предприниматель. Звание гостя - фамильное. К. принадлежали многочисл. лавки в Москве и др. городах, соляные варницы в Соли Камской, земли и деревни с крестьянами. Сохранился дом К. в Москве, на Берсеневской наб., выдающийся памятник гражд. архитектуры 17 в. В 1677 пр-во привлекло К. на службу, пожаловав ему чин думного дьяка. В 1677-82 К. возглавлял приказы Большой казны, Большого прихода, Новгородский, Владимирскую, Галицкую и Новую чети, а также управлял приказами Казенным и Большого дворца. В ведении К. были гл. обр. вопросы, связанные с финансами, торговлей и пром-стью России. 16 мая 1682 К. был убит восставшими стрельцами. На столбе, поставленном на Красной площади с именами убитых бояр и приказных деятелей, были записаны и "вины" К.: "великие взятки имал и налогу всякую и неправду чинил".

    Лит.: Богоявленский С. К., Приказные судьи XVII в.. М.-Л., 1946.

    В. А. Кучкин. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Города России

    Районный центр в Вологодской области, в 129 км к северо-западу от Вологды. Расположен на берегах озёр Сиверское (пристань) и Долгое, соединённых протоками, в 8 км от пристани Горицы на Волго-Балтийском водном пути, в 100 км к северу от железнодорожной станции Череповец на линии Санкт-Петербург - Вологда. Население 9 тыс. человек (1992; 4,3 тыс. в 1897; 4,1 тыс. в 1926; 7,4 тыс. в 1979).

    Современный К. - центр сельскохозяйственного района; в городе - переработка сельскохозяйственной продукции и древесины. Турбаза "Сиверская".

    Герб Кириллова.

    Герб Кириллова. "В верхней части щита герб Новгородский. В нижней - повешанное на деревянном треножнике железное на цепи клепало - употребляемое в древния времена вместо колоколов - и два при оном железные молота, в белом поле, в знак, что при оном городе есть старинный монастырь". Высочайше утверждён 16.8.1781

    Возник как слобода при Кирилло-Белозерском монастыре, основанном в 1397 и названном по имени своего создателя, монаха Кирилла Белозерского, последователя Сергия Радонежского. В XV-XVII вв. Кирилло-Белозерский монастырь - крупнейший религиозный, культурный, экономический центр Русского Севера, процветающий благодаря значительным денежным вкладам московских князей и бояр. В XVI-XVII вв., в период своего наивысшего расцвета, монастырь играл важную роль на торговом пути к Белому морю. В годы польско-шведской интервенции в декабре 1612 монастырь выдержал штурм многочисленного польского отряда под командованием полковника Песоцкого. В 1776 монастырская слобода преобразована в уездный город Новгородского наместничества - К.

    Монастырь одной стороной обращён к городу и дороге на Вологду, другими - выходит к берегам озёр Сиверского и Долгого, эффектно возвышаясь над их водными просторами громадой белокаменных стен. Занимая большую (около 12 га) территорию, монастырь являлся самостоятельным городом-крепостью. Активное каменное строительство велось с начала XVI в. Исторически сложившаяся структура монастыря включает несколько последовательно возникавших частей. Наиболее древние - Большой Успенский монастырь в юго-западной части ныне существующего комплекса, между берегом озера Сиверское и р. Свияга, а также примкнувший к нему с востока Малый, или Горний Ивановский, монастырь (оба составили территорию так называемого Старого города). Сохранились фрагменты южной стены с выходящими к берегу озера Свиточной и Мережной башнями и Водяными воротами с надвратной церковью Преображения, а также оформлявшие парадный въезд в Большой Успенский монастырь "Святые ворота" с одноглавой надвратной церковью Иоанна Лествичника (1572, в интерьере - иконостас XVI-XVIII вв., в пролёте ворот - фрески 1585) и пристроенными по сторонам каменными 2-этажными палатами (XVII в.). Ныне "Старый город" с 3 сторон охватывают высокие мощные стены (1653-82, протяжённостью 1,3 км, высотой 10,8 м), ограждающие также территорию пристроенного к нему в XVII в. с северо-востока "Нового города"; они имеют 3-ярусное галерейное устройство, на углах - массивные многогранные, сильно выступающие башни, в середине стен - 4-гранные проездные башни. От главного въезда в монастырь - Казанской башни - через территорию ныне не застроенного "Нового города" идёт прямая аллея к "Святым воротам". В ансамбле Большого Успенского монастыря господствует величественный кубический 4-столпный одноглавый Успенский собор (1497, 1595-96; в интерьере - 5-ярусный иконостас XV-XVIII вв., фрески, 1641; на северной паперти - фрески работы костромских и ярославских мастеров, 1650); к северо-западному углу собора примыкают небольшие кубические одноглавые бесстолпные церкви Владимирская (1554) и Епифания (1645), с юга - придельная церковь над гробницей Кирилла Белозерского (1792-94). В юго-западной части - мощная 4-столпная церковь Архангела Гавриила (1531-34, ранее имела в верхнем ярусе звонницу, в XVII-XIX вв. перестраивалась), соединённая с ней массивная невысокая колокольня (1757-61), квадратная одностолпная трапезная палата с церковью Введения (1519) и небольшая изящная шатровая церковь Евфимия со звонницей (1653).

    На территории Горнего Ивановского монастыря на горке высится стройная одноглавая церковь Иоанна Предтечи (1531-34), на склоне - одноглавая трапезная церкви Сергия Радонежского (1560; обе первоначально имели двуглавое завершение).

    С 1924 Кирилло-Белозерский монастырь - историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. На территории "Нового города" - памятники деревянной архитектуры: церковь Ризположения из села Бородавы (1486) и ветряная мельница из деревни Щёлково (XIX в.). В фондах музея - собрания древнерусских икон XV-XVI вв., древнерусского шитья XV-XVII вв., древнерусские скульптуры.

    В 7 км от К., на берегах р. Шексна, - Горицкий монастырь (основан в первой половине XVI в.): кубическая, первоначально одноглавая церковь Воскресения (1544), примыкающая к ней миниатюрная церковь Димитрия (1611), колокольня (XVII в.), Троицкий собор и ограда (начало XIX в.). В 20 км от К., в живописной местности на невысоком холме между озером Бородавское и Паское, - Ферапонтов монастырь (основан в 1398); въезд оформлен каменными "Святыми воротами" с 2 небольшими нарядными шатровыми церквами Богоявления и Ферапонта (1649). На территории Монастыря - стройный одноглавый (первоначально двуглавый) 4-столпный собор Рождества Богородицы (1490, в интерьере - изысканные по цветовому строю и композиции фрески мастера Дионисия с сыновьями Владимиром и Феодосией, 1500-02 или 1502-03). С северо-западной стороны собор соединён крытой галереей с 4-гранной колокольней (XVII в.), массивной одностолпной трапезной палатой и изящной нарядной одноглавой Благовещенской церкви со звонницей (1530-34); с юга к собору примыкает небольшая шатровая церковь Мартиниана (1640).

    В окрестностях К. - памятники природы: гора Маура и Цыпина гора.Литература: Успенский Н. П., Кириллов Белозерский Успенский первого класса монастырь, Кириллов, 1897; Никольский Н. К., Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII в. (1397-1625), т. 1, в. 1-2, СПб., 1897-1910; Георгиевский В. Т., Фрески Ферапонтова монастыря, СПб., 1911; Поездки в монастыри: Ферапонтов, Кирилло-Белозерский и Горицкий, Вологда, 1916; Антипин Г., Крепость Кирилло-Белозерского монастыря, Кириллов, 1934; Подъяпольский С. С., Путеводитель по архитектурным памятникам Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, 3 изд., Вологда, 1968; Коваль Р. М., Приименко В. С., Русский Север, Кириллов. Ферапонтово, Л., 1970; Бочаров Г. Н., Выголов В. П., Вологда, Кириллов, Ферапонтово, Белозерск, 3 изд., М., 1979; Варюхичев А. Г., Слово о граде Кириллове, (3 изд.), Архангельск, 1990.

  13. Источник: Города России



  14. Литературные герои

    КИРИЛЛОВ - центральный персонаж романа Ф.М.Достоевского «Бесы» (1870-1872). По предположению Л.П.Гроссмана, реальным прототипом Алексея Ниловича К. отчасти послужил петрашевец К.И.Тимковский (1814-1881), отставной офицер флота: «Личность Тимковского, видимо, отразилась через двадцать лет на образе инженера К. в «Бесах»: стремительный путь от религиозности к атеизму, готовность взорвать весь мир при серьезной практической работе в государстве, своеобразная революционность и самопожертвование при маниакальности господствующей идеи - все это отмечает одного из выдающихся героев Достоевского резкими чертами его исторического прототипа» (Л.П.Гроссман). На допросах следственной комиссии Тимковский признавался, что впал в бездну неверия и злочестия, будучи доведен до нее всеми тонкостями самой хитрой и лукавой диалектики; искусителем же, по вине которого он впал в атеистический соблазн, был назван Спешнев. Достоевский, давая показания комиссии о Тим-ковском, сказал: «Это... один из тех исключительных умов, которые если принимают какую-нибудь идею, то принимают ее так, что она первенствует над всеми другими, в ущерб другим».

    Двадцатисемилетний инженер, строитель мостов, К. познакомился со Ставрогиным за четыре года до начала романного действия и стал одним из объектов его духовного растления («...Вы отравили сердце этого несчастного, этого маньяка, К., ядом... Вы утверждали в нем ложь и клевету и довели разум его до исступления», - упрекнет Шатов Ставрогина). Несколько лет, проведенных К. за границей (в Америке, вместе с Шатовым) и в Европе (где он сошелся с Петром Верховенским), превратили его, человека с нежным сердцем и детским смехом, в аскета, нелюдима и фанатика, одержимого «неподвижной идеей». (Зная, что К. не спит по ночам, беспрерывно пьет чай, ходит по комнате и думает, Петр Верховенский говорит ему: «не вы съели идею, а вас съела идея».) Дойдя умом до отрицания Бога, К. пытается освоить мысль до конца: «Если Бог есть, то вся воля Его, и из воли Его я не могу. Если нет, то вся воля моя, и я обязан заявить своеволие... Я обязан себя застрелить, потому что самый полный пункт моего своеволия - это убить себя самому... Убить другого будет самым низким пунктом моего своеволия... Я хочу высший пункт и себя убью». Согласно логике К., сознать, что нет Бога и в тот же час не сознать, что сам стал Богом, есть нелепость; и тот, кто первый это поймет, непременно должен убить сам себя, чтобы «начать и доказать»: «Я еще только Бог поневоле и я несчастен, ибо обязан заявить своеволие... Но я заявлю своеволие, я обязан уверовать, что не верую. Я начну, и кончу, и дверь отворю. И спасу. Только это одно спасет всех людей и в следующем же поколении переродит физически... Я три года искал атрибут божества моего и нашел: атрибут божества моего - Своеволие! Это все, чем я могу в главном пункте показать непокорность и новую страшную свободу мою». Поведав Петру Верховенскому о своем намерении, К. предложил использовать свое будущее самоубийство в целях, выгодных для общества, - и на этом, как потом станет уверять его предводитель «пятерок», был тогда же основан «некоторый план здешних действий, которого теперь изменить уже никак нельзя» (то есть убийство Шатова). За несколько минут до выстрела и предсмертного письма, в котором К. должен объявить себя убийцей Шатова (чего требует Петр Верховенский), К. зажигает лампадку перед образом Спасителя и фактически признается, что верует в Христа: «Этот человек был высший на всей земле, составлял то, для чего ей жить. Вся планета, со всем, что на ней, без этого человека-одно сумасшествие... А если так, если законы природы не пожалели и Этого, даже чудо свое же не пожалели, а заставили и Его жить среди лжи и умереть за ложь, то, стало быть, вся планета есть ложь и стоит на лжи и глупой насмешке. Стало быть, самые законы планеты ложь и диаволов водевиль». КБ.Мочульский отмечал трагическое раздвоение сознания К.: с одной стороны, демоническая мечта о человекобоге, с другой - отчаяние и смертная тоска верующего сердца, бессильного победить неверие разума. ««Человекобожество» К. - гениальнейшее создание Достоевского - философа и художника». М.И.Туган-Барановский, комментируя высказывание К. «меня всю жизнь Бог мучил», утверждал: «Мы имеем перед собой человека огромной душевной силы и с неутолимой жаждой абсолюта». С.Н.Булгаков писал в связи с самоубийством К., носящим характер религиозного эксперимента: «К. пьян почувствованной свободой и сознанной мощью своей, но он и раб ее, ибо не знает и не ощущает ее действительных границ и подлинной природы, раб, ибо утратил смирение, действительный «атрибут» Бога-Любви, раб потому, что видит мощь в вандализме, самоистреблении. Украсть жизнь у Бога, объявив ее своей собственностью, между тем как она нам лишь вверена, это есть дело самозванца... Таков остов религиозной драмы К., подобной которой нет в мировой литературе». В конспекте «Бесов», сделанном Ф.Ницше, логика миропонимания К. подробно проанализирована и рассмотрена под углом зрения начатков нигилизма: по Ницше, суть дела не в избытке нигилизма, а в его недостатке, к тому же в глазах немецкого философа убийство другого - акция, присущая сильному человеку, а самоубийство - слабому (см.: Ю.Давыдов. Этика любви и метафизика своеволия. М., 1982; В.В.Дудкин. Достоевский и Ницше. Петрозаводск, 1994).

    Лит. см.. к статьям «СТАВРОГИН», «ПЕТР ВЕРХОВЕНСКИЙ».

    Л.И.Сараскина

  15. Источник: Литературные герои



  16. Словарь черезвычайных ситуаций

    Геннадий Николаевич

    (род. в 1953) генерал-полковник (1998), на военной службе с 1970, окончил Московское военное училище ГО СССР (1973), Военную академию им. М. В. Фрунзе (1982). Проходил службу в должностях: командир взвода, командир роты отдельного механизированного полка (1973-77); начальник штаба - заместитель командира механизированного батальона отдельного механизированного полка (1977-79); начальник штаба - зам. командира, командир 460 отдельного механизированного полка ГО (1982-86); командир 151 отдельного механизированного полка (1986-88); зам. начальника штаба ГО Москвы (1988-92); начальник Центрального регионального центра по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (1992-96); зам. Министра РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (1996-н/вр). Награжден орденами "За службу Родине в ВС СССР" 3 ст., "За личное мужество", "За военные заслуги", "За заслуги перед Отечеством" 4 ст., медалями

  17. Источник: Словарь черезвычайных ситуаций



  18. Большой Энциклопедический словарь

  19. Источник: