«Строфа»

Строфа в словарях и энциклопедиях

Значение слова «Строфа»

Источники

    Большая Советская энциклопедия

    (от греч. strophe, буквально — поворот)

    в стихосложении — группа Стихов, объединённых каким-либо формальным признаком, периодически повторяющимся из группы в группу. Всякий стихотворный текст естественно членится на группы стихов. Текст, где это деление не урегулировано, т. е. подчинено лишь синтаксису и смыслу, называется астрофическим (так, астрофичны «Илиада», русские былины). Текст, где оно урегулировано, т. е. читатель и слушатель заранее, независимо от смысла ждет на определённых местах появления определённых стиховых признаков (например, сильной паузы, укороченной строки, мужского окончания, рифмы), называется строфическим (так, строфичны оды Пиндара, М. В. Ломоносова). Между астрофическими и строфическими текстами возможны промежуточные формы, например тексты со строфами непостоянной длины (так, «Песнь о Роланде» состоит из «тирад» разной длины, объединённых рифмой, а «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова — из «строфоидов» разной длины, в каждом из которых за рядом женских строк следует заключительная мужская).

    Длина С. в строфических текстах обычно достаточно невелика (от 2 до 12—16 стихов), чтобы быть непосредственно ощутимой; впрочем у Г. Р. Державина встречается С. в 38 стихов, а в античной лирике — ещё более длинные. Внутри С. могут выделяться повторяющиеся стиховые группы меньшего объёма (так, 14-стишная Онегинская строфа членится на 3 четверостишия и заключительное двустишие); а иногда, наоборот, С. объединяются в повторяющиеся стиховые группы большего объёма (сочетание запева и припева в песнях, «строфы», антистрофы и «эпода» в античной хоровой лирике). Простейшая и древнейшая С. — двустишие; путём деления длинных стихов на полустишия из неё развилось четверостишие. Двустишия и четверостишия — самые употребительные С. в европейской поэзии; почти все остальные виды новоевропейских С. могут быть сведены к их удлинению или к их комбинациям.

    В античной поэзии С. организовывались преимущественно упорядоченным чередованием стихов различного метра (алкеева С., Сапфическая строфа и пр.), в новоевропейской — упорядоченным чередованием стихов с различными окончаниями и рифмами (перекрёстная рифмовка abab, смежная aabb, опоясывающая abba и пр.). Конец С. или даже полустрофы часто отмечается укороченным стихом (Элегический дистих, ямбические эподы, сапфическая С.; в новой поэзии — такие С., как в стихотворении «На холмах Грузии...» или «Я памятник себе воздвиг...» А. С. Пушкина) или укороченным окончанием стиха (С., завершающиеся мужским окончанием, гораздо употребительнее, чем завершающиеся женским, — см. Клаузула). Это частный случай общей тенденции к облегчению стиха в конце стихового периода: эта тенденция проявляется и в менее урегулированной форме — например, отмечено, что стихи, начинающие С., в среднем содержат больше ударений, чем стихи, замыкающие её.

    Роль С. в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; поэтому между строфическим и синтаксическим членением текста обычны совпадения: С. тяготеет к синтаксической законченности (перенос предложения из С. в С. — большая редкость), начальная часть С. приобретает повышающуюся интонацию, т. н. антикаденцию, а конечная часть С. — понижающуюся, т. н. каденцию (нем. Aufgesang и Abgesang), построение С. стремится к симметрии, различным формам Параллелизма и пр. Все отступления от этого ритмико-синтаксического фона имеют особую выразительную силу.

    Некоторые виды С., будучи разработаны в народной или литературной поэзии на материале устойчивого жанра, тематики и стиля, сохраняют ассоциативную связь с ними и в дальнейшем употреблении. Таковы, например, двустишия античного элегического дистиха, арабских газелей (См. Газель), французского александрийского стиха (См. Александрийский стих) высоких жанров классицизма; трёхстишные Терцины (с рифмовкой aba bcb cdc...) «Божественной комедии» Данте; четверостишия английских и немецких баллад (См. Баллада) с чередованием 4- и 3-стопных стихов; 8-стишные октавы (См. Октава) (с рифмовкой abababec) поэм итальянского Возрождения; 9-стишная Спенсерова строфа (ababbcbcc); 10-стишная С. классицистических Од (ababec-deed); 14-стишная онегинская строфа (ababccddeffegg). Такие «твёрдые строфы» смыкаются с т. н. «твёрдыми формами», в которых заранее заданы не только строфика, но и объём стихотворения, — такими, как Сонет, Триолет, рондель, Рондо, Секстина и др.

    Лит.: Жирмунский В. М., Композиция лирических стихотворений, в его кн.: Теория стиха, Л., 1975; Томашевский Б. В., Строфика Пушкина, в его кн.: Стих и язык, М. — Л., 1958; Никонов В. А., Строфика, в сборнике: Изучение стихосложения в школе, М., 1960; Магtinon Ph., Les strophes. P., 1912. см. также лит. при ст. Стихосложение.

    М. Л. Гаспаров.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Словарь форм слова

    1. 1. строфа́;
    2. стро́фы;
    3. строфы́;
    4. стро́ф;
    5. строфе́;
    6. стро́фам;
    7. строфу́;
    8. стро́фы;
    9. строфо́й;
    10. строфо́ю;
    11. стро́фами;
    12. строфе́;
    13. стро́фах.
    14. 2. строфа́;
    15. стро́фы;
    16. строфы́;
    17. стро́ф;
    18. строфе́;
    19. строфа́м;
    20. строфу́;
    21. стро́фы;
    22. строфо́й;
    23. строфо́ю;
    24. строфа́ми;
    25. строфе́;
    26. строфа́х.
  3. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  4. Толковый словарь Даля

    жен., греч. условный отдел стихотворенья, в несколько стихов; куплет. Стихотворенье писано строфами в шесть, в восемь стихов, шести--, осмистишиями.

  5. Источник: Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863-1866.



  6. Толковый словарь Ожегова

    СТРОФА́, -ы, мн. строфы, строф, строфам и строфам, жен. В стихотворном произведении: часть текста с повторяющейся организацией ритма и рифмы, содержательно объединяющая несколько стихов.

    | прил. строфический, -ая, -ое.

  7. Источник: Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992.



  8. Малый академический словарь

    -ы́, мн. стро́фы, дат. -а́м, ж.

    1. лит.

    Сочетание стихов, связанное определенным метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением, а в рифмованных стихах — и расположением рифм.

    2. обычно мн. ч. (стро́фы, строф).

    Стихи.

    Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной. Пушкин, Евгений Онегин.

    [Арину Родионовну] прославил он в дивных, проникнутых любовью, строфах. Чернышевский, Сочинения Пушкина.

    [греч. στροφή]

  9. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  10. Толково-фразеологический словарь Михельсона

    условный отдел стихотворения; куплет — оборот, место в стихах

    Ср. И, кстати, я замечу в скобках,

    Что речь веду в моих строфах

    Я столь же часто о пирах,

    О разных кушаньях и пробках,

    Как ты, божественный Омир!

    А.С. Пушкин. Евг. Онегин. 36.

    Ср. στροφή (στρέφω, оборачиваю, направляю) — оборот, строфа в стихах.

    См. в скобках.

    См. гомер.

  11. Источник: Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1—2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук.. М. И. Михельсон. 1896—1912.



  12. Толковый словарь Ушакова

    СТРОФА́, строфы, жен. (греч. strophe-поворот) (лит.).

    1. В стихотворном произведении - раздел текста, объединяющий ритмически и по содержанию несколько стихов.

    2. В древнегреческой трагедии - часть торжественного шествия хора и исполнявшейся им в это время песни.

  13. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  14. Толковый словарь Ефремовой

    ж.

    Часть текста в стихотворном произведении, характеризующаяся повторяющейся организацией ритма и рифмы и содержательно объединяющая несколько стихов.

  15. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  16. Большой энциклопедический словарь

    СТРОФА (от греч. strophe - букв. - поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

  17. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  18. Современная энциклопедия

    СТРОФА (от греческого strophe, буквально - поворот), группа стихов (стихотворных строк), объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, например устойчивым чередованием различных метров (в античной поэзии), различных клаузул (стиховых окончаний) и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно тяготеют к синтаксической законченности и разделяются на письме увеличенными интервалами.

  19. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  20. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  21. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  22. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    жен. stanza;
    strophe заключительная строфа поэмы ≈ envoyж. лит. stanza.

  23. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  24. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    строфа ж лит. Strophe f c

  25. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  26. Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь

    ж лит.

    Strophe f

  27. Источник: Большой немецко-русский и русско-немецкий словарь



  28. Большой французско-русский и русско-французский словарь

    ж. лит.

    strophe f; stance f

  29. Источник: Большой французско-русский и русско-французский словарь



  30. Большой испано-русский и русско-испанский словарь

    ж. лит.

    estrofa f, copla f, estancia f

  31. Источник: Большой испано-русский и русско-испанский словарь



  32. Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь

    ж.

    1)strofa, strofe

    2) мн. строфы versi m pl, poesia

  33. Источник: Большой итальяно-русский и русско-итальянский словарь



  34. Литературная энциклопедия

    Строфа

    СТРОФА — организованное сочетание стихов, закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.

    Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в С. является соединение их рифмой, к-рая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами С. Так парная рифмовка (aa bb cc и т. д.) дает кратчайшую из возможных строф — двустишие. Последнее при правильном чередовании женских и мужских рифм может быть превращено в четверостишие. Перекрестное (abab cdcd и т. д.) и опоясывающее (abba cddc и т. д.) сочетания рифм соответствуют двум основным видам четверостишия.

    Соединение в различных комбинациях простейших видов С. между собою дает множество сложных С. Напр. сочетание двустишия с четверостишием составляет С. из шести стихов: ccabab или ababcc, или ccabba или abbacc. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.

    Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространенным, но далеко не единственным способом построения С. В белом (нерифмованном) стихе С. создается при помощи сочетания в определенном порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими.

    Значительное внимание как на Западе, так и в русской поэзии уделялось также сочетанию в С. рифмованных стихов с нерифмованными. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в С. укороченных и удлиненных стихов. С одной стороны, нередко вводится в ряд стихов равной длины один более длинный или чаще более короткий, к-рый дает даже в сложнейших строфических построениях исключительную четкость композиционных очертаний. С другой стороны, большое распространение получило правильное чередование в С. стихов неравной длины, чаще всего рифмованных.

    Следует еще принять во внимание, что все намеченные принципы построения С. могут комбинироваться друг с другом, что множество С. допускает удвоение посредством прибавления С. с обратным («зеркальным») расположением элементов.

    Особую роль в композиции С., гл. обр. песенного типа, могут играть повторы тех или иных композиционных единиц. Здесь следует отметить повторы в пределах одной С., напр. повторение первого стиха в последнем стихе той же С., к-рое создает отчетливое кольцеобразное построение. В песенных жанрах нередко встречается также самостоятельная С. (см. Рефрен), которая без изменений повторяется после каждой С. стихотворения и, в закономерном чередовании с последним, дает циклически возвращающуюся двучленную композицию.

    Наконец, в жанрах песенной, гл. обр. народной, лирики конструкция С. при отсутствии всяких других внешних структурных признаков создается иногда лишь при помощи последовательно проведенного синтаксического параллелизма. Такое построение С. тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис более или менее независим от строфических рамок. Наряду с жанрами, в к-рых совпадение синтаксического периода со С. узаконено правилами (см. Стансы), в строфике повествовательных стихотворных форм нередко имеет место расхождение границ С. с синтаксическим членением (строфический enjambement).

    При определении термина С. выше было подчеркнуто в качестве обязательного ее признака требование закономерной повторяемости. Однако возможны стиховые жанры, в к-рых повторение С. ограничивается более или менее ощутимой аналогией, к-рая в ряде случаев оказывается достаточно отчетливой для сохранения за подобной нестрогой С. ее композиционных функций.

    Мировая поэзия накопила огромное количество твердых строфических форм. Так античная поэзия является богатейшим источником строфических форм, к-рые позднее неустанно разрабатывались в лирике европейских народов. Таковы: элегический дистих, алкеева или горациева строфа, асклепиадова строфа нескольких видов, сапфическая малая и большая и др. Большинство античных С. неоднократно воспроизводилось и в русском стихосложении, правда чаще неточно. Гораздо меньшую роль в этом смысле сыграла в русской поэзии восточная поэзия, из к-рой в сравнительно недавнее время были попытки заимствования нек-рых форм (газель, персидское четверостишие). Из богатого строфического наследия романских народов наиболее знакомы русскому читателю нек-рые «твердые формы», как терцина, триолет, секстина, октава, сонет, рондо и др.

    Из числа С., прочно воспринятых в русском стихосложении, следует в первую очередь назвать александрийский стих, заимствованный у французов и сделавшийся в русской поэзии XVIII в. обязательной формой классической трагедии и героической поэмы. Он состоит из двустиший цезурованного шестистопного ямба с парными рифмами, попеременно то мужскими, то женскими. Другие типы двустиший употреблялись чаще всего в жанре «романса», а также в эпиграммах, надписях и т. п. (ср. «Черная шаль» Пушкина).

    Трехстишия простейшего вида — с одной рифмой, проходящей через все три стиха — встречаются у нас редко. Гораздо более популярной, в связи с многочисленными переводами из «Божественной комедии» Данте, оказалась терцина.

    Четверостишие — самая распространенная из всех строф. У большинства русских поэтов эта С. едва ли не преобладает численно над всеми другими строфами, вместе взятыми. Помимо четверостиший, построенных по основным схемам рифмовки, значительное распространение получило четверостишие с холостыми (нерифмованными) нечетными стихами и рифмами, скрепляющими четные стихи. Необходимо также отметить т. н. «балладную» С., ставшую популярной со времен Жуковского.

    Пятистишие как самостоятельная С. встречается сравнительно редко.

    Строфа из шести стихов, помимо секстины, имеет несколько излюбленных схем, представляющих различные комбинации трех рифм. Среди них — простейший вид шестистишия с парной рифмовкой (ср. «Три пальмы» Лермонтова) и шестистишие типа aabccb (ср. «Усы» Пушкина).

    Семистишие, так же как и большинство других С., состоящих из нечетного числа стихов, чрезвычайно редко употребляется в русском стихосложении. Как на любопытный его образец можно указать на С. типа aabcccb, примененную Лермонтовым в «Бородине».

    Восьмистишия встречаются в русской поэзии довольно часто. Обыкновенно они представляют собою ту или иную комбинацию двух четверостиший. К так наз. «твердым формам» итальянского происхождения принадлежат сицилиана и получившая большое распространение октава, к-рой написаны такие мировые произведения, как «Освобожденный Иерусалим» Торквато Тассо, «Лузиады» Камоэнса, «Дон-Жуан» Байрона. У нас ее усердно пропагандировал С. Шевырев, а всеобщее признание ей доставил «Домик в Коломне» Пушкина.

    Одной из вариаций октавы является так наз. «спенсерова» С., введенная английским поэтом Э. Спенсером (1553—1599). Она состоит из восьми стихов пятистопного и одного шестистопного ямба с тремя рифмами, расположенными по схеме ababbcbcc. Значительного распространения, так же как и другие формы девятистишия, спенсерова строфа не имела.

    Из числа строф, состоящих из десяти стихов, заслуживает упоминания популярное в XVIII в. десятистишие классической оды. Оно писалось четырехстопным ямбом с рифмовкой по схеме ab ab ccd ccd (примеры см. в одах Ломоносова).

    Строфы, превышающие десять стихов, встречаются в русском стихосложении сравнительно редко. Особое значение в русской поэзии получила С. из 14 стихов, примененная Пушкиным в «Евгении Онегине» и потому прозванная «онегинской» С.; она строится по схеме A b A b CC d d E ff E gg (прописными буквами обозначены женские рифмы)

    Строфы большего объема, чем описанные выше, мало употребительны и, по большей части, не проводятся последовательно через все произведение. Поэтому их целесообразнее рассматривать вне принципов повторности, лежащих в основе С., как свободные структурные единицы, приближающиеся по своему значению к роли глав или песен в композиции больших стихотворных форм.Библиография:

    Русская дана в кн:. Штокмар М. П., Библиография работ по стихосложению, (М.), 1933, и дополнение за 1933—1935 гг., «Литературный критик», 1936, кн. 8 и 9; Meyer R. M., Grundlagen des mittelhochdeutschen Strophenbaus, Strassburg, 1886; Schipper J., Englische Metrik..., T. 2 — Neuenglische Metrik, 2. Halfte — Strophenbau, Bonn, 1888; Naetebus G., Die nicht-lyrischen Strophenformen des Altfranzosischen, Lpz., 1891; Huegli E., Die romantischen Strophen in der Dichtung deutscher Romantiker, Zurich, 1900; Minor J., Neuhochdeutsche Metrik, 2. Aufl., Strassburg, 1902; Martinon Ph., Les strophes, P., 1913; Kossmann E. F., Die siebenzeilige Strophe in der deutschen Litteratur, Haag, 1923. См. также «Стихосложение» и статьи по отдельным видам С., упоминаемым в данной статье.

  35. Источник: Литературная энциклопедия



  36. Энциклопедический словарь

    СТРОФА́ -ы́; мн. стро́фы, дат. -а́м; ж. [греч. strophē - кружение, поворот] Сочетание строк в стихе, обладающих определённым метрическим, ритмическим, интонационно-синтаксическим строением и объединяемых рифмовкой. Стихотворение из двух строф. Онегинская с. (строфа романа А. С. Пушкина "Евгений Онегин", состоящая из 14 стихов, членящаяся на три четверостишия и двустишие).

    Строфи́ческий, -ая, -ое (1 зн.). С-ое построение поэмы.

    * * *

    строфа́

    (от греч. strophē, буквально — поворот), группа стихов (стихотворных строк), объединённых каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, например устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

    * * *

    СТРОФА

    СТРОФА́ (от греч. strophe, букв. — поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

  37. Источник: Энциклопедический словарь



  38. Пятиязычный словарь лингвистических терминов

  39. Источник:



  40. Большой Энциклопедический словарь

    СТРОФА
    СТРОФА (от греч. strophe - букв. - поворот), группа стихов, объединенных каким-либо формальным признаком, повторяющимся периодически, напр. устойчивым чередованием различных метров (алкеева строфа, сапфическая строфа), различных клаузул и рифм (четверостишие, октава, онегинская строфа). Обычно разделяются на письме увеличенными интервалами.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  41. Источник:



  42. Толковый словарь Даля

  43. Источник: