Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Гуго Grotius, de Groot) — известный голландский юрист, государственный деятель и писатель; род. в 1583 г. Восьмилетним мальчиком он писал уже латинские стихи; в одиннадцать лет он сделался студентом Лейденского университета. Здесь он удивлял своих учителей (Скалигера, Юния и др.) своими обширными познаниями, к которым, казалось, и университет не мог ничего прибавить. 15 лет Г. участвовал в посольстве, отправленном во Францию, ко двору Генриха IV. Король уже раньше знал Г. по оде, посвященной ему и, представляя его своим царедворцам, воскликнул: "вот чудо Голландии". В Орлеане Г. изучал право. Вернувшись на родину, он занялся адвокатурой, выступая иногда и на ученом поприще; так он издал "Satiricon" Марциана Капеллы, снабдив его очень ценными комментариями. Тогда же он перевел и некоторые матем. и астрон. сочинения классических писателей и написал три латинских трагедии ("Adamus exul", "Christus patiens" и "Sophomphaneos"). В 1601 г. Г. был назначен историографом Голландской республики, в 1607 г. — ген.-фискалом, в 1613 г. — ратспенсионарием в Роттердаме. В этой должности, соответствовавшей должности синдика в нем. городе, он принял участие во внутренних политико-религиозных распрях страны, как сторонник знаменитого Ольденбарневельда. Победителем из борьбы вышел Мориц Оранский, представитель идеи централизации. Ольденбарневельд был казнен (1619); Г. заключен в тюрьму, но бежал во Францию, где провел 11 лет, пользуясь пенсией от Людовика XIII. После неудачной попытки снова водвориться на родине Г. по предложению шведского канцлера А. Оксенштирна перешел на службу к стокгольмскому двору [переписка Г. с канцлером теперь издана] и был назначен шведским послом в Париж (1634). В 1645 г. Г. вышел в отставку и в том же году умер.

    Несмотря на чрезвычайно сложную общественную и дипломатическую деятельность, Г. успел оставить после себя ряд трудов богословских, юридических, исторических и смешанного содержания. Из его богословских трудов самые известные: комментарии на св. Писание ("Annotationes in Vet. et in Novum Testam."), которые Лейбниц предпочитал всем до него существовавшим; "De veritate religionis christianae" (1662), перевод не только на европейские, но и на азиатские яз.; "Via ad pacem ecclesiasticam". Сын Г. издал все богословские трактаты отца в Амстердаме ("Opera Theologica"). O религиозных возрениях Г. см. Creuzer, "Luther u. H. Grotius" (Гейд., 1846). Из юридических соч. Г. самое замечательное — "De jure belli et pacis", благодаря которому он считается по справедливости основателем всеобщего государственного права, философии права и международного права. Г. исходит из идеи общежительности (sociabilitas); принципом права он считает безопасность общества (societatis custodia). Это право он называет естественным, его источник видит в здравом смысле; оно отличается от позитивного права, божественного или человеческого, которое всегда произвольно. Божественное право, в его глазах, — право общее, относящееся ко всему человечеству; он его ставит рядом с естественным правом; но он допускал еще специально божественное право, приложимое к одним израильтянам. Г. дал толчок изучению права; стали открывать кафедры с специальною целью изучать и комментировать его знаменитый трактат. Ср. Hertenstein, "Darstellung der Rechtsphilosophie des H. Grotius" (1850); Hély, "Étude sur le droit de la guerre de Gr." (1875). Очень известен в XVII столетии был и трактат Г. "De Mari libero". Этот труд он написал против притязания Испании на исключительное право торговли в Индии; он защищал здесь проект свободного пользования морями. Этот трактат изучался всеми прибалтийскими государями в разгар борьбы из-за "dominium maris Balthici". К юридическим трудам Г. следует отнести еще "De imperio summarum potestatum circa sacra" (1677). Большое значение имеют и исторические труды Г. Благородный патриот с особенным воодушевлением занимался историей своей родины; "Annales et historiae de rebus Belgicis" доставили Гроцию почетное место в историографии XVII стол. и до сих пор не потеряли своего значения. Г. известен и двумя изданиями Иордана и Павла Диакона, вышедшими в 1655 г. под загл. "Historia Gothorum, Vandalorum et Longobardorum". О Г. биографии Лудена (1806), Бутлера (1827), и де-Фриза (de Vries, 1827). Ср. Caumont, "Etude sur la vie et les travaux de G." (1862).

    Г. Форстен.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Гуго де Гроот (Giotius, Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт, — 28.8.1645, Росток), голландский юрист, социолог и государственный деятель. Один из основателей теории естественного права и науки международного права. В 1619 за участие в политической борьбе был приговорён к пожизненному заключению, в 1621 бежал во Францию, затем, преследуемый А. Ж. Ришельё, поселился в Швеции. Первая крупная работа Г. «Свободное море» («Mare liberum», 1609) защищала принцип свободы морей, что соответствовало интересам Голландии, ставшей в то время крупной морской державой и сталкивавшейся с притязаниями Англии и Испании на господство в океане. Работа Г. «О праве войны и мира» (1625) посвящена проблемам международного права, но в ней Г. рассматривает и общие вопросы государства и права. Г. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем античные и средневековые мыслители. По Г., естественное право истинно само по себе и потому существует независимо от воли божьей; в ходе исполнения его принципов (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

    Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его возникновению предшествует т. н. общественный договор (см. Общественный договор, Естественное право). Хотя Г. и говорит о боге как творце всего сущего, теории его носили очевидный антиклерикальный характер. Папская курия внесла книгу Г. в число запрещенных.

    Концепция международного права Г. вытекает из общих принципов его теории. Её основные положения следующие: договоры между государствами должны заменить власть папы римского, они будут соблюдаться в силу естественного закона; должны быть запрещены несправедливые войны, нарушающие чьё-либо право; воюющие стороны будут обязаны воздерживаться от истребления вражеской собственности и несправедливых жестокостей по отношению к гражданскому населению. Г. предлагал также учредить постоянный орган для разрешения споров между государствами, который обладал бы эффективными средствами принуждения. Теория Г. создавала основу для критики позитивного права с позиций естественного, что в конечном счёте служило ниспровержению феодализма. Его учение свидетельствует о зарождении т. н. юридического мировоззрения (См. Юридическое мировоззрение); по словам Ф. Энгельса, оно «...было теологическим мировоззрением, которому придали светский характер» («Юридический социализм», см. Маркс К. и Энгельс. Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 496).

    Соч.: О праве войны и мира, пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956.

    Лит.: История политических учений, М., 1965, с. 215—18.

    З. М. Черниловский.

    Г. Гроций.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ГРОЦИЙ (Гуго де Гроот) (Grotius - Hugo de Groot) (1583-1645), нидерландский юрист, социолог и государственный деятель, один из основоположников теории естественного права и современной науки международного права. Основные труды "Свободное море" (1609) и "О праве войны и мира" (1625).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Современная энциклопедия

    ГРОЦИЙ (Grotius) (Гроот) Гуго (1583 - 1645), голландский политический мыслитель и государственный деятель, теоретик права. Один из основателей теории естественного права и современной науки международного права. Основные труды "Свободное море" (1609) и "О праве войны и мира" (1625).

  7. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  8. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  9. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  10. Энциклопедия юриста

    (Gotius)

    Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (1583- 1645) - голландский правовед, социолог и государственный деятель. Один из основателей буржуазного учения о естественном праве (см. Естественно-правовая теория), систематизировавший международное право. Мировоззрение Г. складывалось под влиянием нидерландской буржуазной революции XVI в. Главный труд - "О праве войны и мира. Три книги, в которых объясняются естественное право и право народов, а также принципы публичного права" (1625) Г. написал для защиты "справедливости", которую попирают войны, заставляющие умолкать всякие законы. Главный вопрос - как соотносятся война и право. Чтобы ответить на него, надо понять природу права.

    Право возникает не на почве силы или корыстного интереса, а находится в стремлении индивида к общению с себе подобными. В своем учении Г. раскрывает все богатство содержания права. Собственно право, по Г., - это сумма социальных норм для общения людей. К нормам права относятся: воздержание от незаконного получения чужого имущества. обязанность соблюдать обещания, возмещать ущерб, воздавать виновным заслуженное наказание и т.д. Хотя Г. в качестве источника права признает и "свободную волю бога", но все-таки отдает предпочтение мирскому характеру права. Право как таковое Г. понимает как естественное право. Оно "столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим богом". В целом правовая идея Г. имеет индивидуалистическую окраску.

    Кроме естественного Г. признает еще и право волеустановленное, а именно право человеческое и право божественное. Человеческое включает право, источник которого - гражданская власть, и права народов, которое получает "обязательную силу волею всех народов или многих из них". Г. утверждает, что источником человеческого права является "сама природа человека" и поэтому все правовые явления должны соответствовать началам естественного права.

    В учении Г. имеют место еще несколько важных аспектов права. Первый - право в смысле качества действия, признака справедливости, право как определенная деятельность человека. С этим связан другой аспект - право как нравственное свойство субъекта, позволяющее ему действовать в соответствии с началами естественного права (законно). Это нравственное свойство Г.\' называет способностью, а возможность законных действий, находящихся во власти самого субъекта, правомочием.

    Г. как юрист не мог обойти проблему соотношения права и закона. Термин

    "право" является синонимом термина "закон", только когда закон выступает обязывающей нормой "нравственных поступков". Но даже в этом случае закон не полностью тождественен праву. Г. соглашается с Аристотелем в том, что закон в узком смысле все-таки относится к волеустановленному праву, и называет его "повелением" и "законным правом". Законы - это средства, с помощью которых осуществляются права. Г. утверждает, что "право не получает своего внешнего осуществления, если оно лишено силы для проведения в жизнь".

    Г. прямо не высказывался о необходимости общественного договора для создания государства, но его суждения о "заключении союза" отдельными "рассеянными семействами против насилия" позволяют считать его сторонником идеи договорного происхождения государства. Г. поддерживает мысль Аристотеля и Цицерона о целях создания государства. Оно появляется "ради соблюдения права и общей пользы". Гражданская власть в государстве является верховной, суверенной. Общий носитель верховной власти - государство, "совершенный союз". Собственно носителем власти может быть как одно, так и несколько лиц. Г., таким образом, затрагивает проблему распределения функции между вообще публичной властью и от-. дельными ее институтами.

    Государство и составляющий его народ Г. считает явлениями равнозначными, но при этом отрицает право во всех без исключения случаях призывать государей к ответу. Более того, Греции сравнивает государственную власть с частной собственностью и приходит к выво-. ду о возможности приобретения власти таким же образом, как и права собственности. Законной государственной формой является такой политический порядок, в котором между монархом и подданными складываются патримониальные отношения. Таким образом, во взглядах на государство у Г. появляются неизбежные противоречия. Ему тяжело было освободиться от влияния идеологии феодального средневековья.

    Г. разработал систему положений, с помощью которых народы должны строить свои взаимоотношения. Это было сделано Г. впервые с позиций прогрессивной в то время буржуазии. Основное положение заключалось в том, что народы должны руководствоваться не силой, а правом и справедливостью. Нормы "права народов" создаются стремлениями государств для пользы "обширной совокупности" сообщества людей.

    Г. понимал, что войн избежать нельзя, но он разделял их на справедливые и несправедливые. Причем одни считаются дозволенными, а другие осуждаются. Военные действия для самозащиты и т.п. являются справедливыми. Они отвечают на совершенное правонарушение. Захватнические, грабительские войны несправедливы. При этом Г. призывал воюющие стороны смягчать ужасы войны, т.е. щадить стариков, детей и женщин, хорошо обращаться с военнопленными, не допускать истребления имущества другого народа и т.п., не упускать из виду возможность заключить мир. Это очень важно, по мнению Г., так как мир является главной целью.

    Для анализа проблем государства и права Г. выбирает умозрительный путь научного познания. В "Трех книгах о праве войны и мира" Г. использует большое количество цитат из работ других юристов, политиков, философов, изречений из Библии, приводит исторические примеры. Но только для того, чтобы подтвердить правильность суждений, полученных Г.дедуктивным методом. В рассуждениях о праве он абстрагировался от отдельных фактов. Этот строго логический метод использовался и другими учеными, как современниками, так и последователями Г.

    Лит.:Казарин А.И. Гуго Гроций как

    политический мыслитель/ /Вестник истории мировой культуры, 1958, № 6; Offtn-walder P. Zur Naturrechtslehre des Hugo Grotius. Tubingen, 1950; Knight W.S.M. The life and works of Hugo Drotius. L, 1925. Тимошевская А.Д.

  11. Источник: Энциклопедия юриста



  12. Философская энциклопедия

    ГРОЦИЙ

    (Grotius), Гуго де Гроот (Hugo de Groot) (10.4.1583, Делфт,— 28.8.1645, Росток), голл. юрист, социолог и гос. деятель. Один из основателей учения о естественном праве, систематизатор междунар. права.

    Мировоззрение Г., складывавшееся под влиянием нп-дерл. бурж. революции 16 в., характеризовалось стремлением к освобождению от опеки богословия (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 1, с. 111), хотя он и не порывал с ним полностью. Науч. метод Г. определяет как сочетание двух способов доказательства истины: умозрительного, покоящегося на соответствии данного явления разуму, и опытного, который исходит из того, что данное явление встречается у всех или у наиболее цивилизованных народов.

    Вопрос о происхождении общества Г. решает в сняли с рассмотрением вопроса о сущности государства и права. Государство возникает, по Г., из «общежительной природы человека», его образование есть акт сознат. деятельности людей, результат договора (см. «Общественный договор»).

    Т. делит право на «естественное» и «человеческое», вкладывая в эти понятия иное содержание, чем антич. и ср.-век. мыслители. Естеств. право, утверждал Г., основывается не на воле бога, а на природе человека, отличие которого от животных состоит в его стремлении к мирному общению, организованному согласно требованиям разума. Это качество человека определяется наличием у него дара речи и способности действовать соответственно общим принципам. Война есть проявление того враждебного отношения друг к другу, которое было при разрозненном существовании людей. В ходе исполнения принципов естеств. нрава (воздержание от посягательств на чужую собственность, соблюдение договоров, наказание за преступления) складывается право «человеческое».

    Г. признавал существование коммунизма в первобытном состоянии людей. Отсутствие справедливости и любви, считал он, постепенно привело к ликвидации равенства в производстве и потреблении. Но следы первонач. коммунизма сохранились до сих пор, что обнаруживается в присвоении вещей в случаях крайней необходимости и в праве общего пользования реками, дорогами, морем.

    Теория Г. в конечной счёте служила ниспровержению феодализма и имела явный антиклерикальный характер; папская курия внесла осн. книгу Г. («О праве войны и мира», пер. с лат., кн. 1—3, М., 1956) в число запрещённых.

    Маркс К., Передовица и JV5 (79 «Kolnische Zeitung», Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1; История политич. учений, М.,1965, с. 215 — 18.

  13. Источник: Философская энциклопедия



  14. Новейший философский словарь

    ГРОЦИЙ Гуго де Гроот (Grotius, de Groot) (1583-1645) - голландский гуманист, теоретик права, государственный деятель. В своем наиболее известном сочинении «О праве войны и мира» (1625) Г. исследует вопросы международного, гражданского, уголовного права, войны и мира, власти и государственного устройства. Решая вопрос о том, что такое право вообще, Г. анализирует правила, возникшие «путем установления», и правила, вытекающие из «самой природы», соответственно - «право волеустановленное» и «естественное право». Право вояеустановленное «изменяется во времени и различно в разных местах», его источником может быть либо воля Бога (право божественное), либо воля людей (право человеческое). Естественное право всегда «тождественно самому себе», оно существует независимо как от произвола людей, так и от воли Бога, хотя его предписания и не расходятся с божественной волей. Вера в Бога и в особые божественные законы (изложенные в Священном Писании) сочетается у Г. с уверенностью в том, что даже если бы Бога не было, то естественное право все равно бы существовало. Источник естественного права лежит в контролируемом разумом стремлении человека к общению. Эта особенность присуща человеку как существу «высшего порядка». Принципы естественного права отвечают коренным нуждам общежития людей. В основе стремления людей к общению Г. видит чувство самосохранения. Способом противостоять насилию и организовать мирные формы общения является создание людьми государства «не по божественному велению, а добровольно». «Государство... есть совершенный союз свободных людей, заключенный ради соблюдения права и общей пользы». Единая и нераздельная, верховная власть выступает началом, приводящим в движение весь государственный механизм. Результатом общественного договора как акта сознательной деятельности людей может явиться не только отдельное государство, но так же и сообщество государств. Предполагая возможность такого сообщества, Г. уделяет особое внимание разработке норм международного права. Принципы права и гуманности должны регулировать отношения между народами даже в том случае, если проблема войны и мира не разрешима мирным путем. Г. выступал также против религиозных войн и отстаивал принципы религиозной и философской терпимости. Принципы естественного права (первые представления о котором содержатся в учениях софистов и стоиков), сформулированные Г., носили ярко выраженный антифеодальный характер, отвечая интересам буржуазии. Взгляды Г. оказали влияние на формирование философии права в целом и школы естественного права.

  15. Источник: Новейший философский словарь



  16. Энциклопедический словарь

    Гро́ций

    Гуго де Гроот (Grotius, Hugo de Groot) (1583—1645), голландский юрист, социолог и государственный деятель, один из основоположников теории естественного права и современной науки международного права. Основные труды «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625).

    * * *

    ГРОЦИЙ

    ГРО́ЦИЙ (Гуго де Гроот) (Grotius, Hugo de Groot) (1583—1645), нидерландский юрист, социолог и государственный деятель, один из основоположников теории естественного права(см. ЕСТЕСТВЕННОЕ ПРАВО) и современной науки международного права. Основные труды «Свободное море» (1609) и «О праве войны и мира» (1625).

  17. Источник: Энциклопедический словарь



  18. Советская историческая энциклопедия

    (Grotius), Гуго де Гроот (Huig de Groot) (10.IV.1583 - 28.VIII.1645) - голл. политич. мыслитель-юрист (основоположник науки междунар. права), философ и историк, политич. деятель; один из основоположников бурж. теории естественного права. В 1607 Г. был ген. казначеем провинций Голландия и Зеландия, в 1613-18 - пенсионарий в гор. совете Роттердама. В вышедшем в 1609 соч. "О свободном море" ("De mare libero") защищал интересы крупной торг. голл. буржуазии; трактат Г. вызвал ответный трактат англ. юриста Селдена "Закрытое море" ("Mare clausum seu de dominio maris libri duo", 1635); их полемика отражала назревавший конфликт между голл. купечеством и англ. буржуазией, приведший к англо-голландским войнам. В религ.-политич. борьбе арминиан и гомаристов Г. выступил активным приверженцем арминиан; как причастный к восстанию, поднятому Олденбарневелтом, в 1618 был осужден на пожизненное заключение. В 1621 бежал во Францию; в 1634 по приглашению швед. пр-ва становится швед. посланником в Париже (до 1644). Из обширного науч. наследства Г. наиболее известен его труд "О праве войны и мира" ("De jure belli ас pacis", 1625, рус. пер. 1956). Г. осуждает "разнузданное неистовство" Тридцатилетней войны (1618-1648), выступает глашатаем мира в отношениях между народами и рекомендует решать спорные вопросы не силой, а с точки зрения права, в основе к-рого должна лежать идея справедливости. Одно из осн. условий разумного человеч. общежития состоит, по Г., в том, чтобы не посягать ни на человеч. личность, ни на чужое имущество. Общество, по мнению Г., есть результат договора, к-рый был заключен людьми в общих интересах. Общество и гос-во у него тождественные понятия. Люди объединились в гос-во добровольно, повинуясь лишь велению собственной природы, а не божеств. воле. Учение Г. о происхождении общества и гос-ва знаменовало освобождение от идейного подчинения церкви, стремление истолковать эти категории с позиций бурж. рационализма. Однако Г. еще признавал наличие божеств. права и делал другие многочисл. уступки теологии, чем вносил в свои взгляды большие противоречия. На историю Г. смотрел как на сцепление случайностей и заблуждений. История ценна, по его мнению, лишь своими уроками. Антич. историю, дающую, с его точки зрения, наибольшее количество проявлений истинной гражд. добродетели, Г. ставил гораздо выше истории христианства (к-рую развенчивал) и истории ср. веков. Г. много внимания уделял истории освободит. войны Нидерландов против Испании. Его "De jure praedae commentarius" (1604-05) - ценный ист. источник по истории нидерл. революции и республики Соединенных провинций. В соч. "О древности и строе Батавской Республики" ("De antiquitate et statu Reipublicae Batavicae", 1610) он выступил сторонником нац. свободы, свободы совести и свободы мысли. Г. принадлежит также книга "О происхождении амер. народов" ("Dissertatio de origine gentium americanarum", 1642) с интересной гипотезой о родстве амер. народов с европейскими.

    Лит.: Казарин А. И., Гуго Гроций как политич. мыслитель, "ВИМК", 1958, No 6; Саккетти А. Л., Гуго Гроций как ученый-гуманист, юрист и историк, в кн.: Советский ежегодник междунар. права 1959, М., 1960; Knight W. S. M., The life and works of Hugo Grotius, L., 1925; Ter Meulen J., Bibliographie des écrits imprimés de Hugo Grotius, Hague, 1950.

    A. И. Казарин. Москва.

  19. Источник: Советская историческая энциклопедия



  20. Сводная энциклопедия афоризмов

    Гроций

    (Гуго де Гроот) (1583—1645 гг.) юрист, социолог и государственный деятельНет никакого основания для допущения, что одна возможность испытать насилие дает уже государству право употребить насилие.

  21. Источник: Сводная энциклопедия афоризмов



  22. Большой Энциклопедический словарь

  23. Источник: