Большая Советская энциклопедия

    Дворжак (Dvorak) Антонин (8.9.1841, деревня Нелагозевес на Влтаве, близ Праги, ‒ 1.5.1904, Прага), чешский композитор. В детстве Д. воспринял национальные музыкальные традиции, занимаясь с местным учителем (церковным органистом и композитором, т. н. кантором); в 1854‒57 учился у А. Лимана в Злонице (теория музыки, игра на альте, фортепиано и органе), в 1857‒58 ‒ в Пражской органной школе. Играл на альте в одном из пражских камерных оркестров, с 1862 ‒ в оркестре «Временного театра». Уже в ранних сочинениях Д. отразились самобытные черты чешской народной песенности (струнный квинтет, 1861, квартет, 1862). Народный характер музыки и патриотическая тематика кантаты «Гимн» (текст В. Галека «Наследники Белой Горы», соч. 1872, исп. 1873) привлекли к Д. внимание широкой публики. В 1873 сблизился с И. Брамсом, который высоко ценил творчество Д. и содействовал изданию его произведений. Среди сочинений Д. 1870-х гг. несколько опер, «Моравские дуэты», «Stabat Mater», 1-я серия «Славянских танцев» для оркестра, которыми сам дирижировал (выступал как дирижёр и за рубежом). В 1880-е гг. им написано большинство крупных произведений: 4 симфонии, концерт для скрипки с оркестром (1880), увертюры «Моя Родина» (1882) и «Гуситская» (1883), оратория «Святая Людмила» ‒ первая в чешской музыке (1886), а также камерно-инструментальные и хоровые сочинения, 2-я серия «Славянских танцев» (1886) и др. Содержание большинства из них связано с идеей борьбы чешского народа, подвигами национальных героев. В 1888 Д. познакомился в Праге с П. И. Чайковским и по его приглашению в 1890 посетил Россию, выступал как дирижёр в Москве и Петербурге с исполнением своих произведений. В 90-е гг. 19 в. началась общественно-педагогическая деятельность Д. (среди учеников ‒ В. Новак, О. Недбал и И. Сук). Д. ‒ почётный доктор философии Карпова университета, член Чешской академии наук и искусств (1890), с 1891 профессор Пражской консерватории, с 1901 ‒ её директор, в 1892‒95 (с перерывом) директор Национальной консерватории в Нью-Йорке. Пребывание в США обогатило Д. впечатлениями, которые он отразил в своей последней, наиболее зрелой, героико-драматической 9-й симфонии ‒ «Из Нового Света» (1-е исполнение ‒ Нью-Йорк, 1893); в ней использованы некоторые негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты в сочетании с элементами славянской, чешской песенности. Один из основоположников чешской национальной музыкальной классики, Д. вслед за Б. Сметаной воплотил в своём творчестве картины чеш. природы и народного быта (циклы из 6 фотепианных дуэтов «Из чешского леса», фортепианные пьесы «Поэтические картины»), сказочные народно-поэтические мотивы (опера «Чёрт и Кача», 1899, симфонические поэмы на сюжеты чеш. народных сказок и легенд ‒ «Водяной», «Полуденница», «Голубок», 1896, «Богатырская песнь», 1897, и др.).

    Оперы Д. составляют основу чешского национального оперного репертуара. Ему принадлежат народные бытовые оперы «Упрямцы» (1874) и «Хитрый крестьянин» (1877); лирическая опера-сказка «Русалка» (пост. 1901 ‒ одна из популярнейших чеш. опер); «Якобинец» (пост. 1889); «Дмитрий» (соч. 1882; на сюжет из русской истории, но с идеализированным образом Самозванца); «Армида» по Т. Тассо (пост. 1904). Наиболее значительный вклад в мировую музыкальную культуру Д. внёс своими симфоническими и инструментальными сочинениями. Тесная связь с мелосом и ритмом чешской народной песни в крестьянской устной традиции особенно ярко проявилась в обработках народных славянских (чешских, словацких, сербских, польских, украинских) танцев ‒ «Славянские танцы» (для оркестра и для фортепианного дуэта) и «Славянские рапсодии», в которых отразилось интонационно-ритмическое своеобразие музыкального творчества славянских народов. Связи со славянской песенно-танцевальной музыкой ощущаются и в многочисленных камерно-инструментальных ансамблях (в т. ч. трио «Думки»). Ярко национальные по колориту сочинения Д., органически впитавшего и претворившего типические особенности песенного и танцевального чешского фольклора, отличаются стройностью формы, мелодическим богатством, разнообразием ритма и гармонии, красочностью инструментовки; многие из них привлекают жизнерадостностью, тёплым лиризмом, юмором. С 1963 в Чехословакии на ежегодных Международных фестивалях «Пражская весна» проводятся конкурсы виолончелистов им. А. Дворжака. Полное собрание музыкальных сочинений издаётся в Праге (с 1955, будет завершено в начала 1970-х гг.). Д. принадлежат 10 опер, оратория, кантаты, культовые сочинения (в т. ч. месса, реквием), 9 симфоний, 5 симфонических поэм (1896‒97), 5 увертюр, серенада для струнного оркестра (1875), концерты с оркестром для фортепиано (1876), скрипки (1880) и виолончели (1895), инструментальные и вокальные ансамбли; фортепиано пьесы, хоры, песни.

    Лит.: Неедлы 3., А. Дворжак, «Советское искусство», 1941, 11 сент.; Бэлза И., Антонин Дворжак, М. ‒ Л., 1949; его же, Последняя симфония Дворжака, «Музыкальная жизнь», 1969, № 6; Смирнов М., Фортепианное творчество А. Дворжака, М., 1960; Лушина Я., Дворжак, Л., 1961; Дворжак в письмах и воспоминаниях, [Вступ. ст. И. Бэлзы, примеч. О. Шоурка и И. Бэлзы, пер. с чеш.], М., 1964; Антонин Дворжак. Сб. статей, М., 1967; Šourek О., Život a dílo Antonína Dvořáka, sv. 1-4, Praha, 1954‒57; Hughes G., Dvořak. His life and music, N. Y., 1967.

    И. Ф. Бэлза.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Dvorak, Antonin)

    АНТОНИН ДВОРЖАК

    АНТОНИН ДВОРЖАК

    (1841-1904), крупнейший чешский композитор 19 в. Дворжак родился 8 сентября 1841 в деревне Нелагозевес (под Прагой) в семье мясника, владельца постоялого двора. Хотя мальчику было предназначено продолжать отцовское дело, он усердно занимался игрой на скрипке и в возрасте 16 лет отправился в Прагу с целью продолжить музыкальное образование. Там он зарабатывал на жизнь игрой в городских оркестрах. В конце концов он получил место альтиста в оркестре Чешского национального театра, которым руководил известный композитор Б.Сметана. В 1875 благодаря содействию И.Брамса Дворжаку удалось получить государственную стипендию; Брамс помог молодому композитору и в публикации его сочинений у известного венского издателя Зимрока. Вскоре Дворжак завоевал достаточно широкую известность: его неоднократно приглашали с концертами в Англию, а в 1892 он стал директором Национальной консерватории в Нью-Йорке и занимал этот пост в течение трех лет. Однако тоска по родине заставила Дворжака вернуться в Прагу, где он возглавил местную консерваторию в 1901. Умер Дворжак в Праге 1 мая 1904. Дворжак, как и его соотечественник Сметана, синтезировал в своем творчестве общеевропейские и специфически национальные элементы. Однако, если идеалом Сметаны было искусство Листа, то Дворжак, представитель более молодого поколения, основывался на достижениях Бетховена, Шуберта и Брамса. Самые крупные творческие удачи Дворжака связаны с непрограммной симфонией, камерно-инструментальными и романсовыми жанрами, церковной музыкой; две из десяти его опер - Русалка (одно из лучших произведений композитора) и Черт и Кача - до сих ставятся на европейских сценах. Стиль композитора отличается богатством мелодизма, оригинальностью ритмики (часто связанной с фольклорными источниками) и красочным оркестровым письмом. Дворжак испытал сильное влияние Брамса, но в целом его искусство носит эмоциональный характер. Кульминационными в творческом отношении стали для Дворжака три проведенных в Америке года, когда одно за другим появлялись его лучшие сочинения - Девятая (ранее считавшаяся Пятой) симфония ми минор, носящая название Из Нового Света, - в ней темы, сочиненные под впечатлением от индейских и негритянских напевов, сочетаются с типично чешскими мелодиями; виолончельный концерт си минор - одно из лучших произведений данного жанра в мировой литературе; вдохновенный струнный квартет фа мажор (Американский) - он был написан Дворжаком в Спиллвилле (шт. Айова) и, подобно симфонии, содержит индейские и негритянские мотивы; полные искреннего благоговения Библейские песни на старые чешские тексты - в них особенно глубоко запечатлена тоска музыканта по родине. Следует упомянуть еще ряд сочинений - Славянские танцы (написанные для фортепианного дуэта, а затем переложенные автором для оркестра) - наиболее популярное произведение чешского мастера, Пятую симфонию фа мажор (ранее - Третья), скрипичный концерт, а также в камерных жанрах - фортепианный квинтет ля мажор, фортепианное трио Думки, разного рода фантазии на темы чешских танцев, многочисленные фортепианные пьесы, в том числе цикл Юморески (седьмая из пьес цикла существует ныне во множестве аранжировок). Среди церковных композиций Дворжака выделяются поэтичная Stabat Mater, величественный Te Deum, трогательный реквием - все произведения для солистов, хора и оркестра.

    ЛИТЕРАТУРА

    Егорова В.Н. А.Дворжак. М., 1997

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Дво́ржак Антонин

    (Dvořák) (1841—1904), чешский композитор и дирижёр. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865—93), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата «Гимн чешских крестьян», 1885; увертюры «Родина моя», 1882, «Гуситская», 1883; оратория «Святая Людмила», 1886), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм; оперы «Чёрт и Кача», 1899, «Русалка», 1901). Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового Света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1—2-й циклы, 1878—87; концерты). Профессор и директор консерваторий в Праге и Нью-Йорке (1892—95).

    * * *

    ДВОРЖАК Антонин

    ДВО́РЖАК (Dvorak) Антонин (1841—1904), чешский композитор и дирижер. Один из основоположников чешской музыкальной классики. 11 опер, кантатно-ораториальные сочинения, 9 симфоний (1865—1893), симфонические поэмы и другие оркестровые и камерно-инструментальные произведения, хоры, песни. В сочинениях претворены черты славянского музыкального фольклора, воплощены идеи национально-освободительной борьбы (кантата «Гимн чешских крестьян», 1885; увертюры «Родина моя», 1882; «Гуситская», 1883), картины природы и народного быта, сказочные народно-поэтические мотивы (5 симфонических поэм, оперы «Черт и Кача», 1899, «Русалка», 1901). Наиболее значительны оркестровые и инструментальные сочинения (9-я симфония «Из Нового света», 1893; «Славянские танцы» для оркестра, 1—2-й циклы, 1878—1887; концерты). Профессор и дирижер консерваторий в Праге и Нью-Йорке.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 8 IX 1841, Нелагозевес, на Влтаве - 1 V 1904, Прага)

    Самостоятельный талант, образовавшийся принеблагоприятных обстоятельствах и победоносно вышедший из трудной борьбы.

    Г. Ларош

    В своем последнем инструментальном сочинении - симфонической поэме "Богатырская песнь" (впервые прозвучавшей под управлением Г. Малера), написанной в эпических тонах и по праву считающейся самым потрясающим оркестровым произведением А. Дворжака, композитор запечатлел картину своего нелегкого жизненного пути, с. подъемами и срывами, с радостью побед и горечью поражений, с упорной борьбой и конечным триумфом человека, остававшегося, несмотря ни на что, верным национальным идеалам искусства и труда.

    Родился Дворжак в маленькой чешской деревушке в семье мясника, многие поколения которой традиционно занимались этим ремеслом. И к такой же деятельности в будущем стали готовить белозубенького крепыша Тоничка: едва малыш научился ходить, отец подарил ему передник мясника и оселок, а немногим позже у него появились и свои обязанности в мясной лавке. Знакомство с музыкой состоялось в деревенской школе, где по обычаю того времени дети обучались грамоте и музыке. После окончания двухгодичной школы, чтобы мальчик в полной мере овладел ремеслом, его отправили в город Злонице. Там он прошел надлежащий курс обучения и проработал положенное время на бойне. Для занятий музыкой в эти годы оставались лишь краткие часы досуга. И только получив соответствующий документ, позволявший открыть свое дело, Дворжак смог подумать о будущем. Мечты его тогда были скромные. Художник в нем еще дремал. Романтические порывы пока не проявлялись. Он был просто ремесленником, который хотел одну профессию сменить на другую, гораздо более его привлекавшую.

    Дворжаку исполнилось 16 лет, когда отец, уступая настойчивым просьбам сына, отвез его на своей телеге в Прагу и помог определиться в Органную школу, которая готовила профессиональных органистов и композиторов. Но теоретических знаний, полученных в Органной школе за 2 года, конечно, было недостаточно для воплощения больших и серьезных замыслов. Дворжак это понимал, и потому решил любой ценой остаться в Праге, отказавшись от места органиста в провинции. Жил он впроголодь, играя по вечерам на альте в маленькой капелле Комзака, выступавшей в одном из ресторанов. Зато днем сидел над партитурами И. Гайдна, В. А. Моцарта, обожаемого им Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Листа, Р. Вагнера... Осенью 1862 г. в Праге открылся Временный театр, и музыканты капеллы Комзака, хорошо себя зарекомендовавшие, стали ядром его будущего оркестра. Проработав в оркестре театра 10 лет, Дворжак принял участие в исполнении многих опер, в т. ч. "Ивана Сусанина" и "Руслана и Людмилы" М. Глинки, "Гальки" С. Монюшко, первых опер Б. Сметаны. Годы работы в театре были хорошей школой для молодого музыканта, стремившегося сочинять. А сочинял он в ту пору много, но без всякой надежды на исполнение, даже избегая рассказывать о своих опытах. Им были написаны струнные квартеты, 2 симфонии и вокальный цикл "Кипарисы" (на ст. Г. Пфлегер-Моравского), запечатлевший романтическое чувство первой любви. Увлечение Вагнером породило оперу "Альфред" (на сюжет из раннего средневековья).

    Первое упоминание о Дворжаке как о композиторе появилось в прессе, когда ему было 30 лет и он еще не слышал ни одного своего сочинения. Заслуга в открытии Дворжака-композитора принадлежит известному чешскому деятелю, редактору пражской музыкальной газеты Л. Прохазке, поддерживавшему все новое и значительное в чешском искусстве. Ознакомившись с партитурой комической оперы Дворжака "Король и угольщик" (по народной сказке о короле, заблудившемся на охоте в лесу и спасенном добродушным угольщиком, либр. Б. Гульденера, 1871), Прохазка стал на многие годы его активным пропагандистом. Он же своими советами помог Дворжаку погрузиться в стихию отечественной культуры и сбросить гипнотическую власть музыки Вагнера. По-славянски напевные мелодии Дворжака приобрели постепенно особую красоту и силу. Музыка стала насыщаться героикой и патриотизмом.

    Прозвучавшая под управлением Сметаны увертюра к "Королю и угольщику" и особенно исполнение хорового гимна (на ст. В. Галека "Наследники Белой горы"), подкрепленное выступлениями Прохазки в прессе, сразу принесли Дворжаку широкую известность. Он получил на 5 лет государственную артистическую стипендию (чему способствовал И. Брамс, возглавлявший жюри и считавший, что "то лучшее, что должен иметь музыкант, Дворжак имеет"), ушел из оперного театра и целиком отдался творчеству. Следом появились комические оперы "Упрямцы" (на сюжет из жизни чешской деревни, очень напоминающий "Проданную невесту" Сметаны, 1874), "Хитрый крестьянин" (1877) и трагическая опера "Ванда" (о легендарной польской княжне, правившей страной подобно чешской Либуше, 1875), малоудачная опера "Димитрий" (о Самозванце, 1882) и одна из лучших опер Дворжака "Якобинец" (1888). В промежутках создавались камерные сочинения. Жанр камерно-инструментальной музыки был истинной любовью Дворжака, и он не изменял ему до конца своих дней. Им написано 14 струнных квартетов; 2 фортепианных, 2 струнных квинтета; струнный Секстет; струнные трио; фортепианное Трио; множество пьес для скрипки, виолончели, для фортепиано в 2 и в 4 руки. Много у Дворжака и вокальных произведений. Это хоры, в которых композитор старался раскрывать поэтические образы в оригинальных, но близких к народным мелодиях; знаменитые "Моравские дуэты" на тексты моравских народных песен; циклы "Кипарисы, Вечерние песни, Цыганские мелодии, Песни любви" и др.

    Со смертью маленькой дочери Дворжака связано появление его первого произведения религиозного характера "Stabat mater" (1877), повествующего о страданиях матери. Величественная и скорбная музыка "Stabat mater" принесла Дворжаку первый значительный успех в Англии (куда он многократно и охотно приезжал потом дирижировать своими произведениями) и в других странах. В 1890 г. Дворжак был избран членом Чешской академии наук и почетным доктором философии Карлова университета в Праге. В 1891 г. он стал почетным доктором Кембриджского университета. Двумя годами позже этой чести был удостоен П. Чайковский, с которым Дворжака связывала крепкая дружба, доказательством чему служит их сохранившаяся переписка и приезд Дворжака с концертами в Россию по приглашению Чайковского в 1890 г. Симфонические произведения Дворжака составляют золотой фонд чешской музыки. Им создано 9 симфоний, из которых наиболее популярна Девятая ("Из Нового Света", 1893), написанная в США, где Дворжак был директором и профессором Нью-Йоркской консерватории; симфонические поэмы "Водяной, Полуденница, Золотая прялка, Голубок, Богатырская песнь"; увертюры; сюиты; 3 Славянские рапсодии и, конечно же, знаменитые "Славянские танцы", широко известные в самых различных переложениях.

    За 3 года (1892-95), проведенных в США, кроме Девятой симфонии, в которой Дворжак, сохранив в целом национальное своеобразие своей музыки, использовал негритянские и индейские мелодические и ритмические обороты, написаны были еще камерно-инструментальные ансамбли, кантата "Американский флаг" и Концерт для виолончели с оркестром. Этот концерт наряду с Девятой симфонией относится к числу высших достижений Дворжака в области симфонизма. Вернувшись в Прагу в 1895 г., Дворжак продолжил педагогическую деятельность в консерватории, начатую им в год своего пятидесятилетия. В 1901 г. он был назначен директором Пражской консерватории, вобравшей в себя и Органную школу.

    До конца дней своих Дворжак напряженно сочинял. К последним годам относится создание красочной, насыщенной веселым юмором фантастической оперы "Черт и Кача" (по чешской народной сказке о черте-неудачнике и смекалистом деревенском парне) и составляющей гордость чешского оперного искусства лирической сказки "Русалка" - трогательного повествования о всепоглощающем чувстве любви. Последним произведением Дворжака стала его десятая опера - рыцарско-фантастическая "Армида" (на сюжет одного из эпизодов поэмы "Освобожденный Иерусалим" Т. Тассо).

    Дворжак скоропостижно скончался от инсульта. Траурный флаг на пражском Национальном театре возвестил о том, что чешская музыкальная культура потеряла своего второго великого классика. Могучий талант и упорный труд Дворжака утвердили национальные традиции чешской музыки и обогатили мировую музыкальную культуру многими великолепными произведениями. Особую ценность представляют его оркестровые и инструментальные сочинения. В них яркое национальное своеобразие, основанное на претворении особенностей чешского и словацкого народно-песенного творчества, сочетаются с эмоциональным богатством, жизнерадостностью, ясностью музыкального мышления и стройностью формы.

  7. Источник: Музыкальный словарь