Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Παναθήναια) — древнейший аттический праздник в честь Афины Полиады и Эрехтея, восходит к доисторическому времени, как ликейский и олимпийский праздники; учреждение его, по преданию, относится к 729 г. до 1-й олимпиады. Праздник назывался сперва Άθήναια и лишь позднее, при Тезее, установителе синойкизма и устроителе гор. Афин, получил значение всеафинского праздника. Помимо религиозных обрядов в честь Афины, в состав древнейших П. входили конные состязания. При Писистрате (или незадолго до него) П. были реорганизованы, праздник получил великолепное и торжественное устройство, но с этого времени главный обряд его — принесение богине нового пеплоса — совершался лишь раз в 4 года, а именно в 3-й год каждой олимпиады. Этот праздник, получил название великих П., в отличие от ежегодно справлявшихся (кроме 3-го года каждой олимпиады) малых П. К эпохе Писистрата относится введение гимнастических и рапсодических агонов. Получивший широкую и торжественную организацию, праздник с этого времени приобрел великое национальное значение; на П. стекались огромные массы народа как из Аттики, так и из других областей Греции. Праздник происходил в последние дни месяца гекатомбеона (от 21 или 24 до 28 числа). Первый день (иногда первые 2 и даже 3 дня) был посвящен состязаниям рапсодов, которые пели Гомеровские поэмы; позднее на этих состязаниях допускались другие произведения, которые читались самими авторами. При Перикле к литературным состязаниям были присоединены музыкальные, для чего было построено особое здание — Одеон. На музыкальные состязания допускались кифареды, кифаристы, авледы и авлеты. Победители получали оливковый венок, украшенный золотом, стоимостью от 1000 до 100 драхм. Следующие дни до 27 гекатомбеона были посвящены конным и гимнастическим состязаниям. Наградой служили ветви священной оливы и амфора с маслом. В ночь накануне последнего дня старшие жрицы пели религиозные гимны в честь Афины; тогда же молодые жрицы устраивали хоры и пляски. Последний день праздника (28 число) был кульминационным пунктом торжества. Приносилась гекатомба, совершалась торжественная процессия к храму Афины и надевался новый пеплос на статую богини. Процессия носила весьма торжественный характер. В ней участвовали победители в играх предыдущих дней, руководители жертвоприношений от афинян и иностранцев, всадники, полководцы (таксиархи и стратеги), красивейшие старцы с оливковыми ветвями (фаллофоры), девушки с корзинами на головах (канефоры), жены и дочери метеков (скиандефоры и дифрофоры, т. е. несущие зонтики и стулья для канефор), затем афинский народ по демам. Вся эта процессия сопровождала пеплос — покрывало, изготовленное для богини особыми работницами, под руководством двух аррефор и жриц. Вновь изготовленное покрывало богини, в виде паруса, прикреплялось к мачтам священного панафинейского корабля, который, с помощью особых машин, подвигался по улицам к акрополю. На пеплосе были вытканы картины подвигов богини (άριστεΐα), особенно победы ее над Энкеладом и гигантами. Процессия начинала двигаться из Керамика, проходила площадь, по направленно к Элевзинию (в вост. части Акрополя), огибала акрополь мимо Пелазгика (в сев. части акрополя) и достигала Пропилеи. После этого устраивались жертвоприношения в честь Афины Гигиейи и Афины Нике и приносилась гекатомба Афине Полиас, на большом алтаре в вост. части Акрополя. В заключение торжества устраивался религиозный пир, для которого раздавали мясо жертвенных животных по демам; число участников было ограничено. Музыкальные, гимнастические и конные состязания устраивались под руководством атлотетов. Атлотеты, числом 10, избирались на 4 года, т. е. на каждый праздник, по одному из каждой филы. Гимназиархи руководили факельным бегом, демархи стояли во главе лиц, выборных от демов для участия в процессии и пире, мастигофоры смотрели за порядком. Ср. Meursius, "Panathenaea" в "Thesaurus" Ероновия (т. VII, стр. 83 сл.); Н. A. Müller, "Panathenaica" (Бонн, 1837); A. Mommsen, "Heortologie der Athiener" (Лпц., 1864); Schoemann, "Griechische Altertümer" (1873, т. II, стр. 467 сл.); Smith, "Dictionary of Greek and Roman antiquities" (Л., 1890—91, т. II,стр. 324 сл.).

    Н. О.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Panathénaia)

    древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно в месяце гекатомбеоне (конец июля — начало августа). П. восходят к доисторическому времени. Первоначально местный афинский праздник П. при легендарном царе Тесее (по античной традиции приблизительно 13 в. до н. э.) стал общеаттическим (panathénaia — всеафинский) праздником. В программу П. со времени Писистрата (6 в. до н. э.) входили главный обряд — шествие к акрополю, жертвоприношение (Гекатомба), надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины, а также состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастические, конные состязания. Эти так называемые Великие П. происходили 1 раз в 4 года, в отличие от ежегодных Малых П., во время которых не совершалось главного обряда. Победители П. награждались венками из веток «священной» оливы и амфорами с маслом.

    Лит.: Deubner L., Attische Feste, В., 1932.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ПАНАФИНЕИ - в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи - раз в 4 года, Малые - ежегодно). В программу входили: главный обряд - шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    панафине́и

    в древней Аттике празднества в честь богини Афины (Великие панафинеи — раз в 4 года, Малые — ежегодно). В программу входили: главный обряд — шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные).

    * * *

    ПАНАФИНЕИ

    ПАНАФИНЕ́И, в древней Аттике празднества в честь богини Афины(см. АФИНА (в мифологии)) (Великие панафинеи — раз в 4 года, Малые — ежегодно). В программу входили: главный обряд — шествие к акрополю, жертвоприношение и состязания (гимнастические, конные, поэтические и музыкальные).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Panatnnaia) - древнейший аттический праздник в честь богини Афины; происходил ежегодно. П. восходят к доист. времени. Первоначально местный афинский праздник (наз. Atnnaia), P. при Тесее (по преданию) становится общеаттич. (panatnnaia - всеафинским) праздником. В программу П. со времени Писистрата (6 в. до н. э.) входили состязания певцов-рапсодов, музыкальные, гимнастич., конные состязания. Гл. обряд - шествие к акрополю, жертвоприношение, надевание нового пеплоса (покрывала) на статую богини Афины - стал с 6 в. до н. э. совершаться раз в 4 года - "Великие П.", в отличие от ежегодных "Малых П.". Победители П. награждались венками из "священной" оливы и амфорами с маслом.

    Лит.: Deubner L., Attische Feste, В., 1932.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Реальный словарь классических древностей


    • Panathenaea,

    Παναθήναια, самый большой и, несомненно, древнейший всенародный праздник афинян в честь Афины, защитницы городов (Πολιάς). Установление этого праздника, называвшегося раньше Άθήναια, приписывали Эрихфонию. Сначала это был только деревенский праздник, но Тесей, по сказаниям, установил его на вечные времена для всех жителей Аттики, соединенных в одно государство, и дал ему название «П.». В память самого соединения был учрежден (только не Тесеем, а, вероятно, уже после Писистрата) особый праздник Συνοίκια или Συνοικέσια, который праздновался в 16-й день Гекатомбеона. При архонте Гиппоклиде в 566 г. до Р. X. П. получили особый блеск оттого, что распорядитель Писистрат к прежним конным состязаниям прибавил еще гимнастические; тогда же было установлено праздновать его каждые пять лет, а впоследствии в третий год каждой Олимпиады. Перикл (в 446 г.) прибавил еще музыкальные состязания; с этих пор праздник продолжался с 24 по 29 или с 21 по 29 Гекатомбеона. В первый день происходили музыкальные состязания в Одеоне, построенном Периклом (Plut. Per. 13); здесь участвовали разные артисты, особенно те, которые играли и пели под звуки кифары и флейты. Раньше, по крайней мере одно время, по постановлению Солона читали отрывки из песен Гомера. За музыкальными состязаниями следовали гимнастические и конные. Хороводы, соединенные с пантомимами, факельщики (λαμπαδηδρομία) и триеры старались друг перед другом заслужить награду. Распорядители (α̉θλοθέται) всех состязаний, числом 10, избирались по филам на каждое пятилетие. Наградой, по крайней мере для победителей в гимнастических состязаниях, служил оливковый венок и красивый, большой глиняный сосуд, наполненный маслом священного оливкового дерева. Pind. nem. 10, 34. Самую блестящую часть праздника составляло торжественное шествие (πομπή); эта часть праздника, в отличие от предыдущих, называлась α̉γὼν ε̉ορτή. Оно совершалось в день рождения богини, 28 Гекатомбеона, и состояло в том, что переносили из Керамейка, лежавшего вне города, в Эрехтей (см. Эрехтейон), храм в Акрополе, платье богини, повешенное в виде паруса на судне с колесами. Платье это (πέπλος) шафранного цвета, предназначаемое для древней статуи Паллады Афины, ткали афинские женщины (так называемые Эргастины) каждый раз перед праздником в продолжение последних 9 месяцев и украшали его множеством узоров. Благородные девицы несли на голове корзины с жертвенными сосудами (κανηφόροι), за ними следовали почтенные старики с оливковыми ветвями в руках (θαλλοφόροι, нарядить их как можно пышнее составляло государственную повинность, λειτουργία); жены и дочери вольноотпущенников и метэков несли чаши и кувшины для употребления при жертвоприношении (σκαφηφόροι, υ̉δριαφόροι) или же стулья и зонтики для жен и девиц граждан (διφροφόροι, σκιαδηφόροι). В этом шествии участвовали граждане со своими начальниками, демархами, молодое воинство в полном вооружении, верхом и пешком, победители в разных состязаниях во время этого праздника, а затем посольства из других государств, особенно из афинских колоний. Афины выказывали в этом шествии свое величие и силу. Отдельные части панафинейского шествия были изображены потом рельефами на фризе в целле (cella) Парфенона; сохранилось большое количество этих плит; многие ученые, впрочем, видят в них изображение Плинтерий или Аррефорий. Праздник оканчивался большим жертвоприношением, при котором приносили в жертву множество быков и коров (ε̉κατόμβη), и общим угощением (ε̉στίασις). Кроме Великих П. праздновались еще ежегодно Малые П., которые были гораздо короче и проще, без торжественного шествия и состояли только в состязаниях. Если упоминаются П. без всякого определения, то надо подразумевать τὰ μεγάλα. В позднейшее время П. праздновались весной, может быть вследствие римского влияния, и совпадали, таким образом, с римскими Quinquitrus. Были П. и в других местах: в Магнезии, где они были учреждены Фемистоклом, Теосе, в Родосе. ср.: Müller, Panathenaica (1837). Р. W. Forchhammer, Panathenäiche Festrede (1841). A. Mommsen, Heortologie, p. 116-205.

  11. Источник: Реальный словарь классических древностей



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: