Большая Советская энциклопедия

    эстетическая категория, противоположная прекрасному (См. Прекрасное)и соотносительная с ним. Б. характеризует внешне выявленное разрушение некоторой внутренней меры бытия (само слово «безобразное» означает нечто неоформленное, хаотичное, не получившее «образа»). Искусство обращается к воспроизведению Б., выражающему негативные стороны действительности, с целью изображения её во всей её полноте. При этом, в отличие от Б. в действительности, художественное воспроизведение его, как это неоднократно отмечалось начиная с Аристотеля (см. «Поэтика», 4, 1448 в), доставляет определённое эстетическое удовольствие, связанное с мастерством изображения и эстетической разрядкой отрицательных эмоций.

    Лит.: Каган М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л., 1963, с. 49—68; Rosenkranz С., Äesthetik des Häβlichen, Köenigsberg, 1853.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    БЕЗОБРАЗНОЕ - эстетическая категория, противоположная прекрасному.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Философская энциклопедия

    БЕЗОБРАЗНОЕ

    эстетич. категория, выступающая обычно как антитеза прекрасному, средоточие негативных характеристик бытия (бесформенное, «безобразное» и т. д.).

    Если в др.-греч. метафизике Б. обычно сближалось с понятиями небытия и зла (хотя Аристотель и признавал, что Б. доставляет определ. эстетич. удовольствие, связанное с разрядкой отрицат. эмоций), то в ср.-век. христ. культуре установилось двойств. отношение к Б.— с одной стороны, оно понималось как наглядное свидетельство греховности мира, его материальной косности, с другой — как признак рационально непознаваемой сущности божеств. добра, проявляющегося в «безвидном» облике с большей отчётливостью (впоследствии Гегель указал на художеств. освоение характерного и Б. как специфич. черту христ. искусства). Пантеистич. тенденции Возрождения, ярко проявившиеся в стихии лит. и изобразит. гротеска, утверждали значение Б. как одного из свидетельств могучей энергии и бесконечного многообразия природы.

    Эстетика Просвещения (Г. Э. Лессинг, И. Г. Гердер) фактически отрицала за Б. право быть воплощённым в искусстве. Однако романтизм (Ф. Шлегель, В. Гюго и др.) выступил с реабилитацией Б., подчёркивая ценность для искусства «эксцентрического» и «уродливого» (Шлегель), гротеска как соединения Б. и прекрасного (Гюго) и др. В эстетике декадентства коп. 19 в. и в авангардистских течениях 20 в. (дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм, «поп-арт») понятие Б. абсолютизируется в качестве единственно возможного эстетич. эквивалента «абсурдности» бытия.

    Марксистско-ленинская эстетика, признавая, что воспроизведение Б. способствует художеств. изображению жизни во всей её полноте, критикует гипертрофированные представления о Б., бытующие в совр. модернистском «антиискусстве».

    К а г а н М. С., Лекции по марксистско-ленинской эстетике, Л.,1963, с. 49—68; Rosenkranz С., Asthetik des Ha?lichen, Konigsberg,1853; Die nicht mehr schonen Kunste, Grenzphanomene des Asthetischen, Munch.,1968; L o t t е г K., Der Begriff des Ha?lichen in der Asthetik,.., Munch., 1974.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Энциклопедический словарь

    безобра́зное

    эстетическая категория, противоположная прекрасному.

    * * *

    БЕЗОБРАЗНОЕ

    БЕЗОБРА́ЗНОЕ, впервые теоретически осмысленная Аристотелем(см. АРИСТОТЕЛЬ) категория эстетики(см. ЭСТЕТИКА), выражающая негативную эстетическую ценность; эстетическое свойство предметов, естественные природные данные которых имеют отрицательное общечеловеческое значение, хотя (в отличие от низменного) не представляют серьезной угрозы человечеству, так как заключенные в этих предметах силы освоены человеком и подчинены ему; противоположно прекрасному.(см. ПРЕКРАСНОЕ)

    Древние египтяне отмечали диалектику прекрасного и безобразного: в процессе старения все здоровое и красивое становится больным и безобразным. Взаимопревращения прекрасного и безобразного описываются в мифе об Исиде(см. ИСИДА (богиня)) (чтобы перебраться на остров прекрасная Исида обернулась старухой, и перевозчик ее не узнал, на острове она вновь приняла образ прекрасной девушки). В. Гюго(см. ГЮГО Виктор) раскрыл противоречие между безобразной внешностью и внутренней красотой (Квазимодо в «Соборе Парижской богоматери»). Безобразное и прекрасное тесным образом связаны друг с другом. Шекспировский Гамлет(см. ГАМЛЕТ) замечает, что даже божественно прекрасное солнце плодит червей, лаская лучами падаль. По Бодлеру(см. БОДЛЕР Шарль), безобразное лицо дисгармонично, патологично, не одухотворенно. Некоторые течения модернизма(см. МОДЕРНИЗМ (в искусстве и литературе)) придают безобразному положительную ценность. Идеализация безобразного ведет к нарушению художественной правды, к приукрашиванию действительности. Теоретические представления о безобразном. историчны. Аристотель отметил парадокс безобразного в искусстве: произведение всегда имеет прекрасную форму, в предмет же искусства входит и прекрасное, и безобразное: «На что смотреть неприятно, изображения того мы рассматриваем с удовольствием, как, например, изображения отвратительных животных и трупов» (Аристотель).

    В основе эстетического наслаждения от изображения безобразного в искусстве лежат радость узнавания действительности, ощущение мастерства художника, восприятие прекрасной формы и эстетического идеала, с позиций которого отрицаются негативные ценности. Цицерон(см. ЦИЦЕРОН) рассматривал безобразное как момент комического, средневековое христианство отождествляло его со злом, классицизм оценивал как противоположность прекрасного и выводил за границы эстетического. По Лессингу(см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим) безобразное — дисгармония частей и целого; оно не является предметом искусства и допустимо лишь для усиления прекрасного. Категория безобразного интересовала романтиков: Шлегель(см. ШЛЕГЕЛЬ Август Вильгельм) утверждал значимость уродливого для искусства, Гюго понимал гротеск как соединение безобразного с прекрасным. Русские писатели Салтыков-Щедрин(см. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН Михаил Евграфович), Достоевский(см. ДОСТОЕВСКИЙ Федор Михайлович) связывали безобразное с социальными условиями и видели необходимость его отражения в реалистическом искусстве, для утверждения эстетического идеала «враждебным словом отрицанья». (Иудушка Головлев, Смердяков из «Братьев Карамазовых»). Безобразное раскрыли пьесы М. Горького(см. ГОРЬКИЙ Максим) и Б. Брехта(см. БРЕХТ Бертольт), сатира В. Маяковского(см. МАЯКОВСКИЙ Владимир Владимирович), фильмы М. Ромма(см. РОММ Михаил Ильич) и Ф. Феллини(см. ФЕЛЛИНИ Федерико).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: