Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Вернер Sombart) — немецкий экономист; род. в 1863 г.; ученик Шмоллера, профессор Бреславского университета. З. — знаток итальянского народного хозяйства, автор замечательного социально-экономического этюда: "Die R ö mische Campagna" (Лпп., 1888), очерка итальянской торговой политики со времени объединения Италии (в сборнике: "Die Handelspolitik der wichtigeren Kulturstaaten", I, Лпц., 1892) и многих других ценных монографий в различных изданиях. Среди немецких экономистов-проф. З. выдается своими радикальными взглядами на социально-политические вопросы.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Sombart)

    Вернер (19.1.1863, Эрмслебен, Гарц, — 18.5.1941, Берлин), немецкий экономист, социолог и историк, философ культуры. Ученик Г. Шмоллера. С 1890 профессор в Бреславле (Вроцлав), с 1906 — в Берлине.

    В ранних работах испытал влияние марксизма, в дальнейшем выступал против исторического материализма и экономического учения К. Маркса. Работы З. посвящены прежде всего экономической истории Западной Европы, в особенности возникновению капитализма (З. собрал при этом огромный фактический материал), проблемам социализма и социальных движений. Пытаясь соединить эмпирическое изучение экономики и теоретическое объяснение общественной жизни, З. разработал понятие «экономической системы» как некоей целостности, вызывающей к жизни специфической для неё экономические институты и представляющей собой выражение «духа» общества (при этом З. отождествляет понятия духа и общества). З. попытался создать свою теорию первоначального накопления, выдвинув в качестве основного источника накопления капитала аккумуляцию феодальной земельной ренты. Начиная с 1920-х гг. концепции З. использовались реакционными политическими кругами Германии.

    Соч.: Noo-Soziologie, В., 1956: Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus, Bd I—2, Münch. — Lpz., 1913; Die Zukunft des Kapitalismus, B., 1932; Deutscher Sozialismus, B., 1934; в рус. пер. — Социализм и социальное движение в 19 столетии, СПБ, 1902; Художественная промышленность и культура, СПБ, [б. г; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Современный капитализм, т. 1—2, М., 1903—05; т. 3, М. —Л., 1930 (т. 1, 2 изд., М. —Л., 1931); Буржуа, М., 1924; Народное хозяйство в Германии в 19 и в начальник 20 в., М., 1924.

    Лит.: Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, М. — П., 1923, с. 202—23.

    Ц. Г. Арзаканьян, Б. Т. Григорьян.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЗОМБАРТ

    (Sombart) Вернер (1863—1941) — нем. экономист, социолог, философ. Проф. экономики в Бреслау и Берлине. Один из первых нем. социологов, вместе с М. Вебером руководил жур. «Архив социальной науки и социальной политики», в 1920-е гг. был первым президентом Немецкого социологического общества.

    Развивая идеи «исторической школы» в политэкономии, З. испытывает влияние марксизма, примыкает к «катедер-социализму». Работа «Современный капитализм» (1902) приносит З. широкую известность. Как в ней, так и в последующих работах о возникновении капитализма З. показывает связь экономики с многообразными социальными ин-тами и историческими обстоятельствами. Полемизировал с Вебером, полагая неверным выведение капитализма из протестантской этики и связывая его генезис с множеством различных социальных и психологических факторов (Евреи и их участие в образовании современного хозяйства, 1910; Буржуа, 1924; Luxus und Kapitalismus, 1907; Krieg und Kapitalismus, 1911). В годы Первой мировой войны переходит на позиции нем. национализма, в кн. «Торгаши и герои» (1915) противопоставляет «героизм» немцев утилитаризму англичан. В 1920-е гг. окончательно порывает с марксизмом, разрабатывает один из первых вариантов «понимающей социологии», применяя его затем к политэкономии (Die drei National-okonomien, 1930). Будучи одним из ведущих представителей «консервативной революции», в нач. 1930-х гг. развивает идеи особого «немецкого социализма», преодолевающего как либеральный капитализм, так и марксистский социализм. В 1938 публикует свой главный филос. труд «О человеке», в котором развивает идеи В. фон Гумбольдта, В.Дильтея и всей «исторической школы» о человеке как творце и творении культуры. Публикация этой книги, в которой З. возвращается от национализма к идеалам гуманизма, приводит к конфликту с идеологами национал-социализма. Данная работа близка кругу идей «культурной антропологии» Э. Ротхакера и М. Ландмана.

    Современный капитализм. Т. 1—2. М., 1903—1905; Т. 3. М.; Л., 1930; Народное хозяйство в Германии XIX и в начале XX века. М., 1924; Soziologie. Berlin, 1923; Die Zukunft des Kapitalismus. Berlin, 1932; Die Zahmung der Technik. Berlin, 1935; Deutscher Sozialismus. Berlin, 1934; Vom Menschen. Berlin, 1938.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Новейший философский словарь

    ЗОМБАРТ (Sombard) Вернер (1863-1941) - немецкий экономист, историк и социолог, философ культуры. Основные труды: «Социализм и социальное движение в XIX в. «(1896), «Будущее капитализма» (1932), «Немецкий социализм» (1934). С 1890 профессор в Бреслау (Вроцлав), с 1906 - в Берлине. В 1909 участвовал в основании немецкого социологического общества. Первоначально испытал влияние Маркса, в последующем выступал против марксизма. С позиций методологии Баденской школы неокантианства осмыслял капитализм как явление, его генезис и развитие, используя обширный фактический материал. Автор термина «капитализм». Кроме того, он обращался к проблематике социальной стратификации, социальной мобильности, массовизации культуры. Базовым понятием в зомбартовском видении капиталистического общества выступал «дух капитализма» - стремление к прибыли, деньгам, фактически редуцируемое к расовым характеристикам европейцев. В соответствии с неокантианским пониманием, отрицал прогрессистское видение истории и возможность исторического закона. По 3., эпохи в хозяйственной истории различаются по преобладавшему в них духу, но смена хозяйственных систем не носит закономерного и абсолютного характера. Каждая экономическая система вызывает к жизни соответствующие ей экономические институты, но в то же время в ней присутствуют сложные комбинации неоднородных элементов, например, крестьянские хозяйства и ремесленное производство в капиталистическом обществе. В понимании исторических феноменов как однократных и неповторимых «констелляций» разнородных форм 3. видит и возможность общего подхода, генерализующего составные части этих явлений и сопоставляющего их. С таких позиций социально-философское осмысление происхождения и развития капитализма абстрагируется от особенностей, связанных с национальной спецификой, обращаясь к рассмотрений тех социально-экономических явлений, которые, по мнению 3., были общими для всех европейских народов. Такими явлениями 3. считает собственно «дух капитализма» и его индивидуализацию в личном начале - буржуа, носителе тех черт, которые являются основой капиталистической хозяйственной системы. Социально-типические черты буржуа связываются со специфическими составляющими «духа капитализма» - «предпринимательским духом» и «мещанским духом». Первую составляющую 3. связывает со склонностью к добыванию богатства насильственными средствами, а вторую - мирными. В соответствии с названными предпосылками 3. рисует следующую картину происхождения и развития сущности буржуа как персонифицированного носителя «капиталистического» духа. Центральной позицией является наличие группы европейских народов, обладающих стремлением к наживе и предпринимательству, и конституирующих активное начало капитализма, другая тенденция связана с ненасильственностью добывания денег, с духом «мещанского торгашества», с экономией и бережливостью, а ее этнической основой 3. считает евреев. Таким образом, в философско-исторической концепции развития «современного экономического человека» неявно присутствует идея капитализма как общества с нарастающей рациональностью, т.е. с усиливающимся «мещанским духом». Сама стабилизация капитализма связывается 3. с тем, что дух буржуа амбивалентно сочетает в себе «предпринимательские» и «мещанские черты». В своей последней работе «Немецкий социализм» 3. фактически выступил с апологией тоталитаризма.

  7. Источник: Новейший философский словарь



  8. Советская историческая энциклопедия

    (Sombart), Вернер (19.I.1863 - 18.V.1941) - нем. экономист, социолог и историк. С 1890 - проф. ун-та в Бреславле (Вроцлав), с 1906 - Высшей торг. школы в Берлине, в 1917-31 - Берлинского ун-та. В начале деятельности примыкал к левому крылу бурж. экономич. науки. Будучи учеником Г. Шмоллера, многое заимствовав у исторической школы в политической экономии, З. вместе с тем стремился дать более широкое теоретич. объяснение явлений обществ. жизни, пытаясь использовать экономич. теорию Маркса. З. обнаружил понимание того, что социалистич. движение пролетариата - естественный результат экономич. условий, сложившихся в капиталистич. об-ве, и что учение Маркса сыграло огромную роль в оформлении этого движения. Эти взгляды З. в сочетании с присущим ему даром живого и образного изложения мыслей принесли ему большую популярность в среде радикально настроенной интеллигенции (в частности, в России). Его кн. "Социализм и социальное движение в 19 в." (1896, рус. пер. - СПБ, 1902) до 1905 выдержала 5 изд. и была переведена на мн. яз. Заимствуя отдельные элементы экономич. учения Маркса, З., однако, решительно отвергал его революц. сущность. Рабочее движение в его представлении должно носить чисто реформистский характер, ставить себе только экономич. цели. Взгляды З. представляли разновидность катедер-социализма.

    В дальнейшем бурж. сущность мировоззрения З. проявляется все более сильно, у него складывается система взглядов, принципиально противоположных марксизму (хотя он по-прежнему становится в позу человека, "продолжающего" и "завершающего" исследования Маркса о капитализме). В области методологии он примыкает к модным тогда течениям неокантианства, отрывая "абстрактно-теоретич." изучение обществ. явлений от "реально-историч.", объявляя общие категории историч. познания "идеально-типическими" (в понимании М. Вебера) логическими конструкциями. Решающую роль в развитии общества З. приписывает изменениям в психике людей; наиболее существенным признаком различных хоз. систем считает господствующий в них "хоз. дух" (хотя указывает также и характерные для них особенности социальной структуры) и развитием этого "духа", рассматриваемого им как некая самостоят. сила, объясняет переход от одной хоз. системы к другой. Переход этот происходит, по мнению З., без революций, чисто эволюц. путем. В 1924, отражая реакцию своего класса на Окт. революцию и революц. события в Германии, З. в кн. "Der proletarische Sozialismus" (10-е переработ. изд. его кн. "Социализм и социальное движение") делает попытку подвергнуть критике фактически все марксистское учение в целом, не останавливаясь перед прямой клеветой на марксизм. З. отвергает идею обществ. прогресса, дает пессимистич. оценки влияния культуры 19-20 вв. на судьбы человечества, идеализирует докапиталистич. ср.-век. порядки и т. д. Эти взгляды З. используются различными реакц. течениями, вплоть до фашизма.

    Для историч. науки представляют наибольший интерес работы З. по истории капитализма (написанные им в осн. до Окт. революции) и прежде всего его соч. "Der moderne Kapitalismus" (Bd 1-2, Münch.-Lpz., 1902, новое, перераб. изд.: - Bdl-2, там же, 1916-17, Bd 3, 1926-27; рус. пер. - "Современный капитализм", т. 1-2, М., 1903-05, 2-е перераб. изд.: т. 1-3, Л., 1924-29). Согласно З., в ср.-век. Зап. Европе существовало вначале самодовлеющее х-во (поместное и крестьянское), к к-рому со времени образования городов присоединилось ремесло, причем характерным признаком этих двух систем х-ва он считает господство принципа "удовлетворения потребностей". Примерно с кон. 15 в. начинается развитие капитализма, к-рое З. объясняет коренным переломом в психике людей, зарождением нового, капиталистич. "духа"; под его влиянием происходят социальные сдвиги, появляются хозяйствующие субъекты принципиально нового типа (капиталистич. предприниматели), создающие новые капиталистич. формы х-ва. Эта теория З. вместе с родств. ей теорией М. Вебера о роли протестантской этики в генезисе капитализма оказала большое влияние на зап.-европ. бурж. науку. З. попытался создать свою теорию первонач. накопления (по существу заостренную против маркс. понимания этого процесса), выдвинув в качестве осн. источника накопления капитала аккумуляцию феод. зем. рент. З. создал также новую теорию возникновения ср.-век. городов, согласно к-рой города возникают вследствие накопления "избыточного продукта" в с. х-ве и его концентрации в руках феодалов, бывших, по его мнению, осн. потребителями продукции гор. ремесленников. З. собрал в труде "Совр. капитализм" и дополняющих его спец. историч. исследованиях огромный и хорошо подобранный фактич. материал, дал в нек-рых случаях удачное описание отдельных сторон хоз. жизни и высказал интересные точки зрения по нек-рым вопросам (особенно в тех случаях, когда он все же в той или иной степени следует за "Капиталом" Маркса, несмотря на постоянное стремление его "исправить" и "дополнить"); интересны наблюдения З. о различиях социальной психологии хозяйствующих субъектов в разные ист. эпохи. Но в целом науч. несостоятельность идеалистич. концепции З., его объяснения развития капитализма зарождением "капиталистич. духа", - очевидна (пытаясь объяснить, как возник этот "всемогущий" дух, он прибег в кн. "Буржуа" (1913, рус. пер. 1924) к далеким от науки гипотезам, вплоть до измышлений о его биологич. и нац. истоках).

    Соч. (кроме указ. в ст.): Die deutsche Volkswirtschaft im 19 Jahrhundert, В., 1903, 8 Aufl., Darmstadt, 1954; Studien zur Entwicklungsgeschichte des modernen Kapitalismus (Bd 1-Luxus und Kapitalismus, Bd 2-Krieg und Kapitalismus), Münch.-Lpz., 1913; Die drei Nationalökonomien, Münch.-Lpz., 1930; Die Zukunft des Kapitalismus, B., 1932; Deutscher Sozialismus, В., 1934; в рус. пер. - Народное хозяйство Германии в 19 и в нач. 20 в., м., 1924; Идеалы социальной политики, СПБ, 1906; Почему нет социализма в Соединенных Штатах, (М., 1906); Евреи и хозяйственная жизнь, ч. 1, СПБ, 1912.

    Лит.: Луначарский А. В., Зомбарт о душе буржуа, в его кн.: Мещанство и индивидуализм, сб. ст., М.-П., 1923, с. 202-23 (см. также предисловия к 3 т. "Совр. капитализма", 1929, и к 1 т. того же соч., 2 изд., 1931); Kulischer I., Allgemeine Wirtschaftsgeschichte des Mittelalters und der Neuezeit, 2 Aufl., Darmst., 1958; Krause W., Werner Sombarts Weg vom Kathedersozialismus zum Faschismus, В., 1962.

    Ю. А. Корхов. Москва.

  9. Источник: Советская историческая энциклопедия



  10. Энциклопедия социологии

    Зомбарт (Sombart) Вернер (14.01. 1863, Эрмслебен, Гарц,- 19.05.1941, Берлин) - нем. экономист, социолог, историк культуры. Проф. университетов - в Бреслау (Вроцлав) с 1890 г., в Берлине-с 1904 г. Ученик Г. Шмоллера, один из основоположников теории "организованного капитализма". 3омбарт был весьма чуток к социальной проблематике, интерпретируя марксистскую постановку вопросов с позиций катедер-социализма.

    Впоследствии, полностью отойдя от марксизма, пытался дать новое антропологическое и социологическое обоснование политэкономии. 3омбарт трактовал социологию в духе М. Вебера, используя мотивы неокантианства, феноменологии, философии жизни, фрейдизма. Разделял социологию на две дисциплины: "философскую" (любая постановка вопросов спекулятивного, внеопытного характера) и "научную" (собственно социология как опытная наука, использующая данные истории как эмпирический материал). В свою очередь "научная" социология делилась на психологическую (или европейскую) и "ноологическую" (немецкую). Если первая из них относится к естественным наукам и преследует цели каузального объяснения, то вторая - "духовно-научная", "понимающая" дисциплина и объяснения в ее рамках - рациональные, "имманентные".

    3омбарт дал ряд интересных очерков характера и мировоззрения основных классов современного общества - буржуазии и пролетариата. Его труды сыграли значительную роль в развитии социального и рабочего движения в России. В 30-е гг. 3омбарт перешел на иррационалистические позиции.

    Соч.: 1) Пролетариат. М., 1907. 2) Буржуа. М., 1924. 3) Nationalokonornie und Soziologie. Jena, 1930. 4) Vom Menschen. В., 1938.

  11. Источник: Энциклопедия социологии