(от греч. monos — один, ode — пение) — одноголосное пение.
(греч. monōdía — песня одного певца, от monos — один и ōdós — певец)
(муз.), в Древней Греции — пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры. М. называют также стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся в Италии в 16 в. и вызвавший к жизни ряд новых форм и жанров (Ария, Речитатив, Опера, Кантата и др.). В более широком понимании — всякое одноголосное пение (сольное, ансамблевое или хоровое в унисон или октаву), вокальная партия сочинения для голоса с инструментальным сопровождением.
МОНОДИЯ (от моно... и греч. odos - певец; monodia) -1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.3) Одноголосие, не имеющее аккордной основы.
моно́дия
(от моно... и греч. ōdós — певец; monōdía), 1) в Древней Греции сольное пение.2) Стиль сольного пения с инструментальным сопровождением, сложившийся в Италии в мадригалах, ариях и речитативах ранней оперы (см. Гомофония).3) Одноголосие, не предполагающее аккордовой основы (григорианское пение, знаменный распев, макам, рага).
* * *
МОНОДИЯМОНО́ДИЯ (от моно...(см. МОНО... (часть сложных слов)) и греч. odos — певец; monodia),
1) в Др. Греции пение одного певца в сопровождении авлоса, кифары или лиры.
2) Стиль сольного пения с гомофонным сопровождением, сложившийся к 17 в. в Италии.
3) Одноголосие(см. ОДНОГОЛОСИЕ), не имеющее аккордной основы.
(греч. monodia, букв. - песня одного, сольная песня).
1) В Др. Греции - пение одного певца, сольное, а также в сопровождении авлоса, китары или лиры, реже неск. инструментов. Термин "М." применялся гл. обр. к исполнявшимся певцами партиям трагедии (в др.-греч. комедиях более позднего времени встречаются пародии на эти партии). Характерным для М. было выражение глубокой скорби, иногда и величайшей радости. Нек-рые виды М. представляли собой развитие ранних форм дифирамба. В наст. время нередко под М. понимают любые сольные песни Др. Греции в противовес песням хоровым, любые предназначенные для пения партии в др.-греч. и римской комедии.
2) Вид сольного пения с инстр. сопровождением, возникший в 16 в. в Италии во Флорентийской камерате, стремившейся к возрождению антич. муз. иск-ва. В соответствии с эстетич. установками того времени в подобной М. темп, ритм и сами мелодич. обороты были всецело подчинены тексту, определяясь его ритмикой и поэтич. содержанием. Для такой М. типичны чередование нот разл. длительности, широкий объём мелодии и большие скачки голоса. Сопровождение М. было гомофонным и выписывалось в виде генерал-баса. Своё зрелое выражение этот стиль, названный "речитативным" (stile recitativo), получил в операх и сольных мадригалах Я. Пери, Дж. Каччини и К. Монтеверди. Различалось неск. видов М. в зависимости от степени господства в ней речитативного или напевного начала. Этот новый стиль (stile nuovo), в своём первоначальном виде просуществовавший лишь неск. десятилетий, оказал большое влияние на развитие муз. иск-ва. Он привёл к победе гомофонного склада над полифоническим, к появлению ряда новых форм и жанров (ария, речитатив, опера, кантата и др.) и коренному преобразованию прежних. 3) В широком смысле - всякая одноголосная мелодия, всякая основывающаяся на одноголосии область муз. культуры (напр., М. григорианского пения, др.-рус. церк. пения и т. п.).
Литература: Schmitz E., Zur Frьhgeschichte der lyrischen Monodie Italiens im 17. Jahrhundert, "JbP", 1911, (Jahrg.) 18; Einstein A., Firenze, prima della monodia, "Rassegna musicale", 1934, (v.) 7; Spitz Gh., Die Entwicklung des Stile Recitativo, "AfMw", 1921, Jahrg. 3; Ghisi F., Alle fonti della monodia, Mil., 1940; Georgiades Th., Musik und Rhytmus bei den Griechen, Hamb., 1958; Rасek J., Die italienische begleitete Monodie und das Problem der Entwicklung der italienischen Solokantate, в кн.: Liber Amicorum. Festschrift Gh. van den Borren, Antw., 1964.