Словарь Брокгауза и Ефрона

    талантливый писатель. Род. в 1870 г. Воспитывался в Москве, во 2 кадетском корпусе и военном Александровском училище. Писать начал еще юнкером; первое произведение его ("Последний дебют") было напечатано в московском юмористическом журнале "Рус. Сатирич. Листок" (1889). Позже стал писать в "Рус. Богатстве". Держал экзамен в академию генерального штаба, но к окончанию экзаменов не был допущен распоряжением ген. Драгомирова, командовавшего тогда киевским округом. В 1894 г. К. оставил военную службу и стал работать в киевских, приволжских, одесских, ростовских изданиях. Близкое участие принимал в "Жизни и Искусстве", "Киевлянине", "Киев. Слове", "Самарской Газете", "Волыни", "Донской Речи", "Одесских Новостях". В промежутках газетной работы был актером, изучал зубоврачебное искусство, служил в технических конторах, занимался землемерием. Издал отдельно сборники "Киевские типы" (Киев, 1896) и "Миниатюры" (Киев 1897). В них есть проблески таланта, но в общем "миниатюры" и "типы" слишком беглы и поверхностны и даже несвободны от пряности сомнительного свойства. С 1901 г. К. поселился в СПб. в качестве ближайшего сотрудника "Мира Божьего" и изданий т-ва "Знание". Этим книгоиздательством выпущены 2 т. "Рассказов" К. (СПб., 1903 и 1906). Первый том, куда ставший очень строгим к себе автор внес только 10 из многочисленных своих рассказов, имел серьезный успех и в публике (2 изд.), и в критике. В нем еще чувствуется влияние крупных писателей и русских и иностранных; встречаются мотивы Толстого, Гауптмана ("Одиночество"), Тургенева ("Лесная глушь", в стиле "Бежина луга"). Самое решительное влияние оказал на К. Чехов. Зародившись и получив свое развитие в ту же мрачную эпоху политического безвременья, творчество К. тоже впитало в себя Чеховскую тоску и Чеховское сознание интеллигентского бессилия что-нибудь сделать. Основной тип рассказов К. — нервные, честные, но дряблые натуры, добрые порывы которых не приводят ни к чему, кроме полного нравственного банкротства. Из превосходно изученного им солдатского мира К. и в "Рассказах", и в позднейшем "Поединке" всегда с особенным тщанием выхватывает жалких солдатиков, совершенно неспособных отстоять себя, тупых и неумелых, так что и жалеют-то их "хорошие" офицеры-неврастеники больше из принципа. Сквозь общий уныло-неврастенический тон Чеховской школы у К. пробивалось, однако, очень решительно и нечто другое, указывающее на то, что общественное уныние близилось к концу. Общее впечатление от книги получилось резко-протестующее. Военные рассказы("Ночная смена", "Поход" и особенно "Дознание") — сплошное, нервно-возбужденное обличение бездарной и бесчеловечной организации нашего военного быта. И остальные рассказы подобраны вполне определенно, особенно рассказ из заводской жизни "Молох", с его реалистически-символическим изображением бездушного, всепожирающего чудовища капитализма, и лучший рассказ всей книги — "Болото". В "Болоте" нарисована потрясающая картина с одной стороны людской жестокости, с другой — чисто-скотской покорности. В видах удобства наблюдения за порубками, в самом центре трясины для лесника построена изба — и покорно живет лесник в гнезде болотных миазмов; медленно чахнет и вымирает вся его семья. Смена общественно-литературных настроений сказалась в заключительном символическом аккорде рассказа: студент Сердюков, наблюдая на бледных, бескровных лицах детей лесника сокрушительную работу вампира болотной малярии, приходит сначала к страшному выводу, что не все ли равно как жить и как умереть; но затем он чувствует жгучий прилив бодрости, ему "жадно до страдания" хочется "видеть солнце" и он выбегает из "болота" на простор "ясного, чистого воздуха летнего утра". Успех, выпавший на долю К. после выхода I т. его "Рассказов", превратился в шумную известность, когда в начале 1905 г. в VI-м сборнике "Знания" появилась большая повесть его из военного быта: "Поединок" (позднее "Поединок", вместе с небольшим колоритно написанным очерком "С улицы", составил II том "Рассказов" К.). "Поединок" (переведен на франц., немецк., польский и итальянский яз.) написан ярко и очень интересен. Особенно заслуживает внимания эволюция общественной психологии, теоретически выраженная в речах своеобразного ницшеанца Низанского, а художественно — в изображении отдельных моментов душевной жизни главного героя повести, симпатичного поручика Ромашева. Низанский на смену Чеховскому пессимизму провозглашает, что жизнь прекрасна и что для победы над злом нужна только "великая вера в свое я". Ромашев, в общем — типичный представитель излюбленных К. "добрых" поручиков, преисполненных лучших намерений, но не настолько нравственно сильных, чтобы оказать влияние на косность окружающей их среды. По временам, однако, Ромашев вдруг чувствует в себе власть высвобождающегося я, и тогда в нем просыпается настоящая сила, пред которой отступает трусливое насилие (сцена с полковником). Главная причина небывалого в русской книжной торговле успела "Поединка" — в том, что он своим изображением военной жизни ответил на первенствующий интерес момента. Ошеломленное рядом неслыханных поражений русской армии в Маньчжурии, общество лихорадочно искало разгадки катастрофы. Повесть К. давала ключ, тем более верный, что она была написана до войны и не задавалась никакими определенными выводами, а просто рисовала широкую, полную и правдивую бытовую картину армейской жизни. Впечатление получалось до последней степени удручающее. Такое офицерство, какое изображено в "Поединке", очевидно не могло вести к победе.

    С. Венгеров.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Куприн Александр Иванович [26.8(7.9).1870, г. Наровчат, ныне Пензенской области, 25.8.1938, Ленинград], русский писатель. Родился в семье небогатого чиновника. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 г. служил в пехотном полку в Подольской губернии В 1894 оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 с М. Горьким и группой писателей-«знаньевцев» (см. «Знание»). В 1905 опубликовал в сборнике «Знание» лучшее своё произведение роман «Поединок». В годы реакции, после поражения Революции 190507, пережил творческий спад. Осенью 1919 К. находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937, тяжелобольной, вернулся на родину.

    Наиболее плодотворно творчество К. доэмигрантской поры, особенно в период общественного подъёма до и во время Революции 190507. В историю отечественной литературы вошёл как автор повестей и романов: «Молох» (1896), «Олеся» (1898), «Поединок» (1905), «Яма» (1 ч. 1909, 2 ч. 191415), а также как крупный мастер рассказа: «В цирке», «Болото» (оба 1902), «Трус», «Конокрады» (оба 1903), «Мирное житие», «Корь» (оба 1904), «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба 1907), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Листригоны» (190711), «Чёрная молния», «Анафема» (оба 1913) и др. В эмигрантский период написаны повести «Юнкера» (192832) и«Жанета» (193233), нескольких очерков и рассказов (последние преимущественно по воспоминаниям). К. принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны: «Молох» резкое обличение буржуазного «прогресса»; «Поединок» разоблачает царскую армию; «Яма» попытка помочь современному обществу изжить язву проституции. В творчестве К. сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, К. обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре его произведений обычно «средний» русский интеллигент труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях К. занимают колоритные образы простых людей из народа. Писатель склонен к изображению психологии «групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают К. одним из самых читаемых писателей и в наши дни.

    Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков.

    Соч.: Собр. соч. [Вступ. ст. К. Паустовского], т. 16, М., 195758; Собр. соч. [Вступ. ст. К. Чуковского], т. 19, М., 1964; Собр. соч. в девяти томах. [Вступ. ст. ф. И. Кулешова], т. 18, М., 197073 ; Забытые и несобранные произведения. Подгот. текста, прим. и материалы к биографии Э. М. Ротштейна, Пенза, 1950; О литературе. [Сост. и автор вступ. ст. ф. И. Кулешов], Минск, 1969.

    Лит.: Боровский В., А. Куприн, в его кн.: Литературно-критические статьи, М., 1956; Берков П. Н., А. И. Куприн. Критико-биографический очерк, М. Л., 1956; Афанасьева., А. И. Куприн. Критико-биографический очерк, М.. 1960; Волков А., Творчество А. И. Куприна, М., 1962; Кулешов ф. И., Творческий путь А. И. Куприна, Минск, 1963; Куприна-Иорданская М. К., Годы молодости, М., 1966; Куприна К. А., Куприн мой отец, М., 1971; Крутикова Л. В., А. И. Куприн, Л., 1971; История русской литературы конца XIX начала XX века. Библиографический указатель, М. Л., 1963.

    И. А. Питляр.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    КУПРИН Александр Иванович (1870-1938) - русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть "Молох" (1896), в которой индустриализация предстает в образе завода-монстра, порабощающего человека физически и нравственно, повесть "Поединок" (1905) - о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта и повесть "Яма" (1909-15) - о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах: "Олеся" (1898), "Гамбринус" (1907), "Гранатовый браслет" (1911). Циклы очерков ("Листригоны", 1907-11). В 1919-37 в эмиграции, в 1937 вернулся на родину. Автобиографический роман "Юнкера" (1928-32).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Купри́н Александр Иванович

    (1870—1938), русский писатель. Социальным критицизмом отмечены повесть «Молох» (1896), в которой современная цивилизация предстаёт в образе завода-монстра, порабощающего человека нравственно и физически, повесть «Поединок» (1905) — о гибели душевно чистого героя в мертвящей атмосфере армейского быта, повесть «Яма» (1909—15) — о проституции. Многообразие тонко очерченных типов, лирических ситуаций в повестях и рассказах «Олеся» (1898), «Гамбринус» (1907), «Гранатовый браслет» (1911). Циклы очерков («Листригоны», 1907—1911). Автобиографический роман «Юнкера» (1928—32). С 1919 в эмиграции во Франции; в 1937 вернулся на родину.

    * * *

    КУПРИН Александр Иванович

    КУПРИ́Н Александр Иванович (26 августа (7 сентября) 1870, Наровчат Пензенской губернии — 25 августа 1938, Ленинград), русский писатель-реалист, одно из самых громких имен первой четверти 20 века, автор вошедших в золотой фонд русской литературы произведений «Молох», «Поединок», «Гранатовый браслет», «Гамбринус» и других.

    * * *

    Военная карьера

    Родился в семье мелкого чиновника, умершего, когда сыну шел второй год. Мать из татарского княжеского рода, после смерти мужа бедствовала и вынуждена была отдать сына в сиротское училище для малолетних (1876), затем военная гимназия, позже преобразованная в кадетский корпус, который окончил в 1888. В 1890 окончил Александровское военное училище. Затем служил в 46-м пехотном Днепровском полку, подготовка к военной карьере. Не поступив в Академию Генштаба (этому помешал скандал, связанный с буйным, особенно во хмелю, нравом юнкера, сбросившего в воду полицейского), поручик Куприн в 1894 подал в отставку.

    Стиль жизни

    Фигурой Куприн был чрезвычайно колоритной. Жадный до впечатлений, он вел страннический образ жизни, пробуя разные профессии — от грузчика до дантиста. Автобиографический жизненный материал лег в основу многих его произведений.

    О его бурной жизни ходили легенды. Обладая недюжинной физической силой и взрывным темпераментом, Куприн жадно устремлялся навстречу любому новому жизненному опыту: спускался под воду в водолазном костюме, летал на аэроплане (полет этот закончился катастрофой, едва не стоившей Куприну жизни), организовывал атлетическое общество... Во время Первой мировой войны в его гатчинском доме был устроен им и его женой частный лазарет.

    Писателя интересовали люди самых разных профессий: инженеры, шарманщики, рыбаки, карточные шулера, нищие, монахи, коммерсанты, шпики... Чтобы достоверней узнать заинтересовавшего его человека, почувствовать воздух, которым тот дышит, он готов был, не щадя себя, пуститься в самую немыслимую авантюру. К жизни он, по свидетельству современников, подходил как настоящий исследователь, добиваясь как можно более полного и подробного знания.

    Охотно занимался Куприн и журналистикой, публикуя статьи и репортажи в разных газетах, много разъезжал, живя то в Москве, то под Рязанью, то в Балаклаве, то в Гатчине.

    Писатель и революция

    Неудовлетворенность существующим социальным порядком влекла писателя к революции, так что Куприн, как и многие другие писатели, его современники, отдал дань революционным настроениям. Однако к большевистскому перевороту и к власти большевиков отнесся резко негативно. Поначалу он все-таки пытался сотрудничать с большевистской властью и даже собирался издавать крестьянскую газету «Земля», для чего встречался с Лениным.

    Но вскоре неожиданно перешел на сторону Белого движения(см. БЕЛОЕ ДВИЖЕНИЕ), а после его поражения уезжает сначала в Финляндию, а затем во Францию, где обосновывается в Париже (до 1937). Там он активно участвовал в антибольшевистской прессе, продолжал литературную деятельность (романы «Колесо времени», 1929; «Юнкера», 1928—32; «Жанета», 1932—33; статьи и рассказы). Но живя в эмиграции, писатель страшно бедствовал, страдая как от невостребованности, так и оторванности от родной почвы, а незадолго до смерти, поверив советской пропаганде, в мае 1937 возвратился вместе с женой в Россию. К этому времени он уже был серьезно болен.

    Сочувствие простому человеку

    Почти все творчество Куприна проникнуто традиционным для русской литературы пафосом сочувствия «маленькому» человеку, обреченному влачить жалкую участь в косной, убогой среде. У Куприна это сочувствие выразилось не только в изображении «дна» общества (роман о жизни проституток «Яма», 1909—15 и др.), но и в образах его интеллигентных, страдающих героев.

    Куприн был склонен именно к таким рефлектирующим, нервным до истеричности, не лишенным сентиментальности персонажам. Инженер Бобров (повесть «Молох»,1896), наделенный трепетной, отзывчивой на чужую боль душой, переживает за растрачивающих свою жизнь в непосильном заводском труде рабочих, в то время как богатые жируют на неправедно нажитые деньги. Даже персонажи из военной среды вроде Ромашова или Назанского (повесть «Поединок», 1905) обладают очень высоким болевым порогом и малым запасом душевной прочности, чтобы противостоять пошлости и цинизму окружающей их среды. Ромашова мучают тупость военной службы, разврат офицерства, забитость солдат. Пожалуй, никто из писателей не бросил такого страстного обвинения армейской среде, как Куприн.

    Правда, в изображении простых людей Куприн отличался от склонных к народопоклонству литераторов народнической ориентации (хотя и получил одобрение маститого критика-народника Н. Михайловского(см. МИХАЙЛОВСКИЙ Николай Константинович)). Его демократизм не сводился только к слезливой демонстрации их «униженности и оскорбленности». Простой человек у Куприна оказывался не только слабым, но и способным постоять за себя, обладающим завидной внутренней крепостью. Народная жизнь представала в его произведениях в своем вольном, стихийном, естественном течении, со своим кругом обычных забот — не только горестями, но также радостями и утешениями («Листригоны», 1908—11).

    Вместе с тем писатель видел не только ее светлые стороны и здоровые начала, но и выплески агрессивности, жестокости, легко направляемые темными инстинктами (знаменитое описание еврейского погрома в рассказе «Гамбринус», 1907).

    Радость бытия

    Во многих произведениях Куприна отчетливо ощутимо присутствие идеального, романтического начала: оно и в его тяге к героическим сюжетам, и в его стремлении увидеть высшие проявления человеческого духа — в любви, творчестве, доброте... Не случайно героев он часто выбирал выпадающих, выламывающихся из привычной колеи жизни, ищущих истину и взыскующих какого-то иного, более полного и живого бытия, свободы, красоты, изящества...

    Мало кто в литературе того времени, столь поэтично, подобно Куприну, писал о любви, пытался вернуть ей человечность и романтику. «Гранатовый браслет» (1911) стал для многих читателей именно таким произведением, где воспевается чистое, бескорыстное, идеальное чувство.

    Блестящий изобразитель нравов самых разных слоев общества, Куприн рельефно, с особой пристальностью описывал среду, быт (за что ему не раз доставалось от критики). В его творчестве присутствовала и натуралистическая тенденция.

    Вместе с тем писатель как никто умел изнутри почувствовать течение естественной, природной жизни — его рассказы «Барбос и Жулька» (1897), «Изумруд» (1907) вошли в золотой фонд произведений о животных. Идеал естественной жизни (повесть «Олеся», 1898) для Куприна очень важен как некая желанная норма, он часто подсвечивает им современную жизнь, находя в ней печальные уклонения от этого идеала.

    Для многих критиков именно такое естественное, органичное восприятие жизни Куприна, здоровая радость бытия были главным отличительным качеством его прозы с ее гармоничным сплавом лирики и романтики, сюжетно-композиционной соразмерности, драматизма действия и точности в описаниях.

    Литературное мастерство

    Куприн — превосходный мастер не только литературного пейзажа и всего, что связано с внешним, визуальным и обонятельным восприятием жизни (Бунин(см. БУНИН Иван Алексеевич) и Куприн состязались, кто более точно определит запах того или иного явления), но и литературного характера: портрет, психология, речь — все проработано до мельчайших нюансов. Даже животные, о которых любил писать Куприн, обнаруживают у него сложность и глубину.

    Повествование в купринских произведениях, как правило, очень зрелищно и часто обращено — ненавязчиво и без ложной умозрительности — именно к экзистенциальным проблемам. Он размышляет о любви, ненависти, воле к жизни, отчаянии, силе и слабости человека, воссоздает сложный духовный мир человека на сломе эпох.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Лермонтовская энциклопедия

    КУПР́́ИН Александр Иванович (1870—1938), рус. писатель. Воспринимал поэзию Л. как одно из самых ярких и светлых явлений рус. культуры 19 в. Об отношении К. к прозе Л. свидетельствует его письмо к Ф. Ф. Пульману от 31 авг. 1924: «Знаете ли, Вы что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза устают, то дают им отдыхать на изумруде. Таким изумрудом для меня всегда были две вещи: «Капитанская дочка» Пушкина и «Казаки» Толстого. Хорош для этого и «Герой нашего времени»» (Неизв. письмо К., «Вечерняя Москва», 1962, 14 июля).В произв. К., поэтизирующих натуры цельные, гордые, мятежные, наделенные высокими стремлениями («Олеся», 1898; «Суламифь», 1908, и др.), исследователи усматривают нек-рое родство с поэтикой Л. Черты лермонт. Максима Максимыча находят в «ротном» Василии Акинфиевиче из рассказа «Прапорщик армейский» (1897) К. О роли Л. в нравств.-эстетич. воспитании юношества говорится в автобиографической повести К. «Кадеты (На переломе)» (1900), рассказе «Черная молния» (1912), повести «Яма» (1909—14).Соч. О лит-ре. [Вступ. ст. Ф. И. Кулешова «О лит. взглядах А. И. Куприна»], Минск, 1969, с. 235, 294.Лит.: Никулин Л., Чехов, Бунин, Куприн. Лит. портреты, М., 1960, с. 287—88; Волков А., Творчество А. И. Куприна, М., 1962, с. 6.

  9. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  10. Москва (энциклопедия)

  11. Источник:



  12. Большой Энциклопедический словарь

  13. Источник: