Большая Советская энциклопедия

    Венявский (Wieniawski) Генрик [10.7.1835, Люблин, ‒ 31.3(12.4).1880, Москва], польский скрипач и композитор. Окончил Парижскую консерваторию в 1846 по классу скрипки Ж. Л. Массара, в 1850 ‒ по классу композиции И. Коллета. С 1848 гастролировал во многих европейских странах, в 1872‒74 в США (вместе с А. Г. Рубинштейном). В 1860‒72 придворный солист, в 1862‒68 профессор Петербургской, в 1875‒77 ‒ Брюссельской консерваторий. В. был одним из крупнейших представителей романтического исполнительского искусства. Виртуозный размах, ритмическая сила, полёт фантазии сочетались в его игре с задушевной напевностью. Своими произведениями В. обогатил скрипичный репертуар, особенно в развитии скрипичной жанровой пьесы и художественного этюда. Его концерты, полонезы, мазурки и др. пьесы отмечены национальной характерностью польского инструментального стиля. П. И. Чайковский видел в В. «неподражаемого в своём роде скрипача и даровитого композитора». Умер во время концертной поездки по России. Имя В. носят международные музыкальные конкурсы (скрипачей ‒ в Варшаве с 1935, возобновлены с 1952 в Познани; с 1957 ‒ также композиторов и скрипичных мастеров).

    Лит.: Ямпольский И., Генрик Венявский, М., 1955; Григорьев В., Генрик Венявский, М., 1966; Henryk Wieniawski. Kronika zycia, Krakow, 1967 (дискография, с. 285‒91).

    И. М. Ямпольский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Wieniawski, Henryk) (1835-1880), знаменитый польский скрипач. Родился 10 июля 1835 в Люблине. Ученик Массара, Венявский гастролировал со своим братом - пианистом Юзефом Венявским и с Антоном Рубинштейном. С 1860 по 1872 был придворным солистом в Петербурге, с 1874 по 1877 преподавал в Брюссельской консерватории. Умер в Москве 12 апреля 1880. Блеск техники и огненный темперамент отразились в скрипичных сочинениях Венявского, некоторые из них до сих пор входят в репертуар скрипачей-виртуозов.

    ЛИТЕРАТУРА

    Григорьев В. Г.Венявский. М., 1966

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Веня́вский Генрик

    (Wieniawski) (1835—1880), скрипач и композитор. Выступал с 1848 как солист и в ансамблях. Один из крупнейших скрипачей XIX в. Представитель романтического исполнительского искусства. Обогатил скрипичный репертуар (полонезы, мазурки и др.). Профессор консерватории в Петербурге (1862—68) и Брюсселе. Международные музыкальные конкурсы имени Венявского (скрипачей, с 1935 — в Варшаве, с 1952 возобновлён в Познани, с 1957 — скрипачей, композиторов и скрипичных мастеров, там же).

    * * *

    ВЕНЯВСКИЙ Генрик

    ВЕНЯ́ВСКИЙ (Wieniawski) Генрик (1835—1880), польский скрипач и композитор. Выступал с 1848 как солист и в ансамбле. Представитель романтического исполнительского искусства. Обогатил скрипичный репертуар (полонезы, мазурки и др.). Профессор консерватории в Санкт-Петербурге (1862—68) и Брюсселе. Международные музыкальные конкурсы им. Венявского (скрипачей, с 1935 — в Варшаве, с 1952 возобновлен в Познани, с 1957 — скрипачей, композиторов и скрипичных мастеров, там же).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальный словарь

    ( 10 VII 1835, Люблин - 12 IV 1880, Москва)

    Это - дьявольский человек, он часто предпринимает то, что невозможно, и более того - он это выполняет.

    Г. Берлиоз

    Романтизм породил несметное количество концертных сочинений, созданных знаменитыми виртуозами. Почти все они оказались забытыми, а на концертной эстраде остались лишь высокохудожественные образцы. Среди них - произведения Г. Венявского. Его концерты, мазурки, полонезы, концертные пьесы входят в репертуар каждого скрипача, они популярны на эстраде благодаря своим несомненным художественным достоинствам, яркому национальному стилю, блистательному использованию виртуозных возможностей инструмента.

    В основе творчества польского скрипача лежит народная музыка, которую он воспринимал с детства. В художественном претворении он познавал ее через творчество Ф. Шопена, С. Монюшко, К. Липиньского, с которыми столкнула его судьба. Обучение у С. Сервачиньского, затем в Париже у Ж. Л. Массара, а по композиции у И. Коллета дали Венявскому хорошую профессиональную подготовку. Уже в 11 лет он сочиняет Вариации на тему мазурки, а в 13 - в печати появляются его первые произведения - Большой фантастический каприс на оригинальную тему и Сонатное аллегро (написанное вместе с братом Юзефом - пианистом), получившие одобрение Берлиоза.

    С 1848 г. начинаются интенсивные гастроли Венявского в Европе и в России, продолжавшиеся до конца жизни. Он выступает вместе с Ф. Листом, А. Рубинштейном, А. Никишем, К. Давыдовым, Г. Эрнстом, И. Иоахимом, С. Танеевым и др., вызывая всеобщий восторг своей пламенной игрой. Венявский, бесспорно, был лучшим скрипачом своего времени. Никто не мог с ним соперничать по эмоциональному накалу и масштабу игры, красоте звука, феерической виртуозности. Именно эти качества проявлялись и в его сочинениях, определяя спектр их выразительных средств, образность, красочную инструментальность.

    Плодотворное влияние на развитие творчества Венявского оказало пребывание в России, где он был придворным солистом (1860-72), первым профессором класса скрипки Петербургской консерватории (1862-68). Здесь он сблизился с Чайковским, Антоном и Николаем Рубинштейнами, А. Есиповой, Ц. Кюи и др., здесь он создал большое количество сочинений. В 1872-74 гг. Венявский гастролирует в Америке совместно с А. Рубинштейном, затем преподает в Брюссельской консерватории. Во время гастролей по России в 1879 г. Венявский тяжело заболел. По просьбе Н. Рубинштейна его поместила в своем доме Н. фон Мекк. Несмотря на тщательное лечение, Венявский скончался, не дожив и до 45 лет. Сердце его было подорвано непосильной концертной работой. Творчество Венявского целиком связано со скрипкой, как творчество Шопена с фортепиано. Он заставил скрипку говорить новым красочным языком, раскрыл ее тембровые возможности, виртуозную, феерическую орнаментальность. Многие выразительные приемы, найденные им, легли в основу скрипичной техники XX в.

    Всего Венявским создано около 40 сочинений, часть из них осталась неопубликованной. На эстраде популярны 2 его скрипичных концерта. Первый - принадлежит к жанру "большого" виртуозно-романтического концерта, идущего от концертов Н. Паганини. Восемнадцатилетний виртуоз создал его во время пребывания у Листа в Веймаре и выразил в нем порывистость юности, экзальтированность чувств. Основной образ непреклонного романтического героя, преодолевающего все препятствия, проходит путь от драматических столкновений с миром через экзальтированную созерцательность к погружению в праздничный поток жизни.

    Второй концерт - лирико-романтическое полотно. Все части объединены одной лирической темой - темой любви, мечты о прекрасном, получающей в концерте большое симфоническое развитие от далекого, манящего идеала, противостоящего драматической смятенности чувств, до праздничного ликования, победы светлого начала.

    Во всех жанрах, к которым обращался Венявский, сказывался польский национальный художник. Естественно, что народный колорит особенно чувствуется в жанрах, выросших из польских танцев. Мазурки Венявского - яркие сценки из народной жизни. Их отличают мелодичность, упругий ритм, использование приемов игры народных скрипачей. Два полонеза Венявского - концертные виртуозные пьесы, созданные под влиянием Шопена и Липиньского(которому посвящен Первый полонез). Они рисуют картины торжественного шествия, праздничного веселья. Если в мазурках проявилось лирическое дарование польского артиста, то в полонезах - масштабность и темпераментность, свойственные его исполнительскому стилю. Прочное место в репертуаре скрипачей заняли и такие пьесы, как "Легенда", Скерцо-тарантелла, Оригинальная тема с вариациями, "Русский карнавал", Фантазия на темы оперы "Фауст" Ш. Гуно и др.

    Сочинения Венявского повлияли не только на произведения, созданные скрипачами, например Э. Изаи, который был его учеником, или Ф. Крейслера, но вообще на многие сочинения скрипичного репертуара, достаточно указать на произведения Чайковского, Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова. Польский виртуоз создал особый "образ скрипки", привлекающий концертным блеском, изяществом, романтической приподнятостью чувств, истинной народностью.

  7. Источник: Музыкальный словарь