совокупность простых гармонических волн, на которые можно разложить звуковую волну. С. з. выражает его частотный (спектральный) состав и получается в результате анализа звука. С. з. представляют обычно на координатной плоскости, где по оси абсцисс отложена частота f, а по оси ординат — амплитуда А или интенсивность гармонической составляющей звука с данной частотой. Чистые тона, звуки с периодической формой волны, а также полученные при сложении нескольких периодических волн, обладают линейчатыми спектрами (рис. 1); такие спектры, определяющие их тембр, имеют, например, музыкальные звуки. Акустические Шумы, одиночные импульсы, затухающие звуки имеют сплошной спектр (рис. 2). Комбинированные спектры характерны для шумов некоторых механизмов, где, например, вращение двигателя даёт наложенные на сплошной спектр отдельные частотные составляющие, а также для звуков клавишных музыкальных инструментов (рис. 3), имеющих (особенно в верхнем регистре) шумовую окраску, обусловленную ударами молоточков.
Рис. 1. Спектр музыкального звука.
Рис. 2. Спектр затухающего колебания.
Рис. 3. Спектр звука клавишного музыкального инструмента.
acoustical spectrum
- выражает частотный состав звука и получается врезультате звука анализа. С. з. представляют обычно на координатнойплоскости, где по оси абсцисс отложена частота f, по оси ординат- амплитуда А или интенсивность I гармонической составляющейзвука. Чистые тона, звуки с периодич. формой волны, а также звуки, полученныепри сложении неск. периодич. волн, обладают линейчатыми спектрами (рис.1). Акустич. шумы, одиночные импульсы, затухающие звуки имеют сплошнойспектр (рис. 2). Частотные компоненты спектра импульса акустического прямоуг. формы с заполнением несущей частотой f0 сосредоточены в осн. вблизи этой частоты в полосе шириной 1/Т, где Т - длительность импульса.
Рис. 1. Линейчатый спектр, полученный при сложении двух периодическихволн с основными частотами и
Рис. 2. Сплошной спектр затухающего колебания.
Лит. см. при ст. Звук.
spettro acustico