Словарь Брокгауза и Ефрона

    (от лат. quies — покой), или молиносизм — мистически-религиозное направление, вызванное в XVII в. испан. проповедником Михаилом Молиносом и долженствовавшее служить противовесом механическому богопочитанию, обрядности и культу добрых дел, в которых иезуиты и доминиканцы видели сущность благочестия и богобоязни. Молинос в своей книге "Guida spirituale" (Рим, 1675) требовал полнейшего пассивного покоя души, в котором она отдавалась бы божественному действию и как бы прекращала свое существование, с любовью умерев в Боге. Несмотря на осуждение Молиноса Римом, книга его была переведена на многие языки и вызвала массу брошюр в том же духе. Во Франции при Людовике XIV К. нашел покровительницу в лице вдовы Гюйон (см.). В сочинении Фенелона "Explication des maximes des Saints sur la vie intérieure" К. представляется добродушною мечтательностью, требующею, прежде всего, так называемой "чистой любви", которая без страха и надежды, без внимания к небу или к аду, с полным самоотрицанием направляется к Богу, потому что Он того желает. Плоть при этом должна быть умерщвлена, всякое доверие к собственным силам уничтожено. Молящийся ничего не желает и ничего не просит, но отдается Богу и удовлетворяется созерцанием его бытия. Раздражение против К. большей части духовенства объяснялось тем, что он делал излишним для спасающегося помощь духовника или проповедника; кроме того, учение квиетистов о "спасении через грехи" и т. п. служило соблазном для публики, фигурируя во многих процессах, напр. в деле Кадьер (см.). О борьбе Боссюэ против К. см. Гюйон. Ср. Нерре, "Geschichte der quietistischen Mystik" (Берл., 1876).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (франц. quiétisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой)

    религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное отношение к миру, пассивность, спокойствие души, полное подчинение божественной воле, безразличие к добру и злу, к раю и аду. Возникнув в конце 17 в. внутри католицизма, К. выражал рост оппозиционных настроений против папства и враждебное отношение к иезуитам (См. Иезуиты). Идеи К. были развиты испанским священником М. Молиносом (1628—96), издавшим в Риме в 1675 книгу «Духовный руководитель». Согласно учению квиетистов, душа, примирившаяся со всеми страданиями и отрешившаяся от мира, полностью погружается в божественную любовь.

    Католическая церковь и особенно иезуиты резко выступили против К. В 1685 Молинос был заключён в тюрьму, а 68 положений К. были осуждены как ересь. Идеи Молиноса были развиты его последовательницей во Франции Ж. М. Гюйон (1648—1717), в защиту которой выступил епископ Ф. Фенелон. Однако особая церковная комиссия, возглавляемая Ж. Боссюэ, осудила К. как безнравственное еретическое учение и добилась заключения Гюйон в Бастилию. Элементы К. обнаруживаются и в лютеранском Пиетизме 18 в.

    Термин «К.» приобрел и более общий смысл, став синонимом пассивности, непротивления, воздержания от какой-либо деятельности. В этом смысле в К. часто видят характерную особенность многих восточных религий. В. И. Ленин, находя элементы К. в толстовстве подверг резкой критике всякие попытки их идеализации (см. Полное собрание сочинений, 5 изд., т. 20, с. 104).

    Б. Я. Рамм.

    Лит.: Scharling С. Е., Michael de Molinos. Ein Bild aus der Kirchengeschichte des siebzehnten Jahrhunderts, Gotha, 1855; Heppe H., Geschichte der quietistischen Mystik in der katholischen Kirche, B., 1875.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Словарь форм слова

    1. квиети́зм;
    2. квиети́змы;
    3. квиети́зма;
    4. квиети́змов;
    5. квиети́зму;
    6. квиети́змам;
    7. квиети́зм;
    8. квиети́змы;
    9. квиети́змом;
    10. квиети́змами;
    11. квиети́зме;
    12. квиети́змах.
  5. Источник: Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку»



  6. Малый академический словарь

    , м.

    1.

    Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.

    2. книжн.

    Безучастное, созерцательное отношение к действительности.

    В глубине же души их [Обломовых] коренится одна мечта, один идеал — возможно невозмутимый покой, квиетизм, обломовщина. Добролюбов, Что такое обломовщина?

    [От лат. quietus — спокойный]

  7. Источник: Малый академический словарь. — М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П.. 1957—1984.



  8. Толковый словарь Ушакова

    КВИЕТИ́ЗМ, квиетизма, мн. нет, муж. (от лат. quietus - спокойный) (книжн.).

    1. Мистически-созерцательное отношение к жизни. Проповедь квиетизма, спячки, ленивого прекраснодушия.

    2. Соответствующая религиозно-философская доктрина в 17 в. (ист.).

  9. Источник: Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.



  10. Толковый словарь Ефремовой

    I

    м.

    Религиозно-этическое учение в католицизме XVII в., проповедовавшее идеал смиренного подчинения божественной воле, полное безразличие к собственному "спасению".

    II

    м.

    Безучастное, пассивное отношение к жизни; непротивление злу.

  11. Источник: Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.



  12. Большой энциклопедический словарь

    КВИЕТИЗМ (от лат. quietus - спокойный - безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.

  13. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  14. Современная энциклопедия

    КВИЕТИЗМ (от латинского quietus - спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному "спасению". Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле - созерцательность, бездейственность.

  15. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  16. Большой англо-русский и русско-английский словарь

    муж.;
    филос. quietism

  17. Источник: Большой англо-русский и русско-английский словарь



  18. Энциклопедия Кольера

    общее название сходных религиозных течений, распространившихся в 17 в. в Испании, Франции и Италии. Обычно с квиетизмом ассоциируют имена Мигеля де Молиноса, мадам Гюйон (Жанны Марии Бувье де Ла Мотт-Гюйон) и Фенелона (Франсуа де Салиньяка де Ла Мотт), архиепископа Камбре. Квиетисты рассматривали церковь как основное, но недостаточное средство для единения души с Богом и выдвинули учение о присущем человеческой душе непосредственном знании Бога. Уверенность в истинности каждого такого непосредственного переживания Бога обеспечивается, согласно учению квиетистов, состоянием "пассивности", т.е. умерщвления всех желаний. Фенелон говорил, что человек, достигший состояния пассивности, "подобен пушинке, подчиняющейся дуновению всех ветров благодати". Идеалом является состояние "святого безразличия", в котором пребывает человек, утративший даже желание достигнуть личного спасения и блаженства. В 1675 М. де Молинос (1640-1692), испанский священник, написал трактат Духовный руководитель (Guida spirituale), в котором отстаивал идею непосредственного единения души с Богом, отодвигая тем самым на второй план христианские таинства и церковные богослужения. Его книга была осуждена, а сам он был схвачен инквизицией и умер в заточении. Тех же взглядов держалась и мадам Гюйон (1648-1717), возглавившая квиетистское движение во Франции. Эти убеждения навлекли на нее подозрения со стороны французских клерикальных кругов; в ее защиту выступил архиепископ Камбре, однако некоторое время ей пришлось провести в Бастилии. Максимы святых Ф. Фенелона, где он развивал некоторые идеи мадам Гюйон, вызвали крайне резкую критику со стороны Боссюэ, прославленного епископа Мо, и Фенелон обратился к папе с просьбой разрешить их спор. Иннокентий XII в 1699 осудил Максимы, и это фактически положило конец движению квиетистов, хотя многие их идеи, касающиеся как вероучения, так и практики христианской жизни, не умерли и по сей день.

    См. также ФЕНЕЛОН Франсуа.

    ЛИТЕРАТУРА

    Христианство. Энциклопедический словарь, тт. 1-3. М., 1993-1995

  19. Источник: Энциклопедия Кольера



  20. Философская энциклопедия

    КВИЕТИЗМ

    (фр. quietisme, от лат. quietus — спокойный, безмятежный, quies — покой) — мистико-созерцательное направление в католической духовности, отрицающее человеческую активность и ответственность. Обычно его возводят к учению исп. каноника М. Молиноса и его последователей — Ж.М. Гюйон, архиепископа Фенелона.

    Фундаментальный принцип К. — осуждение всех человеческих усилий. Человек, стремясь к совершенству, должен пребывать в полной пассивности, упразднить волю и довериться Богу до такой степени, чтобы его не заботили больше ни небо, ни ад, ни даже собственное спасение. Молинос в работе «Духовный руководитель» (1675) различает два пути религиозной жизни — внешний (размышление) и внутренний (созерцание). Отдавая предпочтение второму, он показывает, что это состояние достигается в особой форме безмолвной молитвы, когда душа сознательно отказывается не только от дискурсивных размышлений, но и от любых определенных действий, вплоть до надежды на добродетель или любовь Христа. Остается простой покой Божественного присутствия в чистой вере.

    К. в изложении Молиноса не был принят католической церковью. В 1687 в папской булле Иннокентия XI «Coelestis Pastor» 68 положений из книги Молиноса были осуждены. Квиетистские идеи Ж.М. Гюйон и архиепископа Фенелона были популярны в России в эпоху Александра 1.

  21. Источник: Философская энциклопедия



  22. Новейший философский словарь

    КВИЕТИЗМ (лат. quietus - спокойный) - неортодоксальное течение в католицизме, центрирующееся вокруг презумпции душевного покоя - quies (культурно-типологический аналог в рамках православия - более ранний исихазм). Оформляется в 17 в.; основоположник - испанский теолог Мигель де Молинос (ок. 1628-1696), выступивший с проповедью мистического учения, согласно которому единение с Богом возможно как апофеоз безмятежности, проявляющейся в отрешенности души, прошедшей через «акт самоотречения» от всех сует, включая и озабоченность собственным спасением (ср. с требованием «незаинтересованности любви» к Богу, акцентированным в суфизме). Добродетель и конфессиональная вера объявляются «внешними», а потому не имеющими отношения к святости, понимаемой в качестве достигнутого состояния покоя, основой которого является безграничное доверие к Мессии и полное делегирование Христу ответственности за свою судьбу. Развивая традиционные для мистики идеи (постижение Абсолюта на путях любви и непосредственное единение с ним в акте откровения), К. отличается предельной логической последовательностью, доводя характерную для классической мистики презумпцию отрешенности души до нормативного полного безразличия - вплоть до индифиффирентно-го отношения к добру и злу. Согласно концепции К., человек, достигший совершенства «на вершине самоотречения» не подлежит оценке в контексте этических дихотомий (типа дихотомии добродетели и греха), ибо все его поступки и мысли принадлежат и восходят к Богу, в пользу которого он отрекся от своей воли. К. был осужден ортодоксальным католицизмом (особенно иезуитами): Молинос был вынужден отречься от своих взглядов и заточен (1685), а его идеи по 68 пунктам осуждены специальной папской буллой Иннокентия XI «Coelestis Pastor» (1687) как ересь. Однако, книга Молиноса «Духовный путеводитель» (1675) до начала 18 в. была переиздана более 20 раз на различных языках. К. нашел своих пламенных последователей как в Западной Европе (Франсуа де Салиньяк де ла Мот Фенелон (1651-1715), архиепископ Камбрейский, впавший в опалу за квиетистские взгляды; Ж.М. Гюйон (1648-1717), заключенная в Бастилию за проповедь К. и, в частности, за вывод о равенстве добра и зла как различных проявлений Божественной воли, П.М. Пет-руччи, Ф. Лакомб и др., включая представителей официальных церковных кругов: А.Х. Франк, Д. Арнольд), так и России (распространение в начале 19 в. обер-прокурором Синода князем Голицыным русских переводов классических текстов К., имевших хождение вплоть до официального изъятия в сер. 1840-х). В контексте динамизма культуры Запада (17 в. - заря Нового времени). К. выступил аксиологической альтернативой основополагающим ценностям активизма (ср. общекатолическую концепцию «добрых дел»); задав поведенческую и смысложизненную парадигму покоя, что является максимальным выражением общей тенденции западной мистики к созерцательной сосредоточенности (ср. с культивируемой в восточной мистике, развивающейся в контексте традиционно-консервативной стабильной культуры, нормативно экстатической практики как альтернативы типовым поведенческим парадигмам: пляски дервишей в исламе, предельный ритм раннесуфийских танцев и др.). Выражая искомую для европейской традиции ценность покоя (аксиологический горизонт культуры в контексте приоритетов активизма), К., будучи официально осужден католицизмом, вновь заявил о себе в рамках протестантизма, оказав значительное влияние на лютеранский пиетизм 18 в., и в рамках философской традиции, оказав воздействие на аксиологический строй ряда концепций, начиная с Шопенгауэра.

  23. Источник: Новейший философский словарь



  24. Энциклопедический словарь

    КВИЕТИ́ЗМ -а; м. [от лат. quietus - спокойный]

    1. Религиозно-этическое учение, проповедующее мистически-созерцательное, безучастное, пассивное отношение к жизни.

    2. Книжн. Безучастное, созерцательное отношение к действительности.

    Квиети́ческий (см.).

    * * *

    квиети́зм

    (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в XVII в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность.

    * * *

    КВИЕТИЗМ

    КВИЕТИ́ЗМ (от лат. quietus — спокойный, безмятежный), религиозное учение, доводящее идеал пассивного подчинения воле Бога до требования быть безразличным к собственному «спасению». Возникло в 17 в. внутри католицизма, было осуждено церковными инстанциями. В переносном смысле — созерцательность, бездейственность.

  25. Источник: Энциклопедический словарь



  26. Большой Энциклопедический словарь

  27. Источник: