Большая Советская энциклопедия

    Пырьев Иван Александрович [4(17).11.1901, с. Камень-на-Оби, ныне Алтайского края, 7.2. 1968, Москва], советский кинорежиссёр, народный артист СССР (1948). Член КПСС с 1956. В 1918 служил в Красной Армии. В 1923 окончил актёрское отделение Гэктсмаса, учился там же на режиссёрском отделении, был актёром 1-го Рабочего театра Пролеткульта. С 1925 в кино. Его первые постановки «Посторонняя женщина» (1929), «Государственный чиновник» (1931) были сатирическими комедиями, высмеивающими бюрократизм и мещанство. В 1933 поставил антифашистский фильм «Конвейер смерти», в 1936 картину «Партийный билет». Значительный период творческой жизни режиссёра связан с созданием фильмов, утверждавших жанр музыкальной кинокомедии. Картины: «Богатая невеста» (1938), «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «В шесть часов вечера после войны» (1944), «Сказание о земле Сибирской» (1948), «Кубанские казаки» (1950) проникнуты жизнеутверждающим пафосом и лиризмом, ярким темпераментом. Они красочны, музыкальны, близки русскому фольклору, рассказывают о жизни и труде советских колхозников, воинов. В 1942 П. поставил один из первых фильмов о партизанском движении в годы Великой Отечественной войны 194145 «Секретарь райкома». В 195060-е гг. П. создал документальный фильм «Мы за мир» (1952), фильмы, посвященные современной действительности, «Испытание верности» (1954), «Наш общий друг» (1962), «Свет далёкой звезды» (1965). Новые, неожиданные грани таланта режиссёра, склонность к раскрытию социальных конфликтов, к углублённому драматизму раскрылись в его работах над экранизацией произведений Ф. М. Достоевского. П. поставил (был также сценаристом) фильмы: «Идиот» («Настасья Филипповна», 1958), «Белые ночи» (1960), «Братья Карамазовы» (1969, в 3 частях), фильмы П. получали премии международных кинофестивалей. На 6-м Международном кинофестивале в Москве (1969) П. был посмертно присужден специальный приз жюри «За выдающиеся заслуги в развитии киноискусства». В 195765 П. был председателем оргкомитета Союза работников кинематографии СССР, ряд лет возглавлял киностудию «Мосфильм», затем руководил там творческим объединением «Луч». Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951). Награжден 3 орденами Ленина, 4 др. орденами, а также медалями.

    Лит.: Михайлов А., Народный артист СССР Иван Пырьев, [М.], 1952; Юренев Р., Советская кинокомедия, М., 1964; Погожева Л., Он жил страстями, «Искусство кино», 1968, № 3.

    О. В. Якубович.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ПЫРЬЕВ Иван Александрович (1901-68) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: "Партийный билет" (1936), Идиот" (1958), "Братья Карамазовы" (1969); музыкальные комедии "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941), "Кубанские казаки" (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Пы́рьев Иван Александрович

    (1901—1968), кинорежиссёр, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Партийный билет» (1936), «Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

    * * *

    ПЫРЬЕВ Иван Александрович

    ПЫ́РЬЕВ Иван Александрович (1901—68), российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: «Партийный билет» (1936), Идиот» (1958), «Братья Карамазовы» (1969); музыкальные комедии «Трактористы» (1939), «Свинарка и пастух» (1941), «Кубанские казаки» (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

    * * *

    ПЫ́РЬЕВ Иван Александрович [4 (17) ноября 1901, село Камень Алтайского края — 7 февраля 1968, Москва], российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948).

    В 1916—20 служил в действующей армии. В 1923 окончил актерское и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра им. Мейерхольда. С 1925 — сценарист, ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 и до конца жизни работал на «Мосфильме».

    Как режиссер-постановщик Пырьев начинал с сатирических комедий, однако резкая критика одной из них — «Государственный чиновник» (1930) — навсегда оттолкнула его от этого жанра. О его фильме «Конвейер смерти» (1933) — драме из жизни германских рабочих, венгерский теоретик кино Б. Балаж писал: «Скучным нельзя назвать ни один кадр».

    В начале 1930-х гг. Пырьев напряженно ищет свою тему, мечтает экранизировать «Мертвые души» Н. В. Гоголя, но обстоятельства вынуждают его выбрать путь политически лояльного режиссера. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достигает подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.

    «Богатая невеста» (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Режиссер ставит музыкальные комедии «Трактористы» (1938), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.

    В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы. «Сказание о земле Сибирской» (1948, Государственная премия СССР, премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне) представляет любопытное смешение жанров — мюзикла, мелодрамы и оратории. «Кубанские казаки» (1950, премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Государственная премия СССР, 1951) стали вершинным достижением режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О. Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране — все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. В 1954 снял фильм «Испытание верности» в ключе сентиментальной семейной драмы.

    В 1950—60-х гг. И. Пырьев руководил «Мосфильмом», затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссеров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев — обращается к творчеству Достоевского, экранизирует его романы «Идиот» (1958), прочитанный режиссером увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, «Белые ночи» (1960), наименее удачная работа режиссера, «Братья Карамазовы» (1968, трехсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Третья серия фильма была закончена К. Ю. Лавровым(см. ЛАВРОВ Кирилл Юрьевич) и М. А. Ульяновым(см. УЛЬЯНОВ Михаил Александрович). Наибольшее отражение в фильме нашла сюжетно-драматическая сторона романа, но Пырьеву по-своему, интересно и противоречиво удалось передать сложный психологический мир героев Достоевского.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    ПЫРЬЕВ Иван Александрович (17.11.1901, село Камень-на-Оби, Алтай — 07.02.1968, Москва), режиссер, сценарист, народный артист СССР (1948). Лауреат Сталинских премий (1941 — за фильм «Трактористы», 1942 — «Свинарка и пастух», 1943 — «Секретарь райкома», 1946 — «В шесть часов вечера после войны», 1948 — «Сказание о земле Сибирской», 1951 — «Кубанские казаки»).

    В 1916—20 служил в действующей армии. В 1923 окончил актерское и режиссерское отделение Государственной экспериментальной театральной мастерской. Был актером 1-го Рабочего театра Пролеткульта и театра им. Мейерхольда. С 1925 — сценарист, ассистент режиссера, затем режиссер ряда киностудий. С 1939 и до конца жизни работал на «Мосфильме».

    Как режиссер-постановщик Пырьев начинал с сатирических комедий, однако резкая критика одной из них — «Государственный чиновник» (1930) — навсегда оттолкнула его от этого жанра. О его фильме «Конвейер смерти» (1933) — драме из жизни германских рабочих, венгерский теоретик кино Б. Балаж писал: «Скучным нельзя назвать ни один кадр».

    В начале 1930-х гг. Пырьев напряженно ищет свою тему, мечтает экранизировать «Мертвые души» Н. В. Гоголя, но обстоятельства вынуждают его выбрать путь политически лояльного режиссера. Тем не менее, даже в политически ангажированном «Партийном билете» (1936) — фильме о враге советской власти, прикинувшемся партийным активистом, он достигает подлинного драматизма и детективной напряженности интриги.

    «Богатая невеста» (1937) — лирическая музыкальная комедия о колхозной жизни, встреченная зрителями с большим энтузиазмом, определила для Пырьева выбор жанра и темы на годы вперед. Режиссер ставит музыкальные комедии «Трактористы» (1938), «Свинарка и пастух» (1941) о битвах за урожай, о веселых и неутомимых передовиках. Эти феерии, не имевшие ничего общего с реальной жизнью, тем не менее, полюбились рядовому зрителю.

    В годы войны Пырьев снял фильм «Секретарь райкома» (1942), в котором остался верным жанровому кино, показав партизанскую войну в духе приключения с элементами детектива. Затем режиссер снял музыкальную мелодраму «В шесть часов вечера после войны» (1944, Государственная премия СССР, 1946), полную предчувствия грядущей Победы. «Сказание о земле Сибирской» (1948, Государственная премия СССР, премия международного кинофестиваля в Марианске-Лазне) представляет любопытное смешение жанров — мюзикла, мелодрамы и оратории. «Кубанские казаки» (1950, премия международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1950, Государственная премия СССР, 1951) стали вершинным достижением режиссера на поприще музыкальной кинокомедии. Лирически-водевильный сюжет, замечательные песни И. О. Дунаевского, которые сразу запела вся страна, счастливая колхозная жизнь хотя бы на экране — все это снискало картине всенародную любовь зрителей, уставших от ужасов пережитой войны и послевоенного лихолетья. В 1954 снял фильм «Испытание верности» в ключе сентиментальной семейной драмы.

    В 1950—60-х гг. Пырьев руководил «Мосфильмом», затем его II объединением, где поддерживал многих молодых режиссеров, позднее ставших знаменитыми. В эти же годы Пырьев — обращается к творчеству Достоевского, экранизирует его романы «Идиот» (1958), прочитанный режиссером увлеченно и страстно, хотя и несколько односторонне, «Белые ночи» (1960), наименее удачная работа режиссера, «Братья Карамазовы» (1968, трехсерийный, специальный приз международного кинофестиваля в Москве, 1969), одна из любопытнейших попыток экранного осмысления Достоевского. Третья серия фильма была закончена К. Ю. Лавровым и М. А. Ульяновым. Наибольшее отражение в фильме нашла сюжетно-драматическая сторона романа, но Пырьеву по-своему, интересно и противоречиво удалось передать сложный психологический мир героев Достоевского.

    1926 РАСПЛАТА («За что?») пом.режиссера

    1928 ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ («Сноповязалка») (см. ТРЕТЬЯ МОЛОДОСТЬ (1928)) автор сценария

    1929 ПОСТОРОННЯЯ ЖЕНЩИНА («Сплетня», «Баба», «Ревность») режиссер

    1930 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЧИНОВНИК («Госчиновник») режиссер

    1933 КОНВЕЙЕР СМЕРТИ («Товар площадей») режиссер, автор сценария

    1936 ПАРТИЙНЫЙ БИЛЕТ режиссер

    1937 БОГАТАЯ НЕВЕСТА режиссер

    1939 ТРАКТОРИСТЫ режиссер

    1940 ЛЮБИМАЯ ДЕВУШКА режиссер

    1941 СВИНАРКА И ПАСТУХ режиссер

    1942 СЕКРЕТАРЬ РАЙКОМА режиссер

    1944 В ШЕСТЬ ЧАСОВ ВЕЧЕРА ПОСЛЕ ВОЙНЫ режиссер

    1947 СКАЗАНИЕ О ЗЕМЛЕ СИБИРСКОЙ режиссер

    1949 КУБАНСКИЕ КАЗАКИ режиссер

    1954 ИСПЫТАНИЕ ВЕРНОСТИ автор сценария, режиссер

    1958 ИДИОТ («Настасья Филипповна») (см. ИДИОТ (1958)) режиссер, автор сценария

    1959 БЕЛЫЕ НОЧИ (см. БЕЛЫЕ НОЧИ (1959)) автор сценария, режиссер

    1961 НАШ ОБЩИЙ ДРУГ автор сценария, режиссер

    1961 СОВЕРШЕННО СЕРЬЕЗНО (киноальманах N1) худ.рук.

    1964 СВЕТ ДАЛЕКОЙ ЗВЕЗДЫ автор сценария, режиссер

    1968 БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ режиссер, автор сценария

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Москва (энциклопедия)

  9. Источник:



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ПЫРЬЕВ Иван Александрович
    ПЫРЬЕВ Иван Александрович (1901-68) - российский кинорежиссер, народный артист СССР (1948). Фильмы: "Партийный билет" (1936), Идиот" (1958), "Братья Карамазовы" (1969); музыкальные комедии "Трактористы" (1939), "Свинарка и пастух" (1941), "Кубанские казаки" (1950) и др. Государственная премия СССР (1941, 1942, 1943, 1946, 1948, 1951).

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: