Словарь Брокгауза и Ефрона

    знаменитый русский поэт, предшественник Пушкина, родился 18 мая 1787 г. в Вологде. Происходил из древнего дворянского рода, который с давних пор владел селом Даниловским, где К. Н. провел годы своего детства. Семи лет от роду он потерял мать, которая страдала душевной болезнью, по наследству перешедшей к К. Н. и его старшей сестре Александре. В 1797 г. его отдали в Петербургский пансион Жакино, откуда в 1801 г. он перешел в пансион Триполи. На шестнадцатом году жизни Б. оставил пансион и занялся усердно чтением всякого рода русских и французских книг. В это же время он близко сошелся со своим дядей, известным Михаилом Никитичем Муравьевым. Под его влиянием К. Н. занялся изучением литературы древнего классического мира и стал поклонником Тибулла и Горация, которым он подражал в первых своих произведениях. Кроме того, под влиянием Муравьева Б. выработал в себе тонкий литературный вкус и эстетическое чутье. Познакомился также Б. с представителями тогдашнего литературного мира в Петербурге. Особенно близко сошелся он с Г. Р. Державиным, Н. А. Львовым, В. В. Капнистом, А. Н. Олениным, графом А. С. Строгоновым, И. М. Муравьевым-Апостолом, П. А. Ниловой и А. П. Квашниной-Самариной. Поступив в департамент министерства народного просвещения, Б. сблизился с некоторыми из своих сослуживцев, которые примыкали к карамзинскому направлению и основали "Вольное общество любителей словестности". Тогда же он особенно близко подружился с И. П. Пнином и Н. И. Гнедичем.

    В 1807 г. Б. вступил в милицию и принял участие в прусском походе. В битве под Гейльсбергом он был ранен и должен был отправиться лечиться в Ригу. Во время этого похода Б. особенно тесно подружился с офицером Петиным, впоследствии убитым под Лейпцигом, а в Риге влюбился в девицу Мюгель — дочь хозяина того дома, где его поместили для лечения. Но ничем серьезным этот роман не окончился. В следующем 1808 году Батюшков принял участие в войне со Швецией, по окончании которой вышел в отставку и поехал к родным (1809 г.), но не к отцу, а в село Хантоново Новгородской губернии, где жили и хозяйничали его старшие сестры. Это было вызвано тем, что еще в 1807 году Николай Львович вступил во второй брак, а так как его взрослые дочери не хотели жить вместе с мачехой, то переселились в деревню, которая им досталась по наследству от матери.

    В деревне К. Н. скоро начал скучать и рвался в город: впечатлительность его сделалась почти болезненной, все больше и больше овладевала им хандра и предчувствие будущего сумасшествия.

    В самом конце 1809 года Б. приехал в Москву и скоро благодаря своему таланту светлому уму и доброму сердцу сыскал себе добрых друзей в лучших сферах тогдашнего московского общества. Из тамошних литераторов наиболее сблизился он с В. Л. Пушкиным, В. А. Жуковским, кн. П. А. Вяземским и Н. М. Карамзиным. Эти новые друзья настолько привязали Б. к Москве, что, несмотря на увещевания петербургских друзей и недостаток средств, он не хотел оставить "столицы русского дворянства", как ее называл Карамзин, и ехал в Петербург, чтобы там выхлопотать себе государственную должность, которая дала бы ему материальное обеспечение. Годы 1810 и 1811 прошли для Б. отчасти в Москве, где он приятно проводил время, отчасти в Хантонове, где он хандрил. Наконец, получив отставку от военной службы, он в начале 1812 г. отправился в Петербург и при помощи Оленина поступил на службу в Публичную Библиотеку; жизнь его устроилась довольно хорошо, хотя его постоянно тревожила мысль о судьбе его семейства и его самого: скорого повышения по службе нельзя было ожидать, а хозяйственные дела шли все хуже и хуже. Не забывая своих московских друзей, Б. сделал новые знакомства в Петербурге и сблизился с И. И. Дмитриевым, А. И. Тургеневым, Д. Н. Блудовым и Д. В. Дашковым.

    Между тем армия Наполеона вступила в пределы России и стала приближаться к Москве. Б. отправился туда, чтобы проводить вдову Муравьеву в Нижний Новгород. Затем он снова поступил на военную службу и в качестве адьютанта генерала Раевского вместе с русской армией совершил поход 1813—14 г., окончившийся взятием Парижа. Пребывание за границей имело большое влияние на Б., который там впервые познакомился с немецкой литературой и полюбил ее. Париж и его памятники, библиотеки и музеи тоже не прошли бесследно для впечатлительной натуры Б.; но скоро он почувствовал сильную тоску по родине и, посетив Лондон, возвратился в Петербург. Но тут, помимо служебных неприятностей, его ждала серьезная неудача; он влюбился в жившую у Олениных молодую девушку Анну Федоровну Фурман, которая, однако, не ответила Б. таким же чувством. Со страшным отчаянием в душе он уехал на службу в Каменец-Подольск, где стоял его полк. Через год он окончательно бросил военную службу, поехал в Москву, затем в Петербург, где он сделался членом Арзамаса (см.) и вошел в близкие сношения со всем этим кружком и в особенности с Пушкиным, который называл его своим учителем. В 1818 г. Б. достиг давно желаемой цели: он был определен на службу в неаполитанскую русскую миссию. Поездка в Италию была всегда любимой мечтой Б., но, отправившись туда, он почти сейчас же почувствовал невыносимую скуку, хандру и тоску. К 1821 г. ипохондрия приняла такие размеры, что он должен был оставить службу и Италию. В 1822 расстройство умственных способностей выразилось вполне определенно, и с тех пор Б. в продолжение 34 лет мучился, не приходя почти никогда в сознание, и наконец скончался 7 июля 1855 г. в Вологде; похоронен в Спасо-Прилуцком монастыре, в 5 вер. от Вологды. Еще в 1815 г. Б. писал Жуковскому о себе следующие слова: "С рождения я имел на душе черное пятно, которое росло, росло с летами и чуть было не зачернило всю душу"; не предвидел бедный поэт, что пятно не перестанет расти и так скоро совсем помрачит его душу.

    Литературное наследство Б. распределяется на три части: стихотворения, прозаические статьи и письма. Первые опыты К. Н. относятся к 1802 г., когда он написал стих. "Мечта". Стихотворения первого периода лит. деятельности Б. проникнуты эпикуреизмом и носят на себе довольно ясный отпечаток беззаботной и свободной жизни, которую тогда вел Б. в Петербурге: к таким стихам принадлежат: "Послание к стихам моим", "Послание к Хлое", и "Послание к Н. И. Гнедичу", где автор описывает другу, как он проводит время, "Совет друзьям", развивающий мысль о мирном наслаждении жизнью среди веселий и забав, мешая мудрость с шутками и др. К 1808 г. относится первое близкое знакомство Б. с Торкватом Тассом, "Освобожденный Иерусалим" которого Б. начал тогда переводить. К 1809 г. относятся первые опыты Б. в прозе, а именно: "Отрывок из писем русского офицера", "Финляндия" и "Похвальное слово сну". 1809 и 1810 г. Б. написал ряд стихотв., в которых он подражал Парни, Тибуллу, Петрарке и Касти. Тогда же написано им "Видение на берегах Леты", где осмеиваются представители старой литературной школы; эта сатира наделала много шума в Петербурге. В 1811 г. написано жизнерадостное стихотворение "Мои пенаты", посвященное Жуковскому и кн. Вяземскому. В 1813 г. является "Певец в беседе Славянороссов", эпико-лиро-комико-эпородическй гимн — шутливое подражание "Певцу в стане русских воинов" Жуковского. Патриотическое чувство Б. выразилось в стихотворении "Переход русских через Рейн". Упадок духа и глубокая скорбь отвергнутой любви высказываются в "Воспоминаниях" (1815 г.); около этого времени произошел в Б. поворот в сторону пессимизма и шатобриановского разочарования жизнью, от которого К. Н. искал убежища в религиозном чувстве. К 1815 г., кроме "Воспоминаний", относятся еще следующие стихотворения, в которых обнаруживается тогдашнее душевное настроение Б.: "Послание И. Л. Муравьеву-Апостолу", "Странствователь и домосед", "Разлука", "Пробуждение", "Мой гений", "Последняя весна", "Надежда" и "К Другу".

    Важнейшею эпохою поэтического творчества Б. были годы 1816 и 1817, когда тридцатилетний поэт достиг высшей степени совершенства в отделке стиха, ближе познакомился с немецкой, французской, итальянской и древнеклассической литературами, когда болезнь еще не помрачила его мысли, придавая ей только элегический оттенок. Прекраснейшим выражением тогдашнего течения творчества Б. был "Умирающий Тасс". К числу лучших стихотворений Б. принадлежит также "Тень друга", посвящение памяти Петина, и переделка из Матисена "На развалинах замка в Швеции". Черты северной поэзии Б. воспроизвел в "Песне Гаральда Смелого". Главная заслуга Б. заключается в том, что вместе с Жуковским он придал русскому стиху гармоническую красоту, легкость и выразительность. Они оба, т. е. Б. и Жуковский, своими сочинениями проложили дорогу Пушкину, Лермонтову и всем следующим за ними русским поэтам; это сознавал и сам Пушкин, который называл Б. своим учителем. Из прозаических сочинений Б. наиболее замечательны: "Речь о влиянии легкой поэзии на язык" и "Нечто о морали, основанной на религии". В первый раз собрание сочинений Б. появилось в свете в 1817 г. п. з.: "Опыт в стихах и прозе". 2-е и 3-е изд. относятся к 1834 и 1850 гг. Полное же издание всех его сочинений вышло в Петербурге в 3 томах в 1887 г. Издатель П. Н. Батюшков присоединил к этим сочинениям обширную статью "О жизни и сочинениях К. Н. Батюшкова", написанную Л. Н. Майковым и, кроме того, обширные примечания, составленные Л.Н. Майковым и В. И. Саитовым. Том I занимают вступление и стихотворения, II — прозаические статьи, III — письма.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Батюшков Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда, ‒ 7(19).7.1855, там же], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Был на военной службе, позднее на дипломатической (в Италии). В 1822 заболел душевной болезнью. Начал писать стихи с 1802. Развитию мировоззрения Б. способствовали идеи французских просветителей 18 в. В стихотворной сатире «Видение на берегах Леты» (1809) выступил против «Беседы любителей русского слова» ‒ оплота литературного «староверия». Участвовал в прогрессивном литературном кружке «Арзамас».

    Б. стал главой так называемой «лёгкой поэзии» (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочеталось в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя. Программным произведением явилось послание «Мои Пенаты» (1811‒12, опубликовано в 1814). Патриотическим чувством проникнуто написанное во время Отечественной войны 1812 послание «К Дашкову». Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Б. переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Его поэзия окрашивается во всё более печальные тона, завершаясь мрачным «Изречением Мельхиседека» (1821). К числу лучших стихотворений Б. принадлежат «Мой гений» (1815), «Таврида» (1817), «Умирающий Тасс» (1817), переводы из греческой антологии (1817‒18), «Подражания древним». А. С. Пушкин восхищался музыкальностью его стиха («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»), В. Г. Белинский ‒ его «пластикой», «скульптурностью». Б. писал и в прозе (очерки, статьи о литературе и искусстве).

    Соч.: Соч., т. 1‒3, СПБ, 1885‒87; Соч., вступ. ст., ред. и коммент. Д. Д. Благого, М.‒Л., 1934; Стихотворения, вступ. ст. Б. В. Томашевского, [Л.], 1948; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. и прим. Н. В. Фридмана, М.‒Л., 1964.

    Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина (ст. 2 и 3), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Майков Л. Н., Батюшков, его жизнь и сочинения, 2 изд., СПБ, 1896: Фридман Н. В., Проза Батюшкова, М., 1965.

    Д. Д. Благой.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    БАТЮШКОВ Константин Николаевич (1787-1855) - русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике ("Веселый час", "Мои пенаты", "Вакханка"). Позже пережил духовный кризис ("Надежда", "К другу"); в жанре элегии - мотивы неразделенной любви ("Разлука", "Мой гений"), высокий трагизм ("Умирающий Тасс", "Изречение Мельхиседека").

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедия Кольера

    К. Н. Батюшков.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Ба́тюшков Константин Николаевич

    (1787—1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике («Весёлый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Пережил духовный кризис («Надежда», «К другу»); в жанре элегии — мотивы неразделённой любви («Разлука», «Мой гений»), высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»).

    * * *

    БАТЮШКОВ Константин Николаевич

    БА́ТЮШКОВ Константин Николаевич (1787—1855), русский поэт. Глава анакреонтического направления в русской лирике («Веселый час», «Мои пенаты», «Вакханка»). Позже пережил духовный кризис («Надежда», «К другу»); в жанре элегии — мотивы неразделенной любви («Разлука», «Мой гений»), высокий трагизм («Умирающий Тасс», «Изречение Мельхиседека»).

    * * *

    БА́ТЮШКОВ Константин Николаевич [18 (29) мая 1787, Вологда — 7 (19) июля 1855, там же], русский поэт.

    Детство и юность. Начало службы

    Родился в старинной, но обедневшей дворянской семье. Детство Батюшкова было омрачено смертью матери (1795) от наследственной душевной болезни. В 1797—1802 он обучался в частных пансионах в Петербурге. С конца 1802 Батюшков служил в Министерстве народного просвещения под началом М. Н. Муравьева, поэта и мыслителя, оказавшего на него глубокое влияние. При объявлении войны с Наполеоном Батюшков вступает в ополчение (1807) и принимает участие в походе на Пруссию (тяжело ранен под Гейльсбергом). В 1808 участвует в шведской кампании. В 1809 выходит в отставку и поселяется в своем имении Хантоново Новгородской губернии.

    Начало литературной деятельности

    Литературная деятельность Батюшкова начинается в 1805—1806 публикацией ряда стихов в журналах Вольного общества любителей словесности, наук и художеств. Одновременно он сближается с литераторами и художниками, группировавшимися вокруг А. Н. Оленина (Н. И. Гнедич, И. А. Крылов, О. А. Кипренский и др.). Оленинский кружок, ставивший своей задачей воскрешение античного идеала красоты на базе новейшей чувствительности, противопоставлял себя как славянизирующей архаике шишковистов (см. А. В. Шишков(см. ШИШКОВ Александр Семенович)), так и французской ориентации и культу безделок, распространенному среди карамзинистов. Сатира Батюшкова «Видение на берегах Леты» (1809), направленная против обоих лагерей, становится литературным манифестом кружка. В эти же годы он начинает перевод поэмы Т. Тассо(см. ТАССО Торквато) «Освобожденный Иерусалим», вступая в своего рода творческое состязание с Гнедичем, переводившим «Илиаду» Гомера.

    «Русский Парни»

    Литературная позиция Батюшкова претерпевает некоторые изменения в 1809—1810, когда он сближается в Москве с кругом младших карамзинистов (П. А. Вяземский(см. ВЯЗЕМСКИЙ Петр Андреевич), В. А. Жуковский(см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич)), знакомится с самим Н. М. Карамзиным(см. КАРАМЗИН Николай Михайлович). Стихотворения 1809—1812, в т. ч. переводы и подражания Э. Парни(см. ПАРНИ Эварист), Тибуллу(см. ТИБУЛЛ Альбий), цикл дружеских посланий («Мои Пенаты», «К Жуковскому») формируют определяющий всю дальнейшую репутацию Батюшкова образ «русского Парни» — поэта-эпикурейца, певца лени и сладострастия. В 1813 он пишет (при участии А. Е. Измайлова(см. ИЗМАЙЛОВ Александр Ефимович)) одно из самых известных литературно-полемических произведений карамзинизма «Певец или певцы в Беседе славянороссов», направленное против «Беседы любителей русского слова».

    Перелом

    В апреле 1812 Батюшков поступает помощником хранителя манускриптов в петербургскую Публичную библиотеку. Однако начало войны с Наполеоном побуждает его вернуться на военную службу. Весной 1813 он отправляется в Германию в действующую армию и доходит до Парижа. В 1816 вышел в отставку.

    Военные потрясения, как и переживаемая в эти годы несчастная любовь к воспитаннице Олениных А. Ф. Фурман, приводят к глубокому перелому в мироощущении Батюшкова. Место «маленькой философии» эпикуреизма и житейских наслаждений занимает убежденность в трагизме бытия, находящая свое единственное разрешение в обретенной поэтом вере в загробное воздаяние и провиденциальный смысл истории. Новый комплекс настроений пронизывает многие стихотворения Батюшкова этих лет («Надежда», «К другу», «Тень друга») и ряд прозаических опытов. Тогда же были созданы и его лучшие любовные элегии, посвященные Фурман,— «Мой гений», «Разлука», «Таврида», «Пробуждение». В 1815 Батюшков был принят в «Арзамас»(см. АРЗАМАС (литературный кружок)) (под именем Ахилл, связанным с его былыми заслугами в борьбе с архаистами; прозвище нередко превращалось в каламбур, обыгрывающий частые болезни Батюшкова: «Ах, хил»), однако разочарованный в литературной полемике, поэт не сыграл в деятельности общества заметной роли.

    «Опыты в стихах и прозе». Переводы

    В 1817 Батюшков выполнил цикл переводов «Из греческой антологии». В том же году вышло двухтомное издание «Опыты в стихах и прозе», в котором были собраны наиболее значительные произведения Батюшкова, в т. ч. монументальные исторические элегии «Гезиод и Омир, соперники» (переделка элегии Ш. Мильвуа) и «Умирающий Тасс», а также прозаические сочинения: литературная и художественная критика, путевые очерки, нравоучительные статьи. «Опыты...» укрепили репутацию Батюшкова как одного из ведущих русских поэтов. В рецензиях отмечалась классическая гармония лирики Батюшкова, породнившего русскую поэзию с музой юга Европы, прежде всего, Италии и греко-римской античности. Батюшкову принадлежит и один из первых русских переводов Дж. Байрона(см. БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон) (1820).

    Душевный кризис. Последние стихи

    В 1818 Батюшков получает назначение в русскую дипломатическую миссию в Неаполе. Поездка в Италию составляла многолетнюю мечту поэта, но тяжелые впечатления от неаполитанской революции, служебные конфликты, чувство одиночества приводят его к нарастанию душевного кризиса. В конце 1820 он добивается перевода в Рим, а в 1821 едет на воды в Богемию и Германию. Произведения этих лет — цикл «Подражания древним», стихотворение «Ты пробуждаешься, о Байя, из гробницы...», перевод фрагмента из «Мессинской невесты» Ф. Шиллера(см. ШИЛЛЕР Фердинанд Каннинг Скотт) отмечены усиливающимся пессимизмом, убежденностью в обреченности красоты перед лицом смерти и конечной неоправданности земного существования. Мотивы эти достигли кульминации в своего рода поэтическом завещании Батюшкова — стихотворении «Ты знаешь, что изрек, / прощаясь с жизнью, седой Мельхиседек?» (1824).

    Болезнь

    В конце 1821 у Батюшкова появляются симптомы наследственной душевной болезни. В 1822 он едет в Крым, где болезнь обостряется. После нескольких покушений на самоубийство его помещают в психиатрическую больницу в немецком городе Зоннештейне, откуда выписывают за полной неизлечимостью (1828). В 1828—1833 он живет в Москве, потом до смерти в Вологде под надзором своего племянника Г. А. Гревенса.

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Лермонтовская энциклопедия

    Б́́АТЮШКОВ Константин Николаевич (1787—1855), рус. поэт. В 1827 А.П.Шан-Гирей (см. кн. Воспоминания) видел у Л. книгу Б., несомненно, «Опыты в стихах и прозе» (ч. 1—2, 1817). В 1828 Л. без изменений вводит в поэму «Черкесы» (гл. X) фрагмент из «Сна воинов» Б. (1808—11; вольный пер. отрывка из поэмы «Иснель и Аслега» Парни), включив его в описание батальной сцены. Следы чтения Б. заметны и в ранней лирике Л. 1828—29, прежде всего в антологич. и эпикурейских стихах: ср. «Цевница», «Пир», «Веселый час» Л. — «Веселый час» (1806—10), «Мои пенаты» (1811—1812) и «Беседка муз» (1817) Б.Указанные стихи Б. многократно варьировались в рус. поэзии; из них Л. усваивал наиболее общие мотивы анакреонтики, в частности образ беспечного мудреца, наслаждающегося любовью, дружбой и поэтич. уединением; воспринимал он и отд. черты поэтич. фразеологии Б. Влияние на раннего Л. анакреонтики и антологич. мотивов кратковременно и носит внешний характер. Менее ощутимо, но, по-видимому, более глубоко было воздействие на Л. элегий Б., оказавших влияние на рус. элегию 20-х гг. в целом: в стих. Л. «К Гению» (1829), «Элегия» (1830) есть точки соприкосновения со стихами Б. «Тень друга» (1814), «Элегия» («Я чувствую, мой дар в поэзии погас», 1815), «На развалинах замка в Швеции» (1814), «Мщение» (1815) и др. Переработкой элегич. мотивов Б. является стих. Л. «Письмо» (1829), в к-ром стих. «Привидение» (1810) и отчасти «Мщение» Б. (оба — вольный пер. из Парни) подвергаются сюжетному и стилистич. переосмыслению в духе баллады с драматич. любовным колоритом.Соч.: Соч., т. 1—3, СПБ, 1885—87; Опыты в стихах и прозе, М., 1977.Лит.: Шувалов (1), с. 310; Бродский (5), с. 80—81; Иванова Т. (1), с. 20—21; Иванова Т. (2), с. 77—78; Вацуро (1), с. 47—51; Фридман Н. В., Поэзия Батюшкова, М., 1971, с. 20, 223—25, 367.

  11. Источник: Лермонтовская энциклопедия



  12. Москва (энциклопедия)

  13. Источник:



  14. Большой Энциклопедический словарь

  15. Источник: