I Полиметри́я (от
Поли... и греч. métron — мера, размер)
в стихосложении, применение различных размеров стихотворных (См. Размер стихотворный) внутри одного произведения. Известна с античных [времён; в новое время была особенно употребительна в поэзии барокко, романтизма и 20 в. Обычно применяется в больших произведениях (поэмах), где размер выдерживается в одном тематически цельном куске и меняется с переходом к другому («Современники» Н. А. Некрасова, «Двенадцать» А. А. Блока), реже — в мелких стихотворениях (например, у В. В. Маяковского, В. Хлебникова и др.).
IIПолиметри́я
в музыке, сочетание в одновременности двух и более Метров. П. как соединение по вертикали двух-трёх различных тактовых размеров изредка встречалась в 18—19 вв., чаще — в 20 в. Пример — сочетание трёх танцев в сцене бала из оперы Моцарта «Дон Жуан»:
П. как сочетание по вертикали мотивов в различных метрах, записанных в нотах с общей тактовой чертой (мотивная П.), типична для И. Ф. Стравинского.
В. Н. Холопова.
Рис. к ст. Полиметрия.
-и, ж.
1. лит.
Наличие в поэтическом произведении нескольких стихотворных размеров.
2. муз.
Наличие одновременного сочетания нескольких тактовых размеров в многоголосном музыкальном произведении.
[греч. πολυμετρία]
ж.
Наличие в поэтическом произведении нескольких стихотворных размеров.
ж. лит.
polimetria
использование в одном стихотворном произведении метрически разнородных фрагментов: или строф разных силлаботонических размеров (так различаются авторское повествование и вставные песни в поэмах «Цыганы» А. С. Пушкина и «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова), или форм тоники и силлаботоники (в поэме «Двенадцать» А. А. Блока, во многих произведениях В. В. Маяковского).
ПОЛИМЕТРИ́Я -и; ж. [от греч. polys - многочисленный и metreō - измеряю]
1. Лит. Наличие в поэтическом произведении нескольких стихотворных размеров.
2. Муз. Наличие одновременного сочетания нескольких тактовых размеров в многоголосном музыкальном произведении.
* * *
полиметрияI
[от поли... и...метр (в стихе)], сочетание в одном (обычно крупном) произведении композиционно разделённых кусков, написанных различными метрами; распространено в поэзии барокко, романтизма и XX в. («Двенадцать» А. А. Блока).
II
(муз.), одновременное сочетание 2 или 3 метров, при котором не совпадают метрические акценты в разных голосах. Одна из форм организации полиритмии.
(от греч. polus - многий и metron - мера) - соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии.
Для П. характерно несовпадение метрич. акцентов в разл. голосах. П. могут образовывать голоса, в к-рых размер неизменен или переменен, причём переменность не всегда обозначается в нотах соответств. цифровыми знаками.
Наиболее яркое выражение П. - сочетание разл. метров на протяжении всего соч. или крупного его раздела. Такая П. встречается редко; известный пример - сцена бала из "Дон Жуана" Моцарта с.контрапунктом трёх танцев в размерах 3/4, 2/4, 3/8.
Более распространены краткие полиметрич. эпизоды, встречающиеся в неустойчивых моментах классич. форм, в частности перед кадансами; как игровые элементы они в нек-рых случаях используются в скерцо, где складываются чаще всего на основе пропорций гемиолы (см. пример из 2-й части 2-го квартета А. П. Бородина).
Особым видом является мотивная П., одна из основ композиции И. Ф. Стравинского. П. у Стравинского насчитывает обычно два-три пласта, и каждый из них обрисовывается протяжённостью и структурой мотива. В типичных случаях один из голосов (бас) мелодически остинатен, протяжённость мотива в нём неизменна, тогда как в др. голосах она меняется; тактовая черта обычно ставится единая для всех голосов (см. пример из 1-й сцены "История солдата" И. Ф. Стравинского). А. П. Бородин. 2-й квартет, часть II. И. Ф. Стравинский. "История солдата", сцена I.В. Я. Холопова.