Словарь Брокгауза и Ефрона

    (1821-91) — строитель знаменитого Веребьинского моста Николаевской жел. дор. В 1838 г. поступил в Институт путей сообщения. Выпущенный в 1840 г., Ж. был назначен на изыскания для постройки ж. д. между Петербургом и Москвой. По окончании этих работ Ж. было поручено составить проекты мостов, над которыми и проработал несколько лет. Затем ему была поручена постройка полуверстового Веребьинского моста, давшая ему известность. Весною 1855 г. его командировали на изыскания жел. дор. от Москвы до Орла, а по возвращении в Петербург возложили на него перестройку шпица на соборе Петропавловской крепости. В 1869 г. Ж. послан для изучения железнодор. дела в Сев.-Ам. Соед. Шт. По возвращении был назначен членом в совет управления Главного общества российских ж. д. Кроме того, он состоял несколько лет вице-президентом этого общества и в то же время председателем строительного отдела Имп. техн. общ. и сотрудничал в его "Записках". В 1873 г. участвовал в качестве представителя Мин. пут. сооб. в Международном статистическом конгрессе в Петербурге и был избран вице-председателем коммерческой статистики. Затем в 1877 г. назначен директором департамента жел. д. и получил в свое заведование технически-инспекторский комитет. В "Ж. Мин. пут. сооб.", "Русск. Вестн.", "Соврем." и др. журналах печаталось немало статей его по железнодор. делу. Сочинение "О мостах по раскосной системе Гау", над которым он работал около десяти лет, удостоено Демидовской премии.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Журавский Дмитрий Иванович [17(29).12.1821, с. Белое, ныне Курской области, — 18(30).11.1891, Петербург], русский учёный и инженер, специалист в области мостостроения и строительной механики. По окончании в 1842 Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения участвовал в изысканиях и проектировании железной дороги между Петербургом и Москвой. Впервые разработал теорию расчёта многорешётчатых деревянных ферм с железными тяжами (т. н. ферм Гау), использовав её при проектировании мостов через рр. Веребья, Волга, Волхов и др. Исследования Ж. дали возможность сооружать и безотказно эксплуатировать раскосные фермы пролётом до 60 м (прежде размеры таких ферм назначались эмпирически, вследствие чего происходили обрушения построенных мостов). Ж. впервые (1855) предложил метод определения касательных напряжений в изгибаемых балках и установил наличие в стенках балок косых усилий (главных напряжений). В 1871—76 Ж. участвовал в переустройстве Мариинского водного пути и руководил проектированием приладожских каналов. Будучи директором департамента железных дорог (1877—1889), Ж. осуществил ряд мероприятий по увеличению их провозной способности. Демидовская премия (1855).

    Лит.: Люди русской науки, кн. 4 — Техника, М., 1965.

    Н. Н. Богданов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821-91) - российский ученый и инженер, основатель отечественной научной школы. Автор проектов и строитель крупных мостов. Труды по сопротивлению материалов. Демидовская премия (1855).

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    Жура́вский Дмитрий Иванович

    (1821—1891), российский учёный и инженер, основатель научной школы. Автор проектов и строитель крупных мостов. Труды по сопротивлению материалов. Демидовская премия (1855).

    * * *

    ЖУРАВСКИЙ Дмитрий Иванович

    ЖУРА́ВСКИЙ Дмитрий Иванович (1821—91), российский ученый и инженер, основатель отечественной научной школы в области строительной механики и мостостроения. Автор проектов и строитель крупных мостов. Труды по сопротивлению материалов. Демидовская премия (1855).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Большой Энциклопедический словарь

  9. Источник: