Большая Советская энциклопедия

    I

    Мина́ев

    Дмитрий Дмитриевич [21.10(2.11).1835, Симбирск, ныне Ульяновск, — 10(22).7.1889, там же], русский поэт. Родился в семье военного чиновника, литератора. В 1852 окончил военно-учебное заведение в Петербурге. В 1857 оставил службу и занялся только литературной работой. В 1859 выпустил сборник литературных пародий «Перепевы». Сотрудничал в демократических журналах, в том числе в «Современнике», «Русском слове», «Искре», где развернулось дарование М. как поэта-сатирика. В 1862 редактировал сатирический журнал «Гудок». Примыкая к некрасовской школе, М. в своих стихах выражал сочувствие угнетённой деревне, обличал либералов, бюрократов, реакционную печать и цензуру. Приобрёл известность как «король рифмы», мастер эпиграммы, пародии, фельетона в стихах и особенно каламбура.

    Соч.: Думы и песни..., т. 1—2, СПБ, 1863—64; [Стихи], в сборнике: Поэты «Искры». [Вступ. ст., ред. и коммент. И. Ямпольского], т. 2, Л., 1955.

    Лит.: Добролюбов Н. А., Перепевы, Собр. соч., т. 6, М. — Л., 1963; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

    II

    Мина́ев

    Иван Павлович [9(21).10.1840, Тамбов, — 1(13).6.1890, Петербург], русский востоковед, основатель русской индологической школы. С 1869 доцент, с 1873 профессор Петербургского университета, с 1871 член Русского географического общества. Совершил три путешествия (в 1874—75, 1880, 1885—86), во время которых посетил Индию, Цейлон, Бирму и Непал. Научные исследования М. были сосредоточены на древней, средневековой и новой истории стран Южной Азии (литература, философия, лингвистика, культура в широком смысле, география, особенно историческая, этнография, фольклор). М. положил начало широким исследованиям в области буддологии в России. Главное место в научной деятельности М. занимало комплексное изучение истории буддизма в связи с его культурно-историческим влиянием на народы Востока. Большое воздействие на развитие мировой буддологии оказало исследование М. проблемы хронологии и соотношения канонических сочинений буддизма Махаяны и Хинаяны. М. собрал богатейшую коллекцию санскритских и палийских рукописей, перевёл и издал ряд буддийских памятников. Значителен вклад М. в изучение языка и литературы пали. В работах, посвященных современной ему Индии и сопредельным странам, особенно важны материалы о начальном этапе национально-освободительного движения в Индии.

    Соч.: Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1—2, СПБ, 1887; Дневник путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885—1886, М., 1955; Индийские сказки и легенды, собранные в Камаоне в 1875 г., М., 1966; Очерк фонетики и морфологии языка Пали, СПБ, 1872.

    Лит.: Иван Павлович Минаев. Сб. статей, М., 1967 (лит.).

    Е. М. Медведев.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Литературная энциклопедия

    Минаев

    МИНАЕВ Дмитрий Дмитриевич (1835—18892) — поэт и переводчик. Родился в Симбирске в дворянской семье. Учился в дворянском пансионе. С 1857 начал заниматься исключительно литературной работой. Его произведения печатались в «Искре», «Будильнике», «Гудке» (в 1862 редактировал его), «Русском слове», «Современнике», «Времени», «Отечественных записках», «Деле», «Петербургском листке», «Биржевых ведомостях», «Молве» и мн. др. изданиях. Псевдонимы М. были исключительно обильны: Обличительный поэт, Темный человек, Дм. Свияжский, Майор Бурбонов, Литературное домино, Аноним, Общий друг, Перекати-поле, Гудощник, Иван Кисточкин и мн. др.

    И в своей лирике и в сатирической продукции М. является одним из самых характерных и популярных представителей радикальной городской мелкой буржуазии. Попутчица революционной крестьянской демократии 60-х гг., эта прослойка мелкой буржуазии сохранила однако специфическую идеологию, защищала свои интересы, к-рые и привели ее позднее, после разгрома народничества, в лагерь буржуазного либерализма. Творческий путь М. достаточно ярко отображает эту динамику его класса. М. бесспорно сближает с Курочкиным, Ломаном и др. ряд общедемократических мотивов, издевки над сытыми барами, презрение к «переметным сумам», к шпионам правительства (например «Фискал», характерно приближающийся к «Господину Искариотову» В. Курочкина), сочувствие к угнетенным слоям общества и пр. Но уже в это время у М. обнаруживается ряд специфических особенностей, свойственных именно городскому радикалу. У М. почти начисто отсутствуют напр. крестьянские образы, он свободен от каких бы то ни было увлечений революционным народничеством, мужик иногда противопоставляется прожигающему свою жизнь барину, но быт и сознание мужика интересуют М. очень мало. Все свое внимание М. отдает образам столичной бедноты, тематике города. В этой среде он находит и своих героев — голодную женщину, кинувшуюся в воду («Столица шумная в волненьи»), бедняков, мозолящих и мозг и руки, и свои лирические жанры («Песня горемыки», «Песня пролетария» — последний не имеет никаких специальных черт рабочего, больше напоминает бедняка-разночинца). На все лады высмеивая антиобщественную поэзию дворянства, М. деятельно участвует в том разрушении дворянской эстетики, к-рым руководил виднейший идеолог мелкобуржуазных радикалов Писарев (пародия М. на «Евгения Онегина» не случайно совпадает в ряде своих выпадов против Пушкина с критикой этой поэмы Писаревым). В эту эпоху творчество Минаева несет значительную общественную функцию демократического протеста. Но чем сильнее наносятся удары революционному народничеству, чем более растет индиферентизм буржуазии, в глубине своего сознания довольной реформами, тем быстрее тускнеет сатира М. К 1880 она окрашивается в либеральные тона. Вместе с Вейнбергом и Бурениным (позднее докатившимся до полного ренегатства) М. все чаще и чаще занимается лит-ой поденщиной: издевки над супружеским бытом, насмешки над городской думой, мелкая журнальная полемика приближают М. к той непритязательной продукции, к-рая в эту эпоху общественной реакции бытует на страницах «Осколков» и «Стрекозы». Этот путь М. от радикализма к либерализму отражается и в его поэтических жанрах. Продукция этого чрезвычайно плодовитого писателя включает в себя малопримечательные фельетоны в прозе («Дневник темного человека» в «Русском слове» и с «Невского берега»» в «Деле», критические статьи, комедии («Либерал») и др.). Однако главное внимание отдано М. поэзии. Мы найдем у него, во-первых, гражданские по своему содержанию жанры поэмы («Бедные жильцы») и короткого лирического стихотворения, близкого по темам к лирике Надсона. В области сатиры ведущими жанрами стиля М. является стихотворная пародия на дворянских поэтов «чистого искусства», в особенности на Фета, и сатирические куплеты («Деловые люди», «Хорошие люди») с обязательным рефреном, гибким ритмом и т. д. В 80-х годах среди его жанров все больше начинает играть роль фельетонное обозрение и различные мелкие жанры, например застольный экспромт, невзыскательные каламбуры, анекдоты и пр. Этим жанрам свойственна чрезвычайная бойкость стиха, мастерство рифмы (особенно комической: «харею-с — нотариус», «Боткина — водки на»), часто играющее самодовлеющую роль жонглирования искусным приемом.

    Перу Минаева принадлежат также многочисленные переводы как из классиков (Байрона, Данте, Мольера и др.), так и из тех западно-европейских поэтов, у которых М. находил близкие для себя социальные мотивы. Так, из Бюргера он перевел стихотворение «Бедняку», из Баретт Браунинг — «Детский плач», из Барри Корнуэля — «Роковые контрасты» и т. п. Большой точностью переводы М. не отличаются.Библиография:

    I. Перепевы, Стихотворения Обличительного поэта, СПБ, 1859 (рец.: Добролюбова — «Современник», 1860, VIII; «Светоч», 1860, I); Думы и песни и юмористические стихотворения Обличительного поэта (Темного человека), т. I, СПБ, 1863 (рец.: «Современник», 1863, XI; «Отечественные записки», 1863, VIII; «Русское слово», 1863, IV), т. II, Петербург, 1864 (Л. Н. А., Современная русская сатирическая журналистика, «Биб-ка для чтения», 1865, III); Евгений Онегин нашего времени, Роман в стихах... Темного человека, СПБ, 1863 (изд. 3-е, СПБ, 1877); Здравия желаю! Стихотворения отставного майора Михаила Бурбонова, СПБ, 1867; В сумерках, Сатиры и песни, СПБ, 1868, (рец.: Салтыкова, «Отечественные записки», 1868, V); Разоренное гнездо, СПБ, 1875; Чем хата богата, тем и рада. Песни и рифмы, СПБ, 1880; Всем сестрам по серьгам, Юмористический сборник, СПБ, 1881; Людоеды или люди шестидесятых годов, Роман в стихах, изд. 2-е, СПБ, 1881; Не в бровь, а в глаз, Сб. эпиграмм, СПБ, 1883 (изд. 2-е, СПБ, 1898), и мн. др.

    II. Полное собр. сочин. Н. Михайловского, т. II, СПБ, 1907 (ст. «Из дневника и переписки Ивана Непомнящего»); Марков В., Навстречу, СПБ, 1878; Державин Н., Король рифмы, «Исторический вестник», 1914, VII, VIII; Его же, На забытых могилах, «Исторический вестник», 1909, VI; Аверкиев Дм., Литературное шарлатанство (о переводах Байрона), «Эпоха», 1865, № 2; Эвальд А. В., Воспоминания, «Исторический вестник», 1895, XII; Мартьянов П. К., Дела и люди века, т. I, СПБ, 1893 (ст. «Мои литературные знакомства»), т. III, СПБ, 1896 (ст. «Кто виноват?»); Лелевич Г., Поэзия революционных разночинцев, ГИХЛ, М., 1931.

    III. Языков Д., Обзор жизни и трудов покойных русских писателей, вып. IX, М., 1905; Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. IV, П., 1917; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, М. — Л., 1924.

  3. Источник: Литературная энциклопедия



  4. Советская историческая энциклопедия

    Иван Павлович (9(21).X.1840 - 1(13).VI.1890) - рус. индолог. С 1869 - доцент кафедры санскритской словесности вост. ф-та Петерб. ун-та, а с 1871 - доцент историко-филологич. ф-та по кафедре сравнит. грамматики индоевроп. языков. С 1873 - проф. по той же кафедре. В 1869 защитил магистерскую дисс. "Пратимокша-сутра, буддийский служебник, изданный и переведенный", а в 1872 - докторскую дисс. "Очерк фонетики и морфологии языка пали". С 1871 - чл. Рус. географич. об-ва. Совершил три путешествия в Индию: в 1874-75, 1880 и в 1885-86, за время к-рых собрал большое число рукописей и книг по Индии. Работы М. посвящены филологии и лингвистике, истории буддизма, ист. географии, фольклору, ср.-век. и новой истории Индии. В центре интересов М. как исследователя был буддизм, его философ. аспект и догматика. М. был одним из зачинателей изучения юж. буддизма. Уделял также большое внимание анализу совр. ему положения Индии. М. основал рус. индологич. школу.

    Соч.: Очерки Цейлона и Индии, ч. 1-2, СПБ, 1878; Русские помыслы об Индии в старину, "ЖМНП", 1884, ч. 235, No 10; Сведения о странах по верховьям Аму-Дарьи, СПБ, 1879; Буддизм. Исследования и материалы, т. 1, в. 1-2, СПБ, 1887; Дневники путешествий в Индию и Бирму. 1880 и 1885-1886, М., 1955.

    Лит.: Баранников А. П., Биография И. П. Минаева (1840-1890), в кн.: Минаев И. П., Дневники путешествий в Индию и Бирму..., М., 1955.

    Л. С. Гамаюнов. Москва.

  5. Источник: Советская историческая энциклопедия



  6. Буддизм

    Иван Павлович (1840-1890) — рус. востоковед-индолог, буддолог, историк, лингвист. Окончив кит.-маньчж. отделение С.-Петерб. ун-та, продолжил свое образование в ун-тах Германии, Англии, Франции (1863 — 1868), стал крупн. специалистом в области инд. филологии. Его учителя — ведущие ученые России и Европы В. П. Васильев, А. Вебер, Т. Бенфей и др. По заданию Российской Академии наук М. совершает 3 больших путешествия но Востоку (1874-1875, 1880, 1885-1886), во время к-рых ведет науч. исследования, собирает коллекции рукописей, предметов искусства и быта на Шри-Ланке, в Индии, Непале, Бирме, Египте. Собранная им уникальная коллекция будд. текстов хранится в рукоп. отделе Гос. публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге. Работы М. по истории буддизма и опубликованные им тексты памятников практически заложили основу отечеств, буддологии: это «Пратимокшасутра» (часть Виная-питаки.), «Катха-ватхупакарана» (Спорные вопросы будд. философии в изложении сторонников ортодокс, буддизма и их оппонентов), «Махавьюпатти» (словарь будд. терминов), «Бодхичарья-аватара» (соч. философа 7 в. Шантидевы, компендиум филос. воззрений махаяны); книги «Буддизм. Исследования и материалы» (Спб., 1887), «Очерки Цейлона и Индии. Из путевых заметок русского» (Спб., 1878). Учениками отечеств. буддологич. и индологич. школы, основанной М., стали С. Ф. Ольденбург и Ф. И. Щербатской. — Н. Л. Жуковская

  7. Источник: Буддизм