Словарь Брокгауза и Ефрона

    Мартин (Luther) — великий германский реформатор, род. 10 ноября 1483 г. в Эйслебене, в Саксонии. Отец его, сначала простой рудокоп, сделался благодаря большой энергии и техническим знаниям уважаемым членом магистрата в Мансфельде, куда он переселился вместе с семьей. Старший сын, Мартин, видел еще тяжелые дни семьи. Воспитание его было суровое; к вечному страху грубого наказания присоединялись народные поверья о демонических силах, всюду подстерегающих человека. Унаследовав черты северогерманского крестьянина — выносливость, здоровье и физическую силу, угловатость и резкость обращения, грубовато-наивную речь, — Л. усвоил себе понятия и вкусы горожанина. Он учился в местной школе, потом в Магдебурге у монахов и в Эйзенахе в лат. школе; здесь ему приходилось добывать пропитание пением благочестивых стихов перед окнами обывателей. В 1501 г. Л. поступил в эрфуртский унив., где по желанию отца должен был подготовляться к юридической карьере; но его влекло к классикам и богословию. В 1505 г. Л. в качестве магистра свободных искусств стал читать лекции по физике и этике Аристотеля. Он не сделался, однако, настоящим гуманистом и остался чужд христианскому платонизму в духе Эразма. В философии он отдался схоластическому номинализму, с которым гуманисты ожесточенно боролись. В том же 1505 г. Л., внезапно и против воли отца, вступил в августинский монастырь в Эрфурте. Сам он объяснял свое решение страхом Божьего гнева. Он сразу отдался всем лишениям и истязаниям, какие только выработала аскетическая практика, чтобы избавиться от сознания своей греховности и "схватить руками милость Божию". Но чем лихорадочнее он бился, тем более ускользало успокоение. Бог представлялся ему Страшным Судьей; стремление к Его умилостивлению исполнением всех предписаний святой жизни вызывало сознание бессилия, ничтожества человека. Ревностного монаха заметил генеральный викарий ордена Штаупиц, один из крупных представителей мистико-библейского направления, распространявшегося в Германии с XIV в. В 1507 г. он привлек Л. в новооснованный саксонским курфюрстом Фридрихом Мудрым университет в Виттенберге и побудил его выступить на церковной кафедре, успокоив его указанием на страдания Христа, который не устрашает, а утешает, и на значение внутреннего перерождения. От изучения Бернарда и Герсона Л. перешел к Августину и ап. Павлу, как бы вновь открытым богословской школой мистиков. Но Лютер не отдался их созерцательному настроению, не увлекся и практическим подражанием Христу, идеалом евангельского братства. Он взял у мистиков, прежде всего, ссылку на новый для него библейский авторитет. Мистическое представление о возрождении души, проникающейся божественным началом, о выражении в воле просветленного человека единой божественной воли он обратил в догмат беспрекословного подчинения человеческой воли Божеству, в учение о спасении исключительно верой в заступничество Христа, без малейшей заслуги человека. Это он имел в виду уже в 1516 г., когда издавал под названием "Немецкого богословия" мистиков XIV в. Сначала душевная перемена не вызвала в Л. сознания отклонения от церкви. В 1511 г. Л. посетил по делам ордена Рим и "обежал все церкви и святыни, уверовав во все, что там было налгано и насорено". Но чем дальше, тем больше в нем вырабатывался сектант. Он утрачивает уважение к христианству Эразма, потому что последнему "человеческое дороже божественного", и враждебно обрушивается на Аристотеля как выразителя языческого духа и авторитет старой схоластики. На публичную защиту своего учения о спасении Л. был вызван продажей в Германии индульгенций, порученной Папой Львом Х архиепископу Майнцскому (см. Индульгенции). 31 октября 1517 г. Л. выставил у дверей дворцовой церкви в Виттенберге 95 тезисов, вызывая на диспут архиепископского агента Тецеля и вооружаясь против учения о сокровищнице добрых дел, направляемых и переносимых авторитетом церкви, против материальной эксплуатации учения о чистилище и вообще против сведения религии к цепи внешних актов. Не имея в виду нападать на папскую власть, Л. косвенно сильно ее затрагивал. В возбужденной против Рима, религиозно-настроенной Германии речи Л. призывали к общему протесту. В Виттенберге студенты сожгли ответные тезисы Тецеля. Архиепископ Майнцский отослал тезисы Л. Папе и возбудил против него процесс в Риме. Хотя Л. был потребован в Рим к ответу, но курия желала затушить религиозный спор. Ввиду отказа курфюрста саксонского выдать Л. Папа согласился на передачу дела кардиналу-легату Каетану, отправлявшемуся на аугсбургский сейм в октябре 1518 г. На требование произнести всего 6 букв (revoco — отрекаюсь) Л. ответил решительным отказом и, опасаясь ареста, убежал ночью из Аугсбурга. Папа, не желавший раздражать могущественного покровителя Л. ввиду предстоявшего выбора императора, попытался подействовать на Л. через своего камергера Мильтица. Последний убедил Л. (янв. 1519) написать Папе униженное письмо и предоставить расследование спора одному из немецких прелатов, а покуда молчать при условии молчания противников. Примирение было, однако, чисто внешнее. Полный разрыв с Римом был ускорен диспутом в Лейпциге, на который один из виттенбергских последователей Л., Карльштадт, был вызван Экком. По вопросу о божественности папской власти на помощь товарищу выступил Л., доказывая, что папский примат существует всего 400 лет, и ссылаясь на греческую црк., не признающую его. Экк возразил ему, что он держится одного учения с Виклефом и Гусом, осужденными собором; Л. ответил, что в учении Гуса были истинно христианские положения и что авторитет соборных решений нельзя считать безусловным. На этом спор оборвался, так как Экк считал Л. побежденным в силу собственного его признания. В ожидании великой катастрофы пророческая восторженность охватила Л.: он невольно вступил в ряды немецкой просветительной и политической оппозиции. Эразмианцы, особенно в Эрфуртском университете и в ученых кружках Нюрнберга, горячо приветствовали Л. Базельская типография гуманиста Фробена распространяла его сочинения по Швейцарии, Франции, Англии, Нидерландам. Из Парижа Лефевр поздравлял Л. Сам Эразм, в глазах которого Л. был полуварваром, олицетворением "мятежа", в ответ на почтительное послание Л. выразил ему сочувствие. В лице молодого эллиниста Меланхтона (Шварцерде) Л. приобрел в самом Виттенберге драгоценного сторонника. Особенно важен был союз с крайним, национально-революционным крылом гуманистов, представленным Гуттеном (см.). В 1520 г. вышли самые горячие, самые смелые статьи и памфлеты Л. В это время он был героем немецкого народа. Своим образным, грубым и метким языком, с наивностью внезапно прозревшего человека и силой агитатора Л. разбирает самые глубокие, животрепещущие вопросы, волновавшие нацию. Ему кажется, что с открытием истинной основы спасения все общественные отношения и понятия должны быть перестроены. В обращении "к христианскому дворянству немецкой нации" Л. осуждал, как нечто противное Писанию, различение званий светского и духовного и исключительное право Папы толковать Писание. "Все христиане — священники"; волей всей общины должны быть назначаемы и смещаемы духовные лица; они подчиняются светской власти. Всякий христианин в силу своего священства вправе и обязан уяснить себе веру на основе Писания. Преобразования Л. ждет от всеобщего свободного собора; Папу надо обрезать в его светских притязаниях и посадить за молитвенник, бесполезный народец кардиналов сократить, змеиную кучу курии свести на одну сотую. Безбрачие священников отвергается как требование "дьявольской тирании"; суд Рима над немецкой церковью должен быть уничтожен, индульгенции, церковные наказания, богомолья, лишние праздники должны быть устранены. Л. требует и социальной реформы — уничтожения нищенства, поощряемого церковью, и правильной организации призрения. Заново следует преобразовать школу: в университетах, которые до сих пор были "вратами ада", должно низвергнуть "слепого язычника" Аристотеля; основным предметом преподавания должно стать Св. Писание. Л. захватывает на ходу ряд популярных идей, грозит крупным капиталистам и юристам, советует "умножить земледельцев и сократить купцов"; римское право должно уступить Писанию. Наконец, Л. выражает требование веротерпимости, настаивая на борьбе с заблуждением одной силой слова. В двух других небольших сочинениях того же года — "О вавилонск. пленении церкви" и "О свободе христианина" — Л. строит церковный идеал: прежде всего свобода отдельных христиан от внешних церковных предписаний, так как "внутренний человек и Бог едины"; церковная община должна иметь демократическую основу. Л. отвергает мессу как ежедневное доказательство чудотворной силы церкви и величия священнического сана; таинства он сводит на два — крещение и причащение, и резко выступает против аскетизма и монашества. Добрые дела — лишь последствия веры в Христа, а не самостоятельный путь к спасению. Между тем Экк выхлопотал у Папы буллу, осуждавшую Л. и его сторонников (21 сент. 1520). Но Фридрих Мудрый не соглашался выдать Л., за которого высказались университеты. Заметно было сочувствие к нему и в среде немецкого духовенства. Л. ответил новым обращением к собору и резкой статьей против буллы Антихриста. После этого Л. 10 дек. в присутствии студентов перед воротами Виттенберга сжег папскую буллу, при чем были брошены в огонь и книги, заключавшие каноническое право. Имп. Карл V вызвал Л. на сейм в Вормсе, где Л. проявил большую стойкость (см. Вормсский сейм). Его отпустили из Вормса, согласно императорской охранной грамоте, но через месяц, в мае 1521 г., последовал Вормсский эдикт, осуждавший Л. как еретика. На возвратном пути Л. был захвачен ночью рыцарями курфюрста и спрятан в замке Вартбурге; некоторое время его считали погибшим. Всюду в нем видели мученика. Его портреты в эту эпоху окружены сиянием. Скрываясь в своем заключении под именем дворянина Георга, Л. занялся переводом Библии, "чтобы освободить простого человека от его старых заблуждений". Предшествовавшие издания немецкой Библии с половины средних веков были исполнены по искаженному латинскому тексту и отличались тяжелым, неясным языком. Главная заслуга Л., переводившего с оригинала, — передача Писания простым и ярким слогом, который сделал Библию народной книгой; его перевод занимает важное место и в истории выработки литературного немецкого языка. В то же время Л. продолжает писать воззвания и памфлеты, страстный тон которых мог только усиливать революционное настроение Германии; он пророчил восстание крестьян и уверял, что "не хватило бы Рейна, чтобы потопить всех врагов Христа". Между тем в Виттенберге, в университетской и бюргерской среде, поднялось движение против католической мессы и безбрачия священников. В Цвиккау появились хилиастические проповедники в духе чешских таборитов. В некоторых виттенбергских церквях разбили иконы, опрокинули алтари; слышались протесты против самой университетской науки, во имя евангельской простоты. Ввиду этих событий Л. вопреки запрещению курфюрста приехал в Виттенберг весной 1522 г. и в течение 8 дней громил в проповедях партию крайних, вооружаясь против насилий в деле веры. Несмотря на этот разрыв с мистиками, с радикальными реформаторами, одно время считавшими его своим вождем, Л. все еще призывает к делу освобождения церкви народные силы. В 1523 г. в памфлете "о светской власти" он признает в принципе божественность власти и допускает лишь пассивное сопротивление тирану; но обращение его к государям, т. е. к немецким князьям и императору, ввиду их нерасположения к реформе крайне резко. Л. рекомендует князьям беречься Божьего гнева; возможно, что и христианин, как Самсон, поднимет меч на защиту собственного дела. Хотя в другой статье он еще раз отрицает право вооруженной самопомощи за "господином Omnes", т. е. народом, но беспощадная критика, часто циническая насмешка по адресу властей не могли способствовать успокоению народной массы. Необыкновенная страстность нападок Л. объясняется отчасти его убеждением, что приходится вести непосредственную, личную борьбу с дьяволом, который мешает распространению Евангелия. Л. убежден, что его слово — Христово слово, что его суд — Божий суд. Однако Л. отступается от общественного переворота, начинающегося в 1523 г. В особенности характерно отношение Л. к крестьянскому движению 1525 г. (см. Крестьянская война). Уже первый его призыв к миру по поводу 12 статей швабских крестьян показывает, что восставшие напрасно рассчитывали на провозвестника евангельской свободы. В жалобах крестьян и их насильственных действиях Л. видит прямое противоречие Евангелию, хотя признает господ и князей также далекими от истинного христианства. Позднее он выступает с необычайно резкой статьей "против разбойников и кровопийц крестьян", предлагая властям не останавливаться ни перед чем для истребления "факелов ада" и "членов диавола". "Пусть, кто может, душит и колет, тайно или открыто; и помнит, что нет ничего более ядовитого, вредного, бесовского, чем мятежник". "Как осла нужно бить, так простой народ можно только насилием держать в послушании". В это же время Л. разошелся и с гуманистическими кружками. В 1525 г. в статье против "небесных пророков" он объявляет разум "блудницей дьявола, которая только позорит и оскверняет все, что говорит и делает Бог". Гуманистические университеты под влиянием таких проповедей начинают пустеть; люди, подобные Пиркгеймеру, Муциану, испуганные новым варварством, отстраняются от Л. Наконец, между Л. и Эразмом произошел резкий разрыв. Эразм выступил против учения о предопределении на защиту свободной воли. Л. отвечал на это книгой "De servo arbitrio". Здесь формулирован страшный детерминизм, становящийся основным убеждением протестантов почти на два века. Человеческую волю Л. сравнивает с вьючным животным, которое может оседлать как Бог, так и дьявол, но которое само не может выбирать ездока. Все происходит от Бога, даже поступки безбожников и самого дьявола; Он замыкает сердце фараона и хочет смерти грешника. Л. расстается и с моралью гуманистов: он отрицает античную добродетель, потому что она вытекает из славолюбия и есть величайший грех перед Богом. Героическая пора жизни Л. кончилась. Великая национально-религиозная реформа свелась к специально-церковной перемене, судьба которой осталась в руках единственной силы, восторжествовавшей в общем разгроме, — территориальных князей. Забывая прежнюю жестокую полемику, Л. пишет униженное письмо к Генриху VIII Английскому, затем к своему злейшему врагу, Георгу Саксонскому. Его занимает теперь в особенности организация отторгнувшихся от римской церкви общин. Он отказывается от своей первоначальной демократической теории выбора священников народом и признает князей светскими епископами территории, главами местной церковной юрисдикции и управления. Так же точно Л. отступает и от принципа свободной организации отдельных церковных общин; всюду обязательно вводится сначала только рекомендованный церковный порядок Виттенберга. Забывая о своей первоначальной терпимости, он требует вмешательства государственной власти против "богохульства" и говорит, что недаром властям дан Богом меч. Наступавшую в силу реформы секуляризацию церковного имущества приходилось также предоставить светской власти, чтобы избежать худшей участи — полного раздробления и потери для церкви конфискованных владений. Советы Л. обратить доходы отобранных имуществ на школы и бедных были лишь в самой незначительной мере исполнены. Богослужение, по первоначальному представлению Л., должно было быть свободно от всякой торжественности, от обращенной к внешним чувствам обстановки; но позднее, во внимание к привычкам народа, Л. старался сохранить по возможности черты старого культа. С жаром отдался Л. церковно-просветительной деятельности и в своем собрании духовных гимнов, в своих катехизисах создал действительно прочные и истинно народные произведения. Много хлопотал он и об устройстве школ по новому образцу, которые соединяли бы религиозное воспитание с внешними данными гуманистического обучения. В целом организация церковного управления и контроля, однако, не удалась Л. и не выдерживает сравнения с работой более самостоятельных и более последовательных швейцарских реформаторов. Вразрез с мнениями юристов, оправдывавших вооруженный отпор притеснителям веры, Л. отстаивал подчинение императору, обнаруживая вместе с тем крайнюю нетерпимость по отношению к южно-немецким и швейцарским реформаторам, расходившимся с северными в толковании евхаристии (см.). На Цвингли, Буцера и других, стоявших за рационалистическое толкование, Л. стал смотреть как на опасных еретиков. Когда ввиду угрожающего положения католиков курфюрст саксонский и ландграф гессенский в 1529 г. вошли в союз с южно-немецкими городами, державшимися цвинглианского учения, Л. уговорил курфюрста отказаться от этого союза, он высказался и против протестации сторонников реформы на сейме 1529 г., считая правильным активное противодействие императору лишь со стороны целого сейма. Он требовал, чтобы протестанты ввиду общей опасности со стороны турок соединились, для внешней защиты империи, с католиками. Ввиду растущего разногласия между виттенбергцами и южанами ландграф гессенский устроил съезд богословов в Марбурге (см. Марбургский диспут), окончившийся неудачно: Л. начал даже резкую полемику против "мечтателей", соединяя под этим именем цвинглианцев с радикальными анабаптистами. Когда Цвингли был убит, Л. выразил радость по поводу этого "приговора Божия" и жалел, что победители-католики не истребили вовсе заблуждения "сакраментариев". Своим образом действий Л. много содействовал вредному для протестантов изолированию северной, княжеской от южной, городской реформации. Л. не принимал прямого участия в аугсбургских переговорах 1530 г.; он был против соглашения с католиками и не одобрял формулы исповедания, составленной Меланхтоном. На постановление сейма 1530 г. Л. ответил "Глоссой к мнимому эдикту императора", где объяснял враждебные протестантам меры влиянием злых советников государя, особенно же "главного плута", Папы Климента VII. В "предостережении, обращенном к дорогим немцам", Л., восставая против мятежа, выражает, однако, уверенность, что Бог поднимет в случае нападения католиков нового Иуду Маккавея и они узнают то, что испытали их предки в борьбе с гуситами и Жижкой. При заключении оборонительного Шмалькальденского союза Л. должен был, уступая доводам юристов, признать его законность. В 1532 г. Л. настаивал перед курфюрстом на том, чтобы, согласно требованию католиков, свобода исповедания была признана только за членами союза, т. е. с исключением цвинглианцев — и в этом смысле составилось Нюрнбергское соглашение. Ввиду новой опасности со стороны императора Л. склонился было к примирению с цвинглианцами; так возникла Виттенбергская конкордия 1536 г., причем уступки со стороны южан были гораздо значительнее, чем со стороны Л. Когда, однако, в следующем году поднялись переговоры об участии протестантов в соборе, который предполагал созвать Папа, Л., к большому огорчению Меланхтона, наметил необыкновенно резко положения против папской мессы, как "драконова хвоста, из которого изошли безбожные черви" — и в то же время формулировал учение об евхаристии вразрез с конкордией (так наз. Шмалькальденские статьи 1537 г.). В 1539 г. Л. обнародовал обширную статью "о соборах и церквах", где доказывал, что соборы не имеют права определять новые вероисповедные положения или обязательные обряды, стесняющие совесть. Л. ставит власть соборов не выше прав любого священника или церковного учителя. В конце 30-х гг. реформа распространилась на Бранденбург, Брауншвейг и Саксонию младшей линии, и Л. мог проповедовать в Лейпциге, главном городе своего умершего врага, герцога Георга. Всюду на севере, однако, возникало противоречие между княжеским авторитетом и идеальными задачами реформы. В деле Филиппа Гессенского, который при жизни жены вступил во второй брак, протестантские богословы, в том числе и Л., пошли на тяжелую сделку с совестью: не желая раздражать ландграфа, они оправдывали его поступок тем, что Писание не воспрещает полигамии, и Л. советовал только не придавать делу огласки. В конце 30-х гг. Л. выступает против так назыв. "антиномистов" (особенно Агриколы), доводивших его учение об оправдании верой без заслуг до отрицания необходимости следовать нравственному закону. В то же время Л. спорит с виттенбергским юристом Шурфом, отстаивавшим исторические традиции канонического права. В примирительных переговорах начала 40-х гг. между протестантами и католиками Л. не принимал непосредственного участия. Он был против уступок; под его влиянием курфюрст демонстративно не поехал на регенсбургский сейм (см. Интерим). Когда Л. были предъявлены догматические соглашения, главным образом по вопросу об оправдании верой, он остался неудовлетворенным этим "растянутым и заштопанным" произведением. Не согласился он и с проектом временного положения, выработанным самим императором, и продолжал требовать допущения чистой и определенной проповеди еванг. учения. Читая лекции в Виттенберге, Л. издавал многочисленные толкования на книги Св. Писания (особенно важно толкование на послание к Галатам, 1531-35 г., и толкование на Псалмы), проповеди, наставления священникам для проповедей (Kirchenpostille, 1522-43) и заканчивает перевод Библии (в 1534 г.). Последние годы деятельности Л. были для него тяжелы: все более надвигалась гроза религиозной войны; вражда с цвинглианцами росла и Л. своей полемикой (особенно статьей 1544 г.) еще увеличивал ее. Он признавался по временам, что не заметно более той ревности и того внимания к Евангелию, которое было в свое время даже у попов и монахов. Некоторым утешением служила для него полемика против католицизма (статьи "Папство в Риме, учрежденное дьяволом", "Возражение на тезисы Лувенского унив."), как бы укреплявшая в нем сознание справедливости совершившегося разрыва. Среди приготовлений к войне Л., давно уже страдавший физически, утомленный жизнью, умер в родном городи Эйслебене, куда приехал для разрешения спора в графском доме Мансфельдов 17 февраля 1546 г. Интимная жизнь Л. прошла спокойно. В 1525 г. он женился на бывшей монахине Екатерине фон Бора, что в свое время возбудило большие нарекания даже среди друзей его и было понято, а отчасти истолковано и самим Л., в смысле демонстрации. В своей большой семье, окруженный постоянно друзьями и сотрудниками — Меланхтоном, Юстом Ионасом, Бугенгагеном, Амсдорфом, — живя открыто, пользуясь почетом и вниманием со стороны князей, Л. чувствовал себя хорошо, о чем свидетельствуют его "застольные речи". Душевные терзания молодых лет, позднее революционная борьба не заглушили в нем природной веселости, доброты и наивной искренности. Л. охотно помогал приходившим к нему чем только мог; в чумные годы он заботливо посещал пораженные семьи. Мещанский тон этой жизни в течение последних ее 20 лет стоит в резком контрасте с бурной порой предшествовавшего периода. Л. был велик в момент сильнейшего возбуждения нации, велик как агитатор, смело, оригинально выражавший то, что назрело в общем сознании. Он был велик и тогда, когда затрагивал глубокие запросы простых сердец, жаждавших религиозного просветления. Но он не сознавал сложности движения, в котором занимал передовую роль. Он считал возможным выделить из него религиозную реформу и в результате сыграл в руку политической и социальной реакции. Л. стоял в стороне и от лучших просветительных задач своего времени; изгоняя из школы "языческий" элемент, он косвенно содействовал развитию протестантской схоластики. В нем поднимается еще раз сектантский дух средневековых энтузиастов, упрямых догматиков, наивно-гениальных, бесстрашных и властных народных ораторов. В его деятельности сказались вместе с тем основные черты немецкой Реформации с ее местным колоритом и национальным протестом. В учении Л. было бы неправильно искать системы, в его деятельности — последовательной программы: от горячего увлечения он часто переходил к тяжелым колебаниям; по собственному признанию, его нередко давил страх, что в случае ошибки он может ввести в заблуждение массы людей, которые за то навеки будут ввергнуты в мучения ада. Неподвижное лютеранство XVI и XVII вв. не отражает дух Л.; оно представляет, главным образом, результат общественного застоя и узких политических рамок северонемецкой Реформации.

    Сочинения Л. издавались много раз; первое издание вышло в Виттенберге в 1539-58 гг. Полнее других 5-ое изд. в Галле (1740-50; перепечатывается миссурийским синодом в С.-Луи с 1880 г.); весьма распространено 6-ое изд. (Эрланген — Франкфурт, 1826-86). С 1883 г. выходит превосходн. "Kritische Gesammtausgabe" под ред. Knaake и Kawerau, в Веймаре: до сих пор появились томы I-VI (сочинения Л. до 1520 г. включительно), VIII (1521 и начало 1522), IX (дополнения к разным годам), XII (1523), XIII (толк. к пророк., 1524-26), XIV (1523-25). Письма Л. изданы De Wette (Берл., 1825-28) и Seidemann'oì (1856). Дополнения к изд. переписки: Burckhart, "Dr. M. Luthers Briefwechsel" (Лпц., 1866), и Kolde, "Analecta Lutherana" (Гота, 1883); новое изд. писем Enders'a (Франкф., 1884). Политические сочинения Л. изд. Mundt (В., 1844-68), его "Tischreden" — Försiemann и Bindseil (Б., 1844-1848); особо вышли "Die drei grossen Reformationsschriften vom J. 1520" (2 издание, Гота, 1884). Биографии Л.: Меланхтона (Виттенб., 1546), "Hist. do vita et actis M. L."; Cochläus (противника Л.), "Comment, de actis et scriptis M. L." (Майнц, 1549); Mathesius, "Historie von M. L. Anfang, Lehre u. Leben" (Нюрнберг, 1565). Важный источник сведений о жизни Л. в позднейшую эпоху — "Lauterbach's Tagebuch" — изд. Seidemann (1872). Новые биогр. Л.: Jürgens'a (с протест. точки зрения; Лпц., 1846-47, доведена до 1517 г.); Döllinger (умеренно-католич.), "Die Reformation, ihre innere Entwickelung etc." (Регенсбург, 1848); Köstlin, "M. Luther" (Эльберфельд, 1875; след. изд. 1883 и 1888); Kolde, "M. L., eine Biographie" (Гота, 1884-93). Богословское учение Л.: Köstlin, "L.'s Theologie in geschichtlicher Entwicklung" (Штутг., 1863); Harnack, "L.'s Theologie mit besonderer Beziehung auf seine Versöhnungs— u. Erlösungslehre" (Эрланген, 1862-86); Hering, "Die Mystik L.'s" (Лпц., 1879); Lommatzsch, "L.'s Lehre vom ethisch-religiösen Standpunkte aus" (Б., 1879). См. также Ranke, "Deutsche Gesch."; Janssen, "Geschichte des deutschen Volkes" (т. II и III, Фрейб., 1878); Hefele, "Conziliengeschichte", и продолж. Hergenröther'a (т. IX, 1890); Keller, "Die Reformation u. die älteren Reformparteien" (1885); Bezold, "Geschichte d. deutschen Reformation" (Б., 1887-90, в Oncken's "Allg. Gesch."); Egelhaaf, "Deutsche Gesch. im XVI J. bis zum Augsb. Religionsfrieden" (Штутг., 1887-92).

    P. Виппер.

    Из детей Л. две дочери, Елизавета и Магдалена, умерли еще при жизни отца, третья, Маргарита — в 1570 г.; старший сын Иоганн Л. (1526-75) был советником у сыновей курфюрста Иоанна Фридриха, потом служил у герц. Альбрехта Прусского, второй — Мартин † бездетным в 1565 г., третий сын — Павел (1533-93), лейб-медик саксонских курфюрстов, был продолжателем рода. Последним потомком Л. по мужской линии был дрезденский юрисконсульт Мартин-Готлоб Л., умерший в 1759 г. Ср. Nobbe, "Genealog. Hausbuch der Nachkommen des Dr. Martin L." (Лпц., 1871). Главный памятник Л. поставлен 25 июня 1868 г. в Вормсе, по проекту Ричеля; затем более или менее замечательны еще памятники: в Виттенберге (1821) — Шадова, в Мера (1861) — Мюллера, в Эйслебене (1883) — Зимринга, в Лейпциге (вместе с Меланхтоном, 1883) — И. Шиллинга, в Дрездене (1885) — по модели Ричеля, в Магдебурге (1886) — Гундризера и в Эрфурте (1890) — Шапера.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Luther)

    Мартин (10.11.1483, Эйслебен, Саксония, — 18.2.1546, там же), глава бюргерской Реформации (См. Реформация) в Германии, основатель немецкого протестантизма (лютеранства (См. Лютеранство)). Родился в семье бывшего рудокопа, ставшего одним из владельцев плавилен и меднорудных разработок. Окончив в 1505 Эрфуртский университет со степенью магистра свободных искусств, Л. поступил в августинский монастырь в Эрфурте. В 1508 начал читать лекции в Виттенбергском университете (с 1512 доктор богословия). В обстановке подъёма общественного движения в Германии, направленного в первую очередь против католической церкви (смотри статью Германия, Исторический очерк), Л. выступил с 95 тезисами против индульгенций (См. Индульгенция) (вывесил тезисы 31 октября 1517 на дверях виттенбергской Замковой церкви). Эти тезисы содержали основные положения его нового религиозного учения (развитые им затем в других сочинениях), отрицавшего основные догматы и весь строй католической церкви. Отвергнув католическую догму о том, что церковь и духовенство являются необходимыми посредниками между человеком и богом, Л. объявил веру христианина единственным путём «спасения души», которое даруется ему непосредственно богом (тезис об «оправдании одной верой»); Л. утверждал, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность «отдаваться вере» (светское государство и его учреждения), занимают важное место в христианской религии. Л. отверг авторитет папских декретов и посланий (Священное предание) и требовал восстановления авторитета Священного писания. Своими новыми положениями Л. отвергал претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Роль духовенства Л. ограничивал наставлением христиан в духе «смирения» и «сокрушения сердца», осознания человеком его полной зависимости от «милости божьей» в деле спасения его души. В религиозных воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания немецкого бюргерства начала 16 века, обусловленные его классовой незрелостью: с одной стороны, стремление «реабилитировать» светскую деятельность, с другой — консерватизм, выразившийся в сохранении католического положения о греховной природе человека.

    Тезисы Л. были восприняты оппозиционными и революционными слоями населения как сигнал к выступлению против католической церкви и освящавшегося ею общественного строя, причём реформационное движение вышло за те границы, которые ставил ему Л. Опираясь на общественное движение в Германии, Л. отказался явиться на церковный суд в Рим, а на Лейпцигском диспуте с католическими богословами в 1519 открыто заявил, что во многом считает правильными положения, выдвинутые чешским реформатором Яном Гусом. В 1520 Л. публично сжёг во дворе Виттенбергского университета папскую буллу об отлучении его от церкви. В том же году в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» Л. объявил, что борьба с папским засильем является делом всей немецкой нации. Но в 1520—21, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться ,и на политическую арену выступил Т. Мюнцер, показавший новое, народное понимание Реформации, Л. стал отходить от первоначально занятой им радикальной позиции, уточнив, что «христианскую свободу» следует понимать лишь в смысле духовной свободы, с которой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследования по Вормсскому эдикту 1521 (См. Вормсский эдикт 1521) Л. искал защиты не в народном лагере, а у князей, укрывшись в замке Вартбург курфюрста Фридриха Саксонского. С этого времени начинаются резкие выступления Л. против радикально-бюргерских направлений Реформации (Карлштадт и др.) и особенно против революционной борьбы народных масс. Л. указывал, что светская власть обязана охранять существующий общественный порядок силой меча. Во время Крестьянской войны 1524—26 (См. Крестьянская война 1524-26) он требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния.

    Историческое значение деятельности Л. прежде всего в том, что его выступлением был дан толчок мощному подъёму движения всех передовых и революционных сил общества. Вместе с тем лютеровская Реформация, порвав с общенародным движением, центром которого она вначале являлась, сделалась впоследствии опорой власти феодальных князей. Важное значение имело провозглашение Л. идеи независимости светского государства от католической церкви, что в эпоху раннего капитализма соответствовало интересам зарождавшихся буржуазных элементов.

    В историю немецкой общественной мысли Л. вошёл и как деятель культуры — как реформатор образования, языка, музыки. Он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах борьбы с «папистами» стремился использовать народную культуру и многое сделал для её развития. Большое значение имел выполненный Л. перевод на немецкий язык Библии (1522—42), в котором ему удалось утвердить нормы общенемецкого национального языка.

    Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt 1—4, 1882—1972 (издание продолжается); Hilfsbuch zum Lutherstudium, hrsg. von K. Aland, 3 Aufl., Weimar, 1970.

    Лит.: Маркс К., К критике гегелевской философии права, Маркс К. и Энгельс Ф., Сочинения, 2 изд., т. 1, с. 422—23; Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, там же, т. 7; Смирин М. М., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война, 2 изд., М., 1955; его же, Лютер и общественное движение в Германии в эпоху Реформации (к 450-летию немецкой реформации), в сборнике: Вопросы научного атеизма, в. 5, М., 1968; Müller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964; Zschäbitz G., М. Luther, Gröβe und Grenze, Tl 1 (1483—1526), В., 1967; Trebs H., Martin Luther heute, В., 1967.

    М. М. Смирин.

    М. Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха. 1526.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Лютер

    ЛЮТЕР Мартин (Luther, 1483—1546) — виднейший деятель немецкой церковной реформации, профессор теологии Виттенбергского университета. По происхождению — сын рудокопа.

    В 1517—1522 Л. ведет агитацию за беспощадную борьбу с папским Римом и его приспешниками, с духовными и светскими князьями, предлагает «омыть руки в их крови». Когда же обнаруживается, что возглавленное им движение начинает перерастать в плебейски-революционное, Л. предает своих недавних союзников — крестьянство и городское плебейство, переходит к проповеди мирного развития и пассивного сопротивления. Вспыхивающая в 1525 Великая крестьянская война окончательно «отрезвляет» Лютера, он решительно выступает на защиту князей, призывая их уничтожать посягающих на существующий социальный порядок крестьян, «как бешеных собак». Боязнь мощного движения общественных низов крайне характерна для Л. В отличие от Томаса Мюнцера, бывшего вождем восставшего плебейства, Л. по существу все время оставался идеологом бюргерства, которое от заигрывания с революционно-демократическими элементами стремительно перешло к капитуляции перед юнкерским деспотизмом, лишь только развитие революции, с одной стороны, и реакции (католическая реставрация) — с другой, начало угрожать его имущественным завоеваниям. В этом — корни оппортунизма Лютера, наложившего отпечаток на все его творчество.

    С историей немецкой литературы Л. связан гл. обр. переводом Библии (Ветхий и Новый завет — оконч. в 1522, переработка перевода при участии Меланхтона и др. — в 1541), к-рый оказал огромное влияние на развитие немецкого литературного яз. Именно лютеровский перевод Библии дает возможность составления первой новонемецкой грамматики, появившейся в 1578 (Clajus, Grammatika germanica ex bibliis Lutheri germanicis et aliis ejus libris collecta). В отличие от своих предшественников, переводивших Библию с вульгаты, Л. имеет дело с гебраистским и древнегреческим текстами. Однако успех перевода не коренился всецело в его значительной точности. Решающее значение имели особенности языка Л. Положив в основу перевода саксонское наречие, бывшее признанным яз. правительственных учреждений Германии, Л. создал произведение, возвысившееся над языковой пестротой, к-рая царила в Германии того времени. Обращение Л. к саксонскому наречию не случайно. По сравнению с другими областями Германии Саксония была страной наиболее развитых капиталистических отношений (рост горной промышленности, зачатки мануфактуры и пр., что делало ее в ряде случаев образцом для остальных немецких государств. Опираясь в своем стремлении создать общенемецкий литературный язык на саксонское наречие, Лютер тем самым явился проводником тенденций немецкого капитала, стремившегося к возможно большему преодолению культурно-экономической раздробленности Германии. Но успех перевода все же не был бы столь значительным, если бы Л. не сделал взятый им за основу канцелярский язык более подвижным и богатым, не приблизил его к разговорной речи путем введения в него оборотов, слов, поговорок, почерпнутых из языкового запаса широких слоев бюргерства и крестьянства. Отсюда «мужицкая» сочность речи Лютера, не страшившегося даже самых «сильных» выражений. В короткий срок лютеровская Библия становится самой распространенной книгой Германии XVI в., причем революционно-плебейский лагерь видит в ней опору в своей борьбе с буржуазно-юнкерской коалицией. В немалой степени этому способствовал также сам Л., противопоставлявший феодализированному христианству своего времени христианство Нового завета, феодальному обществу картину общества, ничего не знавшего о сложной системе феодальных отношений. Но как только революция в Германии углубилась, Лютер поспешил обратить Библию против мятежников, составив на основании ее защиту установленной богом власти, освящая ее авторитетом кровавую расправу с революционерами и даже крепостное право («Wider die mordischen und reubischen Rotten der Paurenn», 1525, и др.).

    Аналогичными тенденциями проникнуты и др. произведения Л. — его многочисленные Streitbucher (полемические сочинения), речи, басни («Etliche Fabeln aus Esopo», 1530), проповеди и пр., в которых он шаг за шагом освобождается от радикальной фразеологии начального периода своей деятельности. В этом отношении характерны его знаменитые «Tischreden» (Застольные речи, изданы после смерти Л.), посвященные различным вопросам, волновавшим Германию XVI века. В них он между прочим доказывает, что библейский бог «велит умерщвлять непокорных детей», под к-рыми Л. разумеет подданных, посягающих на установления своего отца-монарха. Здесь же он слагает дифирамб крепкой семье, этому краеугольному камню буржуазного общества (ср. его проповедь «Vom ehelichen Leben», 1521, или стих. «Hausspruch», в котором излагается практическая философия семьянина-собственника). Выдающуюся роль в реформационном движении сыграли также евангелические церковные песни Л., являющиеся классическими памятниками названного жанра (напр. «Ein feste Burg ist unser Gott», «Vom Himmel hoch da kom ich her» и др.).

    И в данном случае Л. охотно обращается к фольклору, заимствуя для своих псалмов мотивы народной песни, элементы композиции, систему сравнений и даже целые фразы. Так, одну из своих евангелических песен он начинает традиционным для народной песни зачином: «Ein neues Lied wir heben an». Такие же обороты, как «So hort und merket alle wohl» или «bis willekomm du edler gast», как бы взяты из обихода шпильманской поэзии. Сам Л. объяснял свои заимствования из светской лирики тем, что этим путем он надеется уменьшить популярность «плотских» песен («Buhllieder und fleischliche Gesange»), переключив ее в русло евангелической поэзии. Л. также использовал богатую литературу католических латинских гимнов, перерабатывая их в протестантские песнопения. С работой над переводом Библии связано его сочинение «Sendbrief vom Dolmetschen» (Послание об искусстве перевода), интересное тем, что в нем изложены взгляды Л. на немецкий язык.

    В истории немецкой литературы место Л. определяется тем, что он был первым крупным буржуазным писателем, положившим основание всей последующей литературе немецкого бюргерства. Поэтому прав Г. Гейне, когда он замечает, что в сущности только с Лютера начинается новая немецкая литература («К истории религии и философии в Германии», есть русский перевод). В настоящее время имя Лютера — знамя наиболее реакционных сил Германии.Библиография:

    I. M. Luthers Geistliche Lieder, hrsg. von P. Wackernagel, 1848; Werke, 12 B-de, Weimarer Ausgabe, 1883; Luthers Schriften (Auswahl), hrsg. von E. Wolff (Deutsche National Literatur, B. 15), s. a.; Ausgewahlte Werke Luthers, herausgegeben von Borcherdt, 8 B-de, 1917—1924.

    II. Энгельс Ф., Крестьянская война в Германии, изд. Института Маркса и Энгельса; Roethe G., D. M. Luthers Bedeutung fur die deutsche Literatur, Berlin, 1918.

  5. Источник: Литературная энциклопедия



  6. Философская энциклопедия

    ЛЮТЕР

    (Luther) Мартин (1483—1546) — нем. теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. С 1501 по 1505 учился в Эрфуртском ун-те, в 1505 получил степень магистра свободных искусств. Пережив острый духовный кризис, поступил в августинианский монастырь, в 1506 постригся в монахи, был рукоположен в духовный сан (1507); в 1512 получил степень д-ра богословия и стал проф. библеистики Виттенбергского ун-та.

    В 1517 Л. обнародовал 95 тезисов, в которых обличал продажу индульгенций как корыстную торговлю «небесными сокровищами», несовместимую с учением Писания. Обвиненный Римом в ереси, Л. категорически отказался пересмотреть свои взгляды, а в 1520 публично сжег папскую буллу, отлучавшую его от церкви. Развивая критику католического культа, он все более укрепляется в убеждении, что спасение не зависит от поведения человека: оно даруется по абсолютно суверенной воле Господа и проявляется в личной вере в искупительную жертву Иисуса Христа. Такая вера — не рассудочный выбор, но безраздельное доверие к Спасителю, состояние полного смирения и «сокрушения сердца» человека, осознающего свое полное ничтожество и неискоренимую греховность. Такова суть знаменитой концепции sola fide (спасение только личной верой) — догматического фундамента протестантизма.

    Основу протестантской антропологии составляет учение Л. о «христианской свободе». Человек, утверждал он, имеет двойственную природу — сущность духовную и сущность физическую. Соответственно первой, на которую «люди ссылаются как на душу, он называется духовным, внутренним, или новым обновленным человеком»; его праведность и свобода души не зависят ни от каких земных условий, но только от абсолютной суверенной воли Бога. Воля же человеческая «без Божьей благодати ничуть не свободна, а неизменно оказывается пленницей и рабыней зла, потому что сама по себе она не может обратиться к добру». Тем самым христианин «свободен во Христе», он «имеет все, что ему нужно в вере, и не нуждается ни в каких делах для оправдания себя; и если ему не нужны дела, то он не нуждается и в законе; а если он не нуждается в законе, то, конечно же, свободен от закона...». Отсюда вывод: «Если светская власть осмеливается диктовать законы душам, она грубо вмешивается в Правление Господа, соблазняет и портит души», а поэтому «здесь христианин не должен уступать, иначе он предает Господа».

    Соответственно же «физической сущности, на которую люди ссылаются как на плоть, человек называется плотским, внешним или ветхим». Поскольку светское правление установлено самим Богом для охраны мира, наказания греха и преступлений, то в земной жизни христианин «слуга всем» и должен подчиняться ее законам. С этих позиций Л. выступал как против требований кальвинистов сделать Евангелие средством регуляции мирской жизни, так и против призывов Т. Мюнцера силой добиваться социального равенства на земле, а в своих памфлетах 1525 требует жестокой расправы над мятежниками.

    Учение Л. о путях спасения и земном призвании («свободе») человека несло в себе глубокий гуманистический пафос, расшифровать который смогло только последующее развитие культуры. Его идея неискоренимой греховности и ничтожества человека утверждала извечное, так сказать, онтологическое равенство всех верующих в главном — в глазах Бога, пробуждало в мирянах чувство собственного достоинства и внутренней независимости от «князей» — и церковных, и светских. Она признавала равенство всех христиан в возможности прямой связи с Богом, опосредованной только собственной совестью, проявляя полное доверие к духовно-нравственному опыту любого «профана», превосходящего в глазах Бога все папские декреталии и схоластические филос. умствования. Идеи Л., пробившие брешь в духовной диктатуре церкви, положили начало широкому общенациональному движению против католической церкви.

    Поскольку Л. не признает посреднической роли церкви во взаимоотношениях человека с Богом, он отвергает специфическое для католицизма выделение особой (сакральной) сферы активности (принятие таинств, посты, «добрые дела», подвиги благочестия, монашество, посещение святых мест и т.п.) как решающего средства спасения и объявляет священнодействием всю повседневную (профаническую) деятельность человека, проникнутого сознанием безоговорочного раскаяния в своей греховности. Отсюда ключевое для антропологии Л. понятие земного долга, призвания (der Beruf): это бескорыстное, полное сознания собственной греховности служение Богу и ближним. Протестантская этика, освящающая повседневный целеустремленный труд, профессиональное мастерство и усердие как форму служения Господу, стала могучим стимулом становления раннего капитализма, развития предпринимательской активности и формирования идеологии либерализма.

    Л. радикально пересматривает и традиционное отношение католицизма к разуму и науке. Человек, подчеркивает он, живет в двух сферах: в отношении к Богу (царство небесное) и в отношении к природной и социальной среде (царство земное). Адекватным и достаточным инструментом решения земных проблем (т.е. физического существования и регуляции жизни общества) служит разум — величественный дар Бога, отличающий человека от животного. Однако человеческий («природный») разум в принципе неспособен проникнуть в тайну божественной милости, которая может быть познана лишь верой; религия природного разума, извращенного грехом, не просто недостаточна, она порочна и ведет к идолопоклонству. В сфере теологии такой разум может быть лишь слугой веры, дрессировщиком человеческой самонадеянности и никчемности. Вера же рождает «просвещенный разум» — способность человека упорядоченно рассуждать над материалом, который дан в Писании. Аналогично Л. относится к науке. С одной стороны, он категорически отвергает ее как средство богопознания, с другой — поощряет ее в изучении природы и общества для получения практических знаний, частично восстанавливающих господство человека над природой, утраченное Адамом. Небеса теологии, подчеркивает он, не являются небесами астрономии: с религиозной т.зр. свет Луны — знак божественной заботы, дело же ученых исследовать его как отражение света Солнца.

    Принципиальное различение двух сфер человеческого существования предопределяет отношение Л. к философии: в отличие от теологии, она имеет дело с эмпирическим, видимым миром и способна давать полезные знания. Л., напр., одобряет размышления Цицерона об этике и трактаты Аристотеля, посвященные логике и риторике: они могут помочь в совершенствовании проповеднического искусства. Но он с порога отвергает само право философов как рассуждать о богословских предметах (о Боге, грехе, бессмертии души и т.д.), так и переносить филос. категории в область теологии. В этом случае тот же Аристотель фигурирует у него как «зловонный философ», «слепой язычник». Особо неприязненно Л. относится к Фоме Аквинскому и к схоластике в целом.

    Великим творческим подвигом Л. был перевод Библии на нем. язык, сыгравший громадную роль в подъеме национальной культуры. Этому способствовали и составленные им хоралы и религиозные песни, в которых он широко использовал мелодии и тексты народных песен. Л. также много сделал для реформирования системы образования, настаивая на изгнании схоластики и на преподавании дисциплин, обогащающих учеников полезными знаниями. Творчество Л. оказало глубокое влияние на европейскую (прежде всего, нем.) философию и культуру в целом.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Новейший философский словарь

    ЛЮТЕР (Luther) Мартин (1483-1546) - немецкий мыслитель, глава Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма. Доктор богословия (1512) Виттенберг-ского университета. Л. начал реформу теологии, оставаясь на ее почве. Основные положения нового вероучения, положившие начало Реформации, Л. впервые обнародовал в 95 тезисах против торговли индульгенциями католическим духовенством (31.10.1517). Позже его взгляды были изложены в работах «К христианскому дворянству немецкой нации», «О свободе христианина», «О вавилонском пленении церкви» и др. Л. обвинялся папским Римом в ереси. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви; на императорском рейхстаге в Бормсе (1521) публично отстаивал принцип автономии совести. Л. отвергал авторитет папских декретов и посланий, утверждая, что церковь не является необходимым посредническим звеном между человеком и Богом. Человек, по Л., достиг «спасения души» только при помощи веры, которая даруется ему Богом непосредственно. Л. восстанавливал авторитет «Священного писания», стремился сделать Библию доступной для каждого и 15 лет посвятил ее переводу на немецкий язык. Он считал, что каждый христианин вправе сам толковать «Священное писание». Л. не признавал принципиальной разницы между духовенством и мирянами. Роль духовенства видел в том, чтобы наставлять людей в смирении перед Богом. Монашество не считал идеальным образцом религиозного служения. Л. выдвинул лозунг мирской аскезы: каждый человек должен с максимальной серьезностью относиться к своему делу, своему призванию - пахать землю, изготавливать ремесленные изделия, учить детей, управлять государством. Чем лучше это делают крестьянин, ремесленник, купец, учитель, монарх, тем более их деятельность угодна Богу. Л. в корне изменил отношение к мирской деятельности, с религиозно-нравственных позиций способствовал возвышению труда. Историческое значение лютеровской Реформации состояло в том, что она заложила основы религиозно-этических ценностей, которые стимулировали становление и развитие новой культуры - культуры свободного предпринимательства. Сам Л. был противником понимания Реформации как борьбы за справедливость и евангельское равенство. Социальной опорой Реформации Л. считал власть князей. В историю немецкой мысли Л. вошел также как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т.д. см. также: ПРОТЕСТАНТИЗМ, ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА.

  9. Источник: Новейший философский словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    (Luther), Мартин (10.XI.1483 - 18.II.1546) - деятель бюргерской Реформации в Германии, основатель нем. протестантизма. Род. в г. Эйслебене (Саксония) в семье б. рудокопа, занявшего затем видное место среди владельцев плавилен и меднорудных разработок. В Эрфуртском ун-те, куда Л. поступил в 1501, он поддерживал близкие связи с гуманистами, но не примкнул к ним: радикальные гуманисты в борьбе с "папистами" добивались решения волновавших нем. общество проблем путем развития светского образования, Л. же искал реформы самой теологии, оставаясь на ее почве. В 1505 Л., получив степень магистра свободных искусств, оставил начатое им изучение юриспруденции и поступил в августинский монастырь в Эрфурте, где углубился в изучение ср.-век. мистики. Начав читать лекции в основанном в Виттенберге ун-те и получив в 1512 степень доктора богословия, Л. стал выступать со своим учением, высказывая смелые для того времени мысли. В обстановке невиданного до того в Германии подъема обществ. движения, когда наиболее общими для всех слоев оппозиции стали требования устранения влияния развращенного и испорченного католич. духовенства, Л. прибил (31 окт. 1517) к дверям виттенбергской церкви свои знаменитые 95 тезисов против индульгенций, содержавшие осн. положения его нового религ. вероучения, развитые им затем в других соч. (1519-20). Выступая против догматов и строя католич. церкви, Л. утверждал, что церковь и духовенство не являются посредниками между человеком и богом, т. к. человек достигает "спасения души" ("оправдания") только при помощи веры, даруемой ему непосредственно богом. Тем самым Л. отверг претензии духовенства на господствующее положение в обществе. Объявив веру христианина единств. средством его общения с богом, Л. настаивал на том, что и мирская жизнь и весь мирской порядок, обеспечивающий человеку возможность "отдаваться вере", - светское гос-во и его учреждения, - занимают важное место в христ. религии. Вместе с отрицанием посреднич. роли церкви в деле религ. "оправдания" Л. выдвинул положение о том, что должен быть отвергнут авторитет папских декретов и посланий ("Священное предание") и восстановлен авторитет "Священного писания". Согласно учению Л., христианин достигает общения с богом путем полного "смирения" и "сокрушения сердца", осознавая свою полную ничтожность перед спасающей его "милостью божьей". Роль духовенства Л. видел в том, чтобы наставлять людей в смирении. В религ. воззрениях Л. нашли отражение противоречивые настроения и колебания нем. бюргерства нач. 16 в., обусловленные его клас. незрелостью: с одной стороны, Л. стремится "реабилитировать" деятельность людей в светских делах, показав ее положит. значение в системе христ. религиозности, с другой - повторяет положения католич. вероучения о греховной природе людей. Из первых выступлений Л. оставалось неясным, следует ли из его учения необходимость преобразования также и светского порядка. Л. не уточнял своих взглядов на вопросы социальных отношений, что придавало его учению весьма широкий характер, т. к., не выходя по существу за рамки бюргерской ереси, оно, по словам Ф. Энгельса, "...не исключало также ни одного более радикального направления..." (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 365). Тезисы Л. были восприняты как сигнал к выступлению всех оппозиц. и революц. слоев населения, причем реформац. движение вышло за те границы, к-рые желал ему поставить Л. Сам Л. нуждался в опоре на широкое обществ. движение, отказавшись явиться на церк. суд в Рим, открыто признав на Лейпцигском диспуте 1519 с католич. теологом И. Экком, что во многом следует учению Я. Гуса. В 1520 Л. публично сжег папскую буллу об отлучении его от церкви. В трактате "К христианскому дворянству нем. нации" ("An den christlichen Adel deutscher Nation", 1520) Л. проводил мысль о том, что нац.-политич. задача немцев - освободиться от папского засилья - решается тем, что дело служения богу рассматривается не как дело одного духовенства, а как функция всей жизни христиан, их мирских учреждений и светской власти ("всеобщее священство"). Но сравнительно радикальный период в деятельности Л., когда он стремился сохранить связь с широким обществ. движением, продолжался недолго. В обстановке обострившейся в 1520-21 клас. борьбы, когда позиции разных примкнувших к Реформации классов стали определяться и на политич. арену выступил Т. Мюнцер, показавший особое понимание Реформации нар. низами, Л., уточняя социально-политич. смысл своего учения, выдвинул на первый план его консервативные основы, стал отрекаться от нар. элементов движения. Уже в трактате "О свободе христианина" ("Tractatus de libertate Christiana", 1520) Л. разъяснял, что "христ. свободу" следует понимать только в смысле духовной свободы, с k-рой телесная несвобода (включая крепостное состояние) вполне совместима. От преследований по Вормскому эдикту 1521 Л. стал искать защиты не в нар. лагере, а у курфюрста Фридриха Саксонского, укрывшего его в замке Вартбург. С 1522 Л. стал открыто резко выступать против революц. действий нар. масс и против представителей радикально-бюргерской реформации (в частности, против Карлштадта). В трактате "О светской власти" ("Von weltlicher Obrigkeit", 1523) Л. в сформулированной им теории "божеств." и "естеств." права изложил свои политич. взгляды, указав, что светская власть, опираясь на "естеств. право", обязана охранять существующий светский порядок силой меча и что именно этой функцией она создает основу для христ. благочестия, т. е. для божеств. порядка. Феод. власть князей объявлена была Л. официальной опорой Реформации. Во время Крест. войны 1524-25 Л. на основе этой теории требовал кровавой расправы с восставшими крестьянами и восстановления крепостного состояния ("Wider die räuberischen und mörderischen Rotten der Bauern", май 1525, и др. соч.). В полемич. трактате против Эразма Роттердамского "О рабской воле" ("De servo arbitrio", 1525) Л. сформулировал свою теорию "абсолютного предопределения", согласно к-рой человеческая воля и знание не играют никакой роли. Это шаг назад по сравнению с высказанными им в нач. 20-х гг. мыслями о том, что "сам бог возвещал откровение своего слова расцветом языков и наук". Это отразило эволюцию консервативного слоя бюргерства, к-рый представлял Л. Реабилитация мирской жизни сочеталась в лютеровском вероучении с отрицанием всякого положит. значения воли и разума человека. Он проповедовал не изменение обществ. отношений, а лишь освящение их божеств. авторитетом - абстрактный радикализм сочетался в лютеровской Реформации с религ. освящением реакц. действительности. Ист. значение этой Реформации заключалось в том, что она дала толчок мощному подъему обществ. движения, в ходе к-рого на арену выступили разные направления радикальной и нар. трактовки реформац. идей, ставших выражением требований социальных и политич. преобразований.

    В историю нем. обществ. мысли Л. вошел и как деятель культуры, как реформатор образования, языка, музыки и т. д. Правда, сам Л. подчеркивал свою отчужденность от идей гуманизма и от светской культуры вообще. Однако он не только испытал на себе влияние культуры Возрождения, но в интересах своей борьбы с "папистами" стремился использовать нар. культуру и многое сделал для ее развития. Важнейшим вкладом Л. в нем. культуру было утверждение им в нем. переводе Библии (окончен в 1534) норм общенем. нац. языка. Составленный Л. хорал на основе 46-го псалма сделался, по словам Энгельса, "Марсельезой 16 в.".

    M. M. Смирин. Москва.

    Историография о Л. развивалась в течение столетий под знаком острых противоречий между протестантизмом и католицизмом. Вплоть до 18 в. Л. пользовался у своих ортодоксальных приверженцев непререкаемым авторитетом, к-рый был несколько поколеблен лишь пиетистами. В эпоху Просвещения Л. чтили как борца за свободу совести, против оков католич. церкви и схоластики, к-рый тем самым способствовал расцвету науки и гуманности. В 19 в. к этой рационалистически-либеральной трактовке Л. добавились националистич. (а иногда и шовинистич.) черты. Его все более прославляли как воплощение "нем. народного духа" и "нем. сущности"; в конце концов он был объявлен нац. героем (A. Hausrath, Luthers Leben, Bd 1-2, В., 1904). Напротив, попытки теологич. истолкования учения Л., предпринятые Т. Харнаком, А. Ричлем, не оказали большого влияния на историографию о Лютере. Э. Трёльч соединял восхищение Л. с критикой последствий Реформации.

    Значительным стимулом к изучению деятельности и произв. Л. послужили начатое в связи с 400-летним юбилеем Л. издание полного собрания его соч. (Веймарское издание, с 1883), основание Союза по изучению истории Реформации (1883) и, наконец, опубликование ранних лекций Л. В бурж. лит-ре, выходившей с 1917, все меньше внимания уделяется связи деятельности Л. с обществ. движением нач. 16 в., на первый план выдвигается сугубо внутр. душевные противоречия Л. в связи с его отношением к богу. Первыми проложили путь в этом направлении работы К. Холля (К. Holl, Gesammelte Aufsätze zur Kirchengeschichte, Bd 1 - Luther, 6 Aufl., Tübingen, 1932; Bd 3 - Der Westen, Tübingen, 1928), к-рый оказал большое влияние на последующую бурж. историографию, сильно связанную также с традициями Л. Ранке (П. Иоахимзен, Р. Штадельман и наконец Г. Риттер, y к-рого Л.

    служит символом и воплощением некоего иррационального стремления нем. души, - G. Ritter, Luther. Gestalt und Tat, 1925, 5 Aufl., 1949).

    В освещении католич. историков и теологов образ Л. до недавнего времени складывался под влиянием враждебного Л. соч. католич. теолога 16 в. Кохлеуса. Реакц. романтики проклинали Л. как разрушителя церк. единства, И. фон Дёллингер, как и И. Янсен, приписывал Л. вину за упадок культуры, якобы наступивший в 16 в. Г. Денифле и Г. Гризар изображали Л. как преступную натуру или как психопата.

    В новейшей историографии наблюдается смягчение противоречий между католич. и протестантской интерпретацией Л., представляющее составную часть сближения обоих христ. вероисповеданий, целью к-рого является создание единого идеологич. фронта против науч. коммунизма. Особое значение придается "раннему" Л., иначе - "католич". Л. (О. Scheel, M. Luther, Bd 1-3, 3 Aufl., Tübingen, 1921-30, H. Böhmer, Der Junge Luther, 5 Aufl., Lpz., 1952, и др.), к-рый кажется особенно "пригодным" для преодоления конфессиональных различий. При этом революц. нар. движения периода Реформации, против к-рых Л. вскоре начал борьбу, были оклеветаны или их значение сильно принижалось. В католич. историография крутой поворот в сторону "реабилитации" Л. произвел И. Лорц (I. Lortz, Die Reformation in Deutschland, Bd 1-2, Freib., 1939-40).

    В то время как конфессионально ограниченная историография выдвигает на первый план особенности личности Л. и изображает его религ. проблематику как решающую и даже единственную основу всей Реформации, марксистская ист. наука, начиная с Ф. Энгельса, рассматривает деятельность Л. как отражение экономич. преобразований и клас. борьбы в Германии в начале перехода от феодализма к капитализму. Историки СССР и ГДР (особенно М. M. Смирин, А. Мейзель, Л. Штерн, М. Штейнмец) различают две гл. фазы в деятельности Л.: Л. как представитель нац. антипапского движения (до 1521) и Л. как идеолог умеренного бюргерского лагеря Реформации (а затем и княж. реформации), чем в конечном счете объясняют многочисл. изменения в теологич. воззрениях Л. (Р. Мюллер-Штрейзанд и др.).

    Соч.: Werke. Kritische Gesamtausgabe, Abt. 1-4, Weimar, 1882-1957 (Abt. 1, Bd 1-58; Abt. 2, Bd 1-6; Abt. 3, Bd 1-10; Abt. 4, Bd 1-11; Inhaltsübersicht zu Abt. 1-4).

    Лит. (кроме указ. в статье): Маркс К., К критике гегелевской философии права, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 1, с. 422-23; Энгельс Ф., Крест. война в Германии, там же, т. 7; Бецольд Ф. фон, История Реформации в Германии, пер. с нем., т. 1-2, СПБ, 1900; Смирин М. М., Народная Реформация Томаса Мюнцера и Великая крест. война, М., 1947; его же, Германия эпохи Реформации и Великой крест. войны, М., 1962; Die Frühbürgerliche Revolution in Deutschland, В., 1961; Febvre L., Un destin: M. Luther, P., 1928; Diem H., Luthers Lehre von den zwei Reichen, Münch., 1938; Hinrichs K., Luther und Müntzer, В., 1952; Stern L., M. Luther und Ph. Melanchthon..., (Halle-Wittenberg, 1954); Gerstenkorn H. R., Weltlich Regiment... Die staatstheoretischen Auffassungen Martin Luthers..., Bonn, 1956; Fife R. H., The revolt of M. Luther, N. Y., (1957); Blayney I. W., The age of Luther..., N. Y., (1957); Granz F. E., An essay on the development of Luther's thought on justice, law and society, Camb., 1959; Fabiunke G., M. Luther als Nationalökonom, В., 1963; Green V. Н. Н., Luther and the reformation, L., 1964; Müller-Streisand R., Luthers Weg von der Reformation zur Restauration, Halle, 1964.

    Schnabel E., Deutschlands geschichtliche Quellen und Darstellungen, Tl 1 - Das Zeitalter der Reformation, Lpz.-В., 1931; Herte A., Das katholische Lutherbild im Banne der Lutherkommentare des Cochläus, Bd 1-3, Münster, 1943; Stephan H., Luther in den Wandlungen seiner Kirche, 2 Aufl., В., 1951; Zeeden E. W., M. Luther und die Reformation im Urteil des deutschen Luthertums, Bd 1-2, Freib., 1950-52; Bornkamm H., Luther im Spiegel der deutschen Geistesgeschichte, Hdlb., 1955; Lutherforschung heute. Referate und Berichte des I Internationalen Lutherforschungskongresses, Aarhus, 18-23 Aug. 1956, В., 1958.

    Л. Штерн. ГДР.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия