Словарь Брокгауза и Ефрона

    см. Маццуола.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Пармиджанино (Parmigianino; собственное Маццола, Mazzola) Франческо (11.1.1503, Парма,—24.8. 1540, Касальмаджоре, Ломбардия), итальянский живописец. Сложился под влиянием Корреджо. Уже для ранних произведений П. (фрески в церкви Сан-Джованни Эванджелиста в Парме, 1522; «Автопортрет в выпуклом зеркале», 1524, Художественно-исторический музей, Вена) характерны удлинённые пропорции фигур, неожиданные ракурсы, оптические эффекты. По-своему переосмыслив творчество Микеланджело и Рафаэля, П. стал одним из ведущих представителей маньеризма; его изысканно-грациозный рисунок и колорит, основанный преимущественно на сочетаниях блёклых и металлически-резких тонов, служат воплощению отрешённого от жизни идеала, загадочной, холодно-чувственной красоты («Мадонна с длинной шеей»; см. илл.). Портреты П., сыгравшие значительную роль в развитии субъективно-эмоционального направления в этом жанре, проникнуты духом аристократической замкнутости и глубокой внутренней тревоги. Виртуозное мастерство П. проявилось также в его многочисленных рисунках и первых в Италии офортах. См. илл.

    Лит.: Freedberg S. J., Parmigianino. His works in painting, Camb. (Mass.), 1950; Popham A. E., The drawings of Parmigianino, N. Y., 1953.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Parmigianino)

    (1503-1540), итальянский живописец. Работал в маньеристическом стиле, который стал своего рода реакцией на упорядоченность и уравновешенность классического искусства Высокого Возрождения. Настоящее имя Пармиджанино - Джироламо Франческо Мария Маццола (или Маццуоли) (Girolamo Francesco Maria Mazzola, Mazzuoli). Родился в Парме 11 января 1503. На формирование его стиля сильное влияние оказала живопись Корреджо, с ее мягкой и плавной моделировкой объемов, а также искусство Рафаэля, с творчеством которого художник познакомился в Риме (1523-1527). Влияние Рафаэля заметно в картинах Видение Св. Иеронима (ок. 1526-1527, Лондон, Национальная галерея) и Мадонна с розой (1527-1530, Дрезден, Картинная галерея). Стиль Пармиджанино - рафинированный и несколько искусственный, с декоративной линеарностью и серебристыми оттенками палитры, предвосхищающими живопись рококо. В 1531 художник вернулся в Парму, где жил до самой смерти 24 августа 1540. В его пармских работах (фрески церкви Санта Мария делла Стекката, 1531-1540, и цикл росписей Диана и Актеон в палаццо Фонтанеллато, 1523-1524) присутствуют характерные черты маньеризма: удлиненные пропорции, томная грация фигур, использование декоративных эффектов. В дальнейшем стиль художника развивался в направлении большей строгости и отвлеченности. В наиболее известной картине Пармиджанино Мадонна с длинной шеей (1534-1540, Уффици), с ее плавными контурами, застывшими позами персонажей и холодным аристократическим изяществом, мастер как будто возвращается к классическим эстетическим нормам. Среди портретов Пармиджанино наиболее известны Автопортрет в выпуклом зеркале (1524, Вена, Художественно-исторческий музей), т.н. Антея (ок. 1530, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) и Автопортрет (1530, Уффици).

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Пармиджани́но Франческо

    (Parmigianino), настоящая фамилия Маццола (Mazzola) (1503—1540), итальянский живописец, представитель маньеризма. Изысканно холодный колорит, утончённый рисунок воплощает идеал холодной и одновременно чувственно-загадочной красоты («Мадонна с длинной шеей», 1534—40).

    * * *

    ПАРМИДЖАНИНО Франческо

    ПАРМИДЖАНИ́НО (Parmigianino) (наст. имя, Джироламо Маццола, Mazzola) (11 января 1503, Парма — 24 сентября 1540, Казальмаджоре, Ломбардия), итальянский художник, один из крупнейших живописцев маньеризма.

    Ранние годы

    Родился в семье живописца Ф. Маццолы, который и был его главным наставником в искусстве. Позднее получил обычное для той эпохи топонимическое прозвище («уроженец Пармы»). Испытал влияние Рафаэля(см. РАФАЭЛЬ САНТИ) и Микеланджело(см. МИКЕЛАНДЖЕЛО Буонарроти), но в первую очередь Корреджо(см. КОРРЕДЖО Антонио), именно в этом городе создавшего свои главные произведения.

    Данное влияние четко проступает уже в ранних его произведениях («Мистическое обручение Св.Екатерины», ок. 1521; фрески в двух боковых капеллах пармской церкви Сан-Джованни-Эванджелиста, ок. 1522—23; и др.), соседствуя, однако же, с остроиндивидуальными стилистическими чертами, такими как особая, действительно «манерная» (как и следует из самого понятия «маньеризма(см. МАНЬЕРИЗМ)») элегантность поз и удлиненных, грациозных пропорций.

    Уже в ранний период проявил себя и как выдающийся портретист, умеющий впечатляюще акцентировать аристократическое благородство своих моделей и окутывать их, благодаря эмблематическим деталям антуража, аурой многозначительной тайны («Галеаццо Санвитале», 1524).

    Тревожная грация

    В 1524 Пармиджанино прибыл в Рим, где был представлен новоизбранному папе Клименту VII(см. КЛИМЕНТ VII). Дабы продемонстрировать свое мастерство преподнес папе несколько картин, в том числе знаменитый «Автопортрет в выпуклом зеркале» (1524), где блестяще разрешил достаточно сложную перспективную задачу, в итоге придав своему изображению (с огромной рукой на переднем плане, более крупной, чем голова) почти «сюрреалистический» облик. В главном его религиозном образе того периода («Видение Св. Иеронима», 1527) закрепилось влечение Пармиджанино к идеалу загадочной, отрешенной от мира красоты.

    После погромов, которыми сопровождался захват Рима(см. ИТАЛЬЯНСКИЕ ВОЙНЫ) войсками Священной Римской империи, в 1527 спешно уехал в Болонью, а оттуда в 1531 возвратился в родной город. В последние десять с небольшим лет своей недолгой жизни исполнил три лучшие свои религиозные картины — «Богоматерь со Св. Маргаритой и др. святыми» (кон. 1520-х), «Богоматерь с розой» (кон. 1520-х – нач.1530-х) и прославленную «Богоматерь с длинной шеей» (1534—40), ставшую его своеобразным творческим завещанием. Все в последней композиции — и «спиралевидная» поза Марии, и божественный Младенец, не то крепко заснувший, не то мертвый, и непонятная колонна позади (предметно акцентирующая неестественно-удлиненную шею Богоматери) — призвано заинтриговать зрителя, оставив его в тревожном беспокойстве.

    Загадочного обаяния полна и т. н. «Антея» (портрет неизвестной юной женщины, скорее всего, куртизанки; ок.1535—37); ее взгляд, как это всегда бывает в портретах Пармиджанино, пристально, почти гипнотически направлен прямо на зрителя. С 1531 работал над росписями пармской церкви Санта-Мария-делла-Стекката, но задержка с их завершением привела в итоге к его заключению в тюрьму (1539). Выпущенный под залог, бежал в Казальмаджоре.

    Оставил также значительное графическое наследие — рисунки и офорты(см. ОФОРТ) (Пармиджанино одним из первых итальянских художников освоил эту технику).

  7. Источник: Энциклопедический словарь