Словарь Брокгауза и Ефрона

    учение, признающее существование социального зла в современном общественном строе и стремящееся исправить его при помощи подъема религиозно-нравственных начал в различных слоях народа, не выходя из рамки нынешних государственных форм и сохраняя господство частной собственности. В этих широких пределах заключаются учения, весьма далеко расходящиеся между собой и имеющие весьма различные источники. Иногда христианский социализм исходит главным образом из сознания несовершенств существующего строя и в таком случае идет очень далеко навстречу социализму демократическому, или революционному, по крайней мере во всех практических требованиях, предъявляемых им современному государству, отказываясь идти за ним лишь в его конечных стремлениях, т. е. домогаться перемены всех основ государственной и общественной жизни. Такой характер имел X. социализм в Англии, имеет теперь в Бельгии. В других случаях X. социализм возникает в среде консервативных групп общества в виде реакции против распространения в народе социализма демократического; он указывает, что самые существенные для интересов народной массы требования социализма (братство, равенство, помощь бедным) заключаются уже в Евангелии, нисколько, в принципе, не противоречат основам семьи, религии и государства и могут быть осуществлены этим последним. В этих случаях X. социализм подчеркивает по преимуществу не социальные, а религиозные основания своего учения, являясь консервативным, иногда даже прямо враждебным социализму агитационным средством; нередко он даже вырождается в антисемитизм. Таким в своем главном течении он является в Германии и еще больше в Австрии. Сообразно с тем, появляется ли он в среде католиков или протестантов, он принимает форму католического социализма (см.) или евангелического. Впервые X. социализм возник во Франции (см. Католический социализм), затем в Англии. Здесь рядом со сравнительно слабым католическим социализмом довольно рано возникло среди членов и духовенства протестантских церквей другое направление, не имевшее, однако, узкоконфессионального характера и потому называвшее себя просто X. социализмом. Главным провозвестником его был англиканский священник Морис (см.), затем другой священник Кингслей (см.); весьма близко к X. социализму стояли Карлейль и член парламента лорд Ашлей (граф Шафтсбюри). Этот X. социализм был под сильным влиянием Р. Оуэна, несмотря на ярко выраженный атеизм последнего; основанием его было стремление улучшить положение народа. Расцвет его совпадает с эпохой чартистского движения (см.) и первым десятилетием после его поражения. Английские X. социалисты принимали деятельное участие (Ашлей — в парламенте, другие — в литературе и при помощи агитации) в выработке и развитии фабричного законодательства и других отделов социального законодательства, в устройстве библиотек и организации рабочих союзов; трэд-унионы всегда пользовались поддержкой и сочувствием X. социалистов. При этом, однако, X. социалисты в Англии никогда не организовывались в политическую партию, всегда оставаясь лишь более или менее обширной группой людей или сообществ, связанных только общностью взглядов. В 1880-х гг., в период упадка X. социализма, возник существующий и доныне Christian Social Union, основанный Гедламом (Headlam): это — сообщество интеллигентных деятелей для агитации, при помощи печати и митингов, за разрешение специального вопроса при помощи религиозно-нравственных средств. Немало X. социалистов входит в состав Фабианского общества (см.). В Бельгии сторонники католического социализма (см.) составляют вполне организованную политическую партию (во главе ее стоит Даенс), борющуюся против клерикалов, либералов и социал-демократов за политическое господство и имеющую своих сторонников в парламенте. Они являются одной из оппозиционных партий и гораздо чаще вотируют с социал-демократами, чем с клерикалами. В Германии рядом с Кеттелером, давшим толчок развитию католического социализма, еще в 1840-х гг. Вихерн (см.) положил начало евангелическому социализму. Сперва это было течение, имевшее отчасти благотворительный характер, отчасти пиетистический. Основывались "союзы христианских молодых людей", "христианских девушек" и т. п. для совместного отдыха и чтения религиозно-нравственных книг; учреждались народные дома, всевозможные убежища и т. д.; с 1860-х гг. в значительных размерах стали возникать христианские, как конфессиональные (католические и протестантские), так и внеконфессиональные религиозные союзы рабочих в противовес социал-демократическим союзам. Особенный успех они имели на западе и юге, т. е. в католической Германии, где число таких союзов считается сотнями, а число их членов — сотнями тысяч; там они ведут политическую борьбу, поддерживая клерикальную партию. Во главе их стоит Volksverein für das Katholische Deutschland в Мюнхен-Гладбахе, основанный Виндгорстом и развивающий обширную литературно-издательскую деятельность. Социальные элементы в учении этих X. социалистов весьма слабы; над ними доминируют элементы религиозные. В 1878 г. придворный пастор (евангелик) Штеккер (см.) основал в Берлине христианско-социальную партию, которая быстро усилилась и в его руках была сильным орудием против социал-демократии. В ее программе социальные элементы также были весьма слабы. Это была, собственно, одна из организаций консервативной партии, с некоторыми отличиями, из которых важнее были элементы антисемитизма, чем социальные. Она дала толчок развитию антисемитической партии и сама скоро выродилась в одну из разновидностей. В 1890 г. тот же Штеккер вместе с проф. Адольфом Вагнером и др. основал "Евангелически социальные конгрессы", собирающиеся доныне ежегодно в различных городах Германии для обсуждения способов разрешения социального вопроса на основе существующего государства и христианства. В этих конгрессах принимали участие весьма разнообразные элементы, от крайних консерваторов-пиетистов — Штеккера и Ад. Вагнера — до радикалов вроде пастора Гере (позднее перешедшего в лагерь социал-демократов) и свободомыслящего богослова Гарнака. В их протоколах заключается весьма ценный материал, но большого практического значения конгрессы не имели. В Австрии в 1896 г. возникла политическая партия под названием христианско-социальной рабочей партии, с д-ром Луегером (см.) во главе; она имеет резко выраженный антисемитический характер; социальные элементы, весьма слабые даже в программе, оказались совершенно отсутствующими на практике, когда в руки этой партии перешла власть в городском управлении Вены и в нижнеавстрийском ландтаге. Она преследовала народных учителей и других городских служащих за мнения, уменьшила школьный бюджет, увеличила расходы на постройку церквей, ничего не сделала ни для улучшения положения рабочих и низших городских служащих, ни для городского благоустройства. См. Lujo Brentano, "Die Christlich-Soziale Bewegung in England" (Лпц., 1883); Kaufmann, "Christian Socialism" (Лонд., 1888); Schulze Gävernitz, "Zum socialen Frieden" (т. I); Ностиц, "Рабочий класс Англии" (M., 1902); Jörg, "Gesch. der sozialpolitischen Parteien in Deutschland" (Фрейбург, 1867); Guerin, "Socialisme chretien" (в "Nouveau Dictionnaire de l'Economie politique"); Stöcker, "Christlichsocial" (2 изд., Берл., 1890); Göhre, "Die Evangelischesoziale Bewegung" (Лпц., 1896); многочисленные брошюры Науманна; "Berichte über die Verhandlungen der Evangelisch-Sozialen Kongresse" (Берлин и Геттинген, 1890 и сл.); статья "Sozial-Konservative Bestrebungen" в "Handwörterbuch der Staatswissenschaften" (2 изд., т. VI). Ср. также указания в статьях Кингслей, Морис, Католический социализм, Социалистические партии.

    В. Водовозов.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма (См. Феодальный социализм).С самого начала Х. с. отличался разнообразием форм в разных странах и у различных его представителей [Ф. Ламенне(Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингели (Великобритания), Ф. Баадер, И. Хубер, В. Э. Кеттелер (Германия) и др.]. Так, если Ламенне придерживался демократических убеждений, то взгляды епископа Кеттслера, например, были крайне консервативны. Многие деятели Х. с. стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнерство классов, нравственно-религиозного самосовершенствование). В ходе своей эволюции Х. с. сформировался в одну из основных разновидностей буржуазной идеологии, противостоящей научному социализму и рабочему революционному движению.

    Особую роль в попытке придать христианской религии новую социальную окраску и приспособить её к современным историческим условиям играют католическая церковь и выступающие под флагом католицизма христианско-демократические партии, профсоюзы и др. светские католические организации, программные документы которых включают в себя многие положения Х. с. Модернизация социальной программы церкви (пасторская конституция «О церкви в современном мире», принятая 2-м Ватиканским собором, 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio», 1967), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку дать альтернативу коммунистической программе преобразования мира, отколоть от коммунистических партий часть их сторонников. Вместе с тем идеи Х. с. в трансформированном виде присущи миллионным массам верующих, которые в современных условиях всё активнее участвуют в общедемократических, особенно в антивоенных и классовых, движениях, и которые облекают свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в религиозные формы.

    В условиях прогрессирующей дехристианизации широких слоев католического населения, роста их самосознания и популярности идей научного социализма идеологи Х. с. вынуждены критически оценивать многие стороны капиталистической действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование буржуазных общественных отношений.

    Лит.: Маркс К, и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 59; Ленин В. И., Полное собрание соч., 5 изд., т. 12, с. 142—43, т. 20, с. 103; Левада Ю. А., Современное христианство и социальный прогресс, М., 1962; Андреев М. В., Католицизм и проблемы современного рабочего и национально-освободительного движения, М., 1968; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Великович Л. Н., Религия и политика в современном капиталистическом обществе, М., 1970; Григулевич И. Г., Мятежная церковь в Латинской Америке, М., 1972; Ковальский Н. А., Католицизм и мировое социальное развитие, М., 1974; Joly Н., Le socialisme chrétien, P., 1892; Daujat J., Catholicisme et socialisme, Textes pontificaux et commentaires; [3 éd.]. P., 1951; Vaussard М., Histoire de la démocratic chrétienne, v. 1—2, P., 1956; Fogarty M., Christian democracy in Western Europe. 1820—1953, L., 1957; Poulain J.-C., L'Église et la classe ouvrière, P., 1961; Daim W., Christentum und Revolution, Münch., 1967; The church amid revolution, ed. by H. G. Cox, N. Y., 1967.

    М. В. Андреев.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Большой энциклопедический словарь

    ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 1-й пол. 19 в. В числе родоначальников - Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского социализма включен в социальную доктрину современного католицизма.

  5. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  6. Философская энциклопедия

    ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    направление обществ. мысли, стремящееся придать христ. религии социалистич. окраску. Возник в 30—40-х гг. 19 в. как разновидность феодального социализма. С самого начала X. с. отличался разнообразием форм, которое было следствием различия во взглядах его представителей: Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Мориса, Ч. Кингсли (Великобритания), Ф. Баадера, И. Хубера, В. Э. Кеттелера (Германия) и др. Так, если Ламенне придерживался демократич. убеждений, то взгляды епископа Кеттелера были крайне консервативны. Многие деятели Х.с. стремились и стремятся избавить эксплуатируемых от их бедствий, подневольного состояния, но указывают при этом нереальные пути и средства (партнёрство классов, нравственно-религ. самосовершенствование). В ходе эволюции X. с. сформировался в одну из осн. разновидностей бурж. идеологии, противостоящей науч. социализму и рабочему революц. движению.

    Особую роль в попытке придать христ. религии новую социальную окраску и приспособить её к совр. историч. условиям играют католич. церковь и выступающие под флагом католицизма христ.демократич. партии, профсоюзы и др. светские католич. организации. Модернизация социальной программы церкви (пасторская конституция «О церкви всовр. мире», принятая 2-м Ватиканским собором 1962—65; энциклика Павла VI — «Populorum progressio»,1967 и др.), признание необходимости осуществить ряд социальных реформ представляют собой попытку выработать альтернативу коммунистич. программе преобразования мира. Вместе с тем идеи X. с. в трансформированном виде присущи массам верующих, которые в совр. условиях всё активнее участвуют в общедемократич., особенно в антивоен. и классовых движениях, облекая свои стремления к социальному благоденствию, миру, социализму в ре-лиг. формы.

    В условиях растущей популярности идей науч. социализма идеологи Х.с. вынуждены критически оценивать мн. стороны капиталистич. действительности. Однако они выступают в конечном итоге как социал-реформисты, ратующие за совершенствование бурж. обществ. отношений.

    Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 59; Ленин В. И., ПСС, т. 12, с. 142—43, т. 20, с. 103; Левада Ю. А., Совр. христианство и социальный прогресс, М.,1962; Андреев М. В., Католицизм и проблемы совр. рабочего и нац.освободит, движения, М.,1968; Шейнман М. М., X. с., М.,1969; Великович Л. Н., Религия и политика в совр. капиталистич. обществе, М.,1970; Гpигулевич И. Г., Мятежная церковь в Лат. Америке, М.,1972; Ковальский?.?., Католицизм и мировое социальное развитие, М.,1974; Daujat J., Cathplicisrae et socialisine. Textes pontificayx et commentaires, P., 1951s.

  7. Источник: Философская энциклопедия



  8. Энциклопедический словарь

    христиа́нский социали́зм

    направление общественной мысли, стремящееся к объединению принципов христианского вероучения с социалистической идеей. Возник в 1-й половине XIX в. В числе родоначальников — Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис (F. D. Maurice), Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского социализма включён в социальную доктрину современного католицизма.

    * * *

    ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ

    ХРИСТИА́НСКИЙ СОЦИАЛИ́ЗМ, направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии(см. ХРИСТИАНСТВО) социалистическую окраску. Возник в 1-й пол. 19 в. В числе родоначальников — Ф. Ламенне(см. ЛАМЕННЕ Фелисите Робер де) (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли(см. КИНГСЛИ Чарлз) (Великобритания). Ряд принципов христианского социализма включен в социальную доктрину современного католицизма(см. КАТОЛИЦИЗМ).

  9. Источник: Энциклопедический словарь



  10. Советская историческая энциклопедия

    система идей и религиозно-политич. течения, сторонники к-рых утверждают, что социалистич. идеалы - равенство всех людей, братство, обязательный труд, гуманизм - неразрывно связаны с христианством (являющимся будто бы их первоисточником) и что христианская церковь - лучший защитник интересов трудящихся (аналогичные представления о религии как источнике гуманизма и социальной справедливости пропагандируют и нек-рые представители нехристианских религий). X. с. отвергает, в противовес науч. социализму, революц. классовую борьбу пролетариата, а для решения коренных проблем современности рекомендует нравственное самосовер- шенствование, христианскую любовь и сотрудничество классов.

    X. с. возник в 1-й пол. 19 в. сначала как разновидность феод. социализма. Проповедниками X. с. выступили католич. священник Ф. Р. Ламенне во Франции, англиканские священники Ф. Д. Морис и Ч. Кингсли в Англии, представители церковных кругов в других странах. Идеализируя феод. прошлое и критикуя, часто довольно резко, современное им бурж. общество, обрекающее на страдания нар. массы, они усматривали причину общественных бедствий в "испорченности человеческой натуры" и в отходе от религии. Элементы X. с. содержались и во взглядах нек-рых социалистов-утопистов (Э. Кабе, В. Вейтлинг и др.), обосновывавших идеи коммунизма ссылками на книги Нового завета и практику первоначального христианства. Большое влияние на развитие X. с, принявшего со 2-й пол. 19 в. бурж. характер, оказал майнцский епископ барон фон Кеттелер (был посвящен в епископы в 1850), сформулировавший основы социальной программы католич. церкви, направленной на борьбу с социалистич. движением. В отличие от феод. X. с., сторонники к-рого апеллировали к "совести" и "человеколюбию" господствующих классов, христ. социалисты перенесли теперь пропаганду в нар. массы с целью вовлечения их в подконтрольные церкви орг-ции (профсоюзы, культурные общества, политические партии и др.), проповедовавшие классовое сотрудничество и вражду к науч. социализму. Определяющим в X. с. стало клерикальное, реакц. направление, принявшее за основу положения, развитые в энциклике папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891). В нек-рых странах (Германия, Франция, США и др.) возникли католич. и протестантские христ.-социальные орг-ции, занимавшиеся пропагандой среди рабочих. Либерально-демократич. орг-ции X. с. нередко примыкали к с.-д. партиям.

    Идеи X. с. прослеживаются и в идеологии русского религ. сектантства до Революции 1905-07. В годы Революции 1905-07 противники революции проповедовали X. с. наряду с полицейским (зубатовщина) и поповским (гапоновщина) социализмом в целях отвлечения рабочих от социал-демократии. В первые годы Сов. власти пропагандой X. с. прикрывалась антисоветская деятельность. Пропаганда X. с. обновленческими течениями в русской православной церкви в 20-х гг. также представляла собой подмену научного социализма худшим, по определению В. И. Ленина, видом "социализма" и худшим его извращением (см. В. И. Ленин, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 48, с. 231 (т. 35, с. 92)).

    В то же время обновленчество отражало стремление верующих добиться, чтобы церковь заняла позитивную позицию в отношении Сов. власти. Представители обновленческих течений заявляли, вопреки церковному руководству, о лояльном отношении к Сов. власти, а наиболее радикальные из них - об общности целей христианства и коммунизма. Со временем, под влиянием успехов социализма, руководство православной церкви заявило о своей лояльности к сов. гос. строю, а после окончания Великой Отечеств. войны 1941-45 нек-рые ее представители провозгласили общность целей христианства и коммунизма. X. с. как особое идейно-политич. направление в СССР распространения не получил.

    Совр. X. с. очень пестр. В нем преобладает клерикально-бурж., откровенно антикоммуниста, направление, сочетающее в духе социальных энциклик папства 1-й пол. 20 в. защиту основ капитализма с социальной демагогией и религиозно окрашенной программой реформистского "улучшения" капиталистич. строя. Ведущую роль в этом направлении играют католич. церковь и ее массовые орг-ции. На его программе все более сходятся и деятели некатолич. церквей.

    Наряду с клерикальным в X. с. после 2-й мировой войны получило распространение демократич. направление, представленное рядом левых групп в христианских церквах. Обосновывая свою позицию христианским учением и практикой ранних христианских общин, эти группы требуют отказа церкви от ориентации на правящие круги капиталистич. мира, выступают за сотрудничество с левыми силами, в т. ч. с коммунистами, для совместной борьбы за мир, социальный прогресс, социализм (одним из виднейших представителей радикально-демократич. направления в X. с. был англ. обществ. деятель англиканский священник X. Джонсон).

    Коммунистич. партии, отвергая все виды религиозно окрашенного социализма и всемерно пропагандируя и отстаивая принципы науч. коммунизма, выступают за совместные действия со сторонниками демократич. направления в X. с., участвующими в борьбе за мир и социальный прогресс.

    Лит.: Бебель Б., Христианство и социализм, М., 1959; Луначарский А. В., Христианство или коммунизм?, М., 1971; Момджян X. Н., Коммунизм и христианство, М., 1970; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Джонсон X., Христиане и коммунизм, пер. с англ., М., 1957; Браун В. М., Коммунизм и христианство, пер. с англ., М., 1923; Fuchs E., Marxismus und Christentum, 3 Aufl., Lpz., 1955.

    М. М. Шейнман. Москва.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия



  12. Большой Энциклопедический словарь

    ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ
    ХРИСТИАНСКИЙ СОЦИАЛИЗМ - направление общественной мысли, стремящееся придать христианской религии социалистическую окраску. Возник в 1-й пол. 19 в. В числе родоначальников - Ф. Ламенне (Франция), Ф. Д. Морис, Ч. Кингсли (Великобритания). Ряд принципов христианского социализма включен в социальную доктрину современного католицизма.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  13. Источник: