Большая Советская энциклопедия

    I

    Са́мнер (Sumner)

    Джеймс Бетчеллер (19.11.1887, Кантон, штат Огайо, — 12.8.1955, Буффало, штат Нью-Йорк), американский биохимик. Член Национальной АН США и Американской академик искусств и наук. Окончил Гарвардский университет (1910). Доктор философии (1914). В 1914—29 преподавал биохимию в Корнеллском университете (Итака, США); с 1929 директор лаборатории химии ферментов там же. Работы по препаративной химии белков и ферментов, впервые выделил кристаллический фермент (уреазу), доказав т. о. белковую природу ферментов. Нобелевская премия (1946, совместно с У. Стэнли и Дж. Нортропом).

    Соч. в рус. пер.: Химия ферментов и методы их исследования, М., 1948 (совместно с Г. Ф. Сомерсом).

    Лит.: Кретович В. Л., Введение в энзимологию, 2 изд., М., 1974.

    II

    Са́мнер (Sumner)

    Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джерси, — 12.4.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси), американский социолог, экономист и публицист, представитель социального дарвинизма (См. Социальный дарвинизм). Профессор политической и социальной науки Иельского университета. Концепция С. формировалась главным образом под воздействием идей Г. Спенсера. С. отстаивал два основных принципа: универсальность естественного отбора, который толковался им как идея естественности социального отбора, и борьбы за существование; автоматический и неуклонный характер социальной эволюции. Исходя из этого, С. рассматривал социальное неравенство как естественное и необходимое условие существования цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником государственного регулирования, попыток реформировать и тем более революционизировать общественную жизнь. Воззрения С. выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий свободной конкуренции перед лицом усиления государственно-монополистических тенденций. В работе «Народные обычаи» (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, С. разрабатывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к «примитивным» обществам и начальным этапам человеческой истории. Отношения в «мы — группе» он характеризует как сплочённость, отношения между «мы — группой» и «они — группой»— как враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью человека оценивать окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнической) группы. Эта работа С. вошла в историю социальной и этнической психологии не исходными социал-дарвинистскими принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отдельных черт обычая (См. Обычай) и некоторых других явлений.

    Соч.: Challenge of facts and other essays, New Haven, 1914; Falkways, Boston — N. Y.. 1940; The science of society, v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с A. Keller).

    Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; McCIoskey R. G., American conservatism in the age of enterprisr, 1865—1910. A study of W. G. Sumner, N. Y., 1964.

    Л. Б. Гофман.

    III

    Са́мнер (Sumner)

    Чарлз (6.1.1811, Бостон, — 11.3.1874, Вашингтон), политический деятель США. По профессии юрист. В 1848 примкнул к партии фрисойлеров (См. Фрисойлеры), в 1854 — к Республиканской партии. С 1851 сенатор. Убеждённый противник рабства. В период Гражданской войны 1861—65 председатель комиссии сената по военным делам, один из организаторов объединённой комиссии по руководству войной. Выступал за решительные методы ведения войны, настаивал на полном уничтожении рабства и предоставлении неграм гражданских прав, а также на суровом наказании рабовладельцев и конфискации их земель в пользу бывших рабов. После войны вёл последовательную борьбу против расовой дискриминации.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Научно-технический энциклопедический словарь

    САМНЕР (Sumner) Джеймс Бетчеллер (1887-1955), американский биохимик, разделивший в 1946 г. Нобелевскую премию с Джоном Нортропом (1891-1987) и Уэнделлом СТЕНЛИ за открытие возможности кристаллизовать ФЕРМЕНТЫ. В 1926 г. Самнер выделил в кристаллической форме фермент уреазу, которая стала первым выкристаллизованным ферментом. Это достижение наконец доказало, что ферменты имеют белковую природу. см. также БЕЛОК.

  3. Источник: Научно-технический энциклопедический словарь



  4. Философская энциклопедия

    СА́МНЕР

    (Sumner), Уильям Грэм (30 окт. 1840 – 12 апр. 1910) – амер. социолог, один из зачинателей амер. бурж. социологии. С 1872 – проф. Иельского ун-та.

    Последователь Спенсера, испытавший также влияние Гумпловича, Ратценхофера и Липперта, С. в осн. труде "Народные обычаи" ("Folkways", Boston, 1907) пытался объяснить происхождение и обществ. функции обычаев и нравов, рассматривая их как первичный фактор, определяющий структуру и развитие общества. Осн. цель жизни, по С., – поддержание самой жизни. В процессе борьбы за существование люди путем проб и ошибок вырабатывают формы поведения, к-рые наилучшим способом служат достижению этой цели. Привычное для индивидуума становится, благодаря подражанию, обычаем всех членов группы, поставленных в сходные условия. Под "народными обычаями" ("folkways" – словообразование С., вошедшее в англ. язык) С. понимает "всякий способ мышления, чувствования, поведения и достижения цели, общий для членов социальной группы". Обычаи, получившие санкцию религии или морали, становятся нравами. Обычаи и нравы, дополненные к.-л. аппаратом для их поддержания, образуют общественные институты.

    С. вводит понятия внутр. группы или "мы-группы" и внешней группы. Чувство превосходства своих обычаев над чужими С. назвал этноцентризмом. Возникновение и изменение обычаев – бессознат. стихийный процесс. Обществ. процессы, по мнению С., не могут контролироваться людьми и поэтому идея о сознат. улучшении мира абсурдна. В конкретном анализе обычаев и нравов С. ограничивался психологич. и социал-дарвинистской интерпретацией. Движущей силой формирования обычаев и нравов является конкуренция. Частная собственность соответствует естеств. условиям борьбы за существование. Общество – совокупность конкурирующих групп, социальная природа к-рых не раскрывается С. Классовые противоречия, по С., неустранимы.

    Типичный представитель амер. бурж. консерватизма конца 19 в., С. в публицистич. работах ("Вызов фактам" – "The challenge of facts", New Haven, 1914; "Забытый человек" – "The forgotten man", New Haven, 1918, и др.), получивших в США широкую известность, выступал в духе т.н. грубого индивидуализма, против всякого вмешательства гос-ва в обществ. жизнь, попыток социальных реформ. С. обрушивался на социалистич. идеи (социализм – "вызов фактам"), причисляя к ним эгалитарные учения. В то же время он отразил нек-рые черты мелкобурж. идеологии того времени, защищая "забытого человека" – мелкого собственника, исчезающего под напором капиталистич. поляризации, высказывался против милитаризма и империалистич. войн.

    Значение С. в истории бурж. социологии определяется тем, что он на основе обширного историко-этнографич. материала положил начало социологич. изучению норм социального поведения, внутригрупповых и межгрупповых отношений; в становлении структурно-функционального анализа имела значение его теория развития культуры путем массового процесса проб и ошибок.

    Соч.: The science of society, v. 1–4, New Haven, 1927 (совм. с A. G. Keller, использовавшим неизданные работы С.); Essays of W. Gr. Summer, v. 1–2, New Haven–L., 1934.

    Лит.: Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964.

    А. Завадье. Москва.

  5. Источник: Философская энциклопедия



  6. Советская историческая энциклопедия

    (Sumner), Чарлз (6.I.1811 - 11.III.1874) - политич. деятель США. По профессии юрист. В 1848 примкнул к партии фрисойлеров, в 1854 - к Респ. партии. С 1851 - сенатор. Убежденный противник системы рабовладения, С. навлек на себя ненависть сторонников рабства; в 1856 один из них нанес С. тяжелые ранения. Настойчиво выступал против Канзас-Небраска билля, против законов о поимке беглых рабов. В период гражд. войны 1861-65 был пред. комиссии сената по иностр. делам, участвовал в создании и деятельности объединенной комиссии по руководству войной. С. выступал за решит. методы ведения войны, требовал полного уничтожения рабства и предоставления неграм гражд. прав, проведения жесткой политики по отношению к плантаторам-мятежникам, конфискации и распределения среди негров их земель. После войны С. вел борьбу против дискриминации негров во всех областях жизни; во внеш. политике занимал антиангл. позицию, требуя от англ. пр-ва возмещения убытков, связанных с его вмешательством в дела США во время гражд. войны.

    Лит.: Захарова M. H., Народное движение в США против рабства, 1831-1860, М., 1965; Ruchames L., Ch. Sumner and American historiography, "The Journal ot Negro History", 1953, April.

    Л. М. Струкова. Москва.

  7. Источник: Советская историческая энциклопедия



  8. Энциклопедия социологии

    Самнер (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, штат Нью-Джер-си,- 12.04.1910, Инглвуд, штат Нью-Джерси) - американский социолог, экономист и публицист, профессор политической и социальной науки Йельского университета, представитель социального дарвинизма. Определяющее влияние на формирование его концепции оказали труды Спенсера.

    В своих работах Самнер исходил из двух основных принципов: 1) естественный отбор и борьба за существование имеют решающее и универсальное значение; 2) социальная эволюция носит автоматический и неуклонный характер. Идея естественного отбора в его интерпретации выступала как идея естественности социального отбора, поэтому социальное неравенство он рассматривал как нормальное состояние и необходимое условие развития цивилизации. Самнер отстаивал стихийность в социальном развитии и выступал против всех форм государственного регулирования социально-экономических отношений.

    Взгляды Самнера выражали интересы средних слоев американской буржуазии, требовавшей благоприятных условий для свободной конкуренции и обеспокоенной развитием государственно-монополистических тенденций в обществе. В работе "Народные обычаи" (1906), основанной на анализе большого этнографического материала, Самнер разработал понятия, впоследствии широко применявшиеся в социальных науках: "мы - группа", "они - группа" и "этноцентризм" (понятие, использовавшееся ранее Гумпловичем). Взаимоотношения в "мы - группе" Самнер упрощенно трактовал как согласие, а взаимоотношения между "мы - группой" и "они - группой" - как враждебность, базирующуюся на этноцентризме: склонности человека воспринимать и оценивать различные явления на основе культурных стереотипов своей этнической (социальной) группы. Эта работа вошла в историю социальных наук не исходными социально-дарвинистскими установками Самнера, а анализом нормативных аспектов социальной жизни, роли обычая и этнических стереотипов в социальном взаимодействии.

    Соч.: 1) The challenge of facts and other essays. New Haven L., 1916. 2) Folkways. L" 1958. 3) The Science of Society. New Haven, 1927- 1929.

  9. Источник: Энциклопедия социологии