Гоночный автомобиль в словарях и энциклопедиях
одноместный (монопосто) автомобиль, предназначенный для участия в автомобильных гонках, в том числе для установления рекордов скорости (рекордно-гоночные и сверхскоростные автомобили — «болиды»).
Зарубежные фирмы начали строить Г. а. после 1900. Классификация и технические требования к Г. а. регламентируются правилами Международного спортивного кодекса, принятого в 1962, и приложениями к нему, разработанными спортивной комиссией Международной автомобильной федерации (ФИА).
По рабочему объёму двигателя (л) и собственной массе (кг) Г. а. подразделяются на группы — гоночные формулы: 1 (до 3 л, не менее 500 кг), 2 (до 1,6 л, не менее 450 кг), 3 (до 1 л, не менее 400 кг). Применяется и формула 4 (мотоциклетный двигатель до 250 см3), официально не утвержденная ФИА. Рекордно-Г. а. с газотурбинными двигателями выделены в отдельный класс. Лучшие двигатели Г. а. формулы 1 имеют литровую мощность до 110 квт/л (150 л.с./л) при 12000 об/мин и степени сжатия 11—12 и 4-клапанную схему, обеспечивающую быстроходность двигателя при лучшем наполнении цилиндров. На всех Г. а. формул 1 и 2 применяют устройства непосредственного вспрыска топлива. Как правило, Г. а. имеют многоступенчатые (пятиступенчатые) трансмиссии. Сцепления обычно двухдисковые. Тормоза дисковые, вентилируемые; ширина ободов колёс и шин больше, чем у обычных легковых автомобилей (более 400 мм). В СССР производятся Г. а. формулы 4 Таллинского авторемонтного завода, спортивные автомобили ЗИЛ-112С, рекордно-гоночные «Харьков-7» и газотурбинные автомобили «Пионер».
Наиболее известными по строительству Г. а. являются зарубежные фирмы «Лотус» (Великобритания), «Порше» (ФРГ), «Форд», итал. завод Феррари и др.
Абсолютный мировой рекорд скорости на суше установил 23 октября 1970 Г. Габелич (США) на ракетном автомобиле «Блю Флейм»—1014, 294 км/ч. Абсолютный мировой рекорд скорости на автомобиле принадлежит Р. Саммерсу (США) — 658,5 км/ч (1965).
Лит.: Бекман В. В., Гоночные автомобили, 2 изд., Л., 1967.
В. И. Мартюк.
Гоночный автомобиль (формула 1): 1 — радиатор; 2 — дисковой тормоз; 3 — топливные баки; 4 — двигатель; 5 — коробка передач.
racing car, racerstock car
racing car, racer
одноместный (монопосто) автомобиль, предназнач. для скоростных соревнований на кольцевых закрытых (для др. транспорта) трассах. Отличается от легковых автомобилей малой массой, мощным двигателем, расположением колёс (за пределами кузова), отсутствием крыльев колёс, формой кузова (см. рис.). По классификации автомобилей, участвующих в соревнованиях, выработанной Междунар. автомоб. федерацией (ФИА), Г. а. относятся к группам 7 и 8. В группу 7 входят Г. а. междунар. формул: 1 - рабочий объём двигателя до 3000 см3 (без наддува) или до 1500 см3 (с наддувом), 2 - рабочий объём до 2000 см3, 3 - рабочий объём до 2000 см3 (с ограничением мощности); в группу 8 входят Г. а. "свободной" ф-лы (содержание ф-л устанавливается автомоб. спортивными федерациями соответствующих стран. Так, в СССР - это Г. а. с рабочим объёмом до 1300 и до 350 см'). Малые Г. а. наз. картами.
Гоночный автомобиль "Эстония-21М" с цельнопластмассовым кузовом
racing car, racer
* * *
racing car
automobile [auto] da corsa
перего́нний автомобі́ль
перего́нний автомобі́ль
одноместный автомобиль для участия в автомобильных гонках.