Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Cano, 1601-67) — испанский живописец, архитектор и скульптор, ученик Хуана Мартинеса Монтаньеса по скульптуре и Франсиско Пачеко и Хуана дель Кастильо по живописи. Он поселился в Мадриде, где по протекции Веласкеса был сделан придворным живописцем. По подозрению в убийстве жены К. был судим и подвергнут пытке, но оправдан; с 1658 г. он сделался каноником собора в Гренаде, что позволило ему безбедно доживать свои последние годы, занимаясь искусством. Произведениям К. присуща благородная классическая простота; его скульптурные произведения полны силы, энергии и вместе с тем нежности и красоты; в его живописи строгий рисунок и прекрасный колорит соединены с глубоким чувством. Картины его рассеяны по церквам Севильи (между прочими "Богородица с Младенцем"), Мадрида ("Спаситель на Голгофе", события из жизни св. Марии Магдалины), Гренады (7 больших изображений из жизни Пресв. Девы, в соборе), Малаги ("Богородица во славе"), в музеях Прадо в Мадриде, Пешта, Дрездена, Мюнхена и Берлина. В спб. Эрмитаже находятся: "Богоматерь с Младенцем Спасителем", "Младенец Спаситель и младенец Иоанн Креститель", "Явление Богоматери доминиканскому монаху".

    А. Н-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    Кано (Canо) Алонсо (крещен 19.3.1601, Гранада, ‒ умер 3.9.1667, там же), испанский скульптор и живописец, представитель барокко. Учился в Севилье у Х. Монтаньеса и Ф. Пачеко (с 1616). Работал в Севилье (до 1637), Мадриде, Валенсии, Гранаде (с 1652). Идущая от традиций деревянной раскрашенной скульптуры полихромная пластика К. (ретабло церкви Санта-Мария в Лебрихе, провинция Севилья, 1628‒38; статуи и бюсты святых для собора в Гранаде, 1658‒60) монументальна по характеру, отличается тонкой одухотворённостью и жизненно-конкретной экспрессией. Менее самобытна живопись К. («Мадонна, вручающая младенца Христа св. Антонию», 1645‒52, Прадо, Мадрид; цикл картин «Семь радостей Марии», 1652‒64, собор в Гранаде), отмеченная чертами идеализации, внешней красивости и влиянием итальянского искусства. Созданный К. проект западного фасада собора в Гранаде осуществлен в 1703 архитектором Х. Гранадосом

    Лит.: Wethey Н. Е., Alonso Canо, Princeton, 1955.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (Cano, Alonso)

    (1601-1667), по прозвищу Эль Гранадино, испанский живописец, скульптор и архитектор. Родился 19 марта 1601 в Гранаде; учился в Севилье; в 1637 переехал в Мадрид, где подружился с Веласкесом и по его рекомендации в 1639 был назначен придворным художником. В 1644 из-за подозрения в убийстве жены бежал из Мадрида в Валенсию, но в 1649 решил вернуться в столицу. В 1652 Кано покинул Мадрид и поселился в Гранаде. В 1667 был назначен главным архитектором строящегося собора в Гранаде. При жизни Кано называли испанским Микеланджело, но позднейшие историки искусства ценили его не столь высоко. Среди наиболее известных его работ - Бюст апостола Павла (1658-1660) из собора в Гранаде, скульптурная композиция Непорочное зачатие (1655-1656) из церкви Сан Диего в Гранаде и цикл картин Семь радостей Марии (1652-1654), которые, как и большинство его произведений, находятся в музее Прадо. Умер Кано в Гранаде 5 октября 1667.

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    Ка́но Алонсо

    (Cano) (1601—1667), испанский скульптор и живописец. Полихромная деревянная пластика, религиозные картины, экспрессивно-барочные по характеру, отличаются тонкой одухотворённостью образов (статуи святых, 1658—1660, цикл «Семь радостей Марии», 1652—1664, в соборе в Гранаде).

    * * *

    КАНО Алонсо

    КА́НО (Cano) Алонсо (1601—1667), испанский скульптор и живописец. Представитель барокко(см. БАРОККО). Полихромная деревянная пластика, религиозные картины (цикл «Семь радостей Марии», 1652—1664, в соборе в Гранаде).

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Католическая энциклопедия

  9. Источник: