Волков Александр Николаевич в словарях и энциклопедиях
Волков Александр Николаевич [19(31).8.1886, Фергана, ‒ 17.12.1957, Ташкент], советский живописец, народный художник Узбекской ССР (1946). Учился в Петербурге (в мастерских В. Е. Маковского, 1908‒1910, Н. К. Рериха и И. Я. Билибина, 1910‒12) и в Киевском художественном училище (1912‒16, у Ф. Г. Кричевского), по окончании которого переехал в Ташкент. Для ранних работ В., созданных под воздействием кубизма, характерны стилизация и геометризация форм, насыщенный, богатый оттенками цвет («Гранатовая чайхана», 1924, Третьяковская галерея); произведения конца 20‒30-х гг. отличаются декоративной красочностью, крупными планами лиц, национальной характерностью образов («Девушки с хлопком», 1932, Третьяковская галерея; «Колхозник», 1933, Музей искусства народов Востока, Москва); в дальнейшем, всё более преодолевая стилизацию, В. обращается к поискам раскрытия человеческого характера (многочисленные автопортреты и другие произведения). Преподавал (1929‒1946) в Ташкентском художественном училище.
Лит.: Ракитин В., Художественные искания Александра Волкова, «Искусство», 1967, № 7.
ВОЛКОВ Александр Николаевич (1886-1957) - российский и узбекский живописец, народный художник Узбекистана (1946). Насыщенные цветом декоративно-красочные полотна ("Гранатовая чайхана", 1924), национальные характеры ("Колхозник", 1933).
Во́лков Александр Николаевич
(1886—1957), живописец, народный художник Узбекской ССР (1946). Насыщенные цветом декоративно-красочные полотна («Гранатовая чайхана», 1924) сближают его творчество с живописными поисками русских «сезаннистов» (П. П. Кончаловского, И. И. Машкова и др.).
* * *
ВОЛКОВ Александр НиколаевичВО́ЛКОВ Александр Николаевич (1886—1957), российский живописец, народный художник Узбекистана (1946). Учился в петербургской Академии художеств (1908—10), Киевском художественном училище (1912—16). Жил и работал в Узбекистане. Преподавал в Ташкентском художественном училище (1929—46). Испытал воздействие кубизма(см. КУБИЗМ). Насыщенные цветом декоративно-красочные полотна отличаются крупными планами лиц и национальной характерностью образов («Гранатовая чайхана», 1924; «Колхозник», 1933).