Большая Советская энциклопедия

    Мельес (Méliès) Жорж (8.12.1861, Париж, ‒ 21.1.1938, там же), французский актёр, режиссёр, иллюзионист, театральный и кинопредприниматель. Один из основоположников французского и мирового киноискусства, изобретатель основных приёмов современной трюковой съёмки, постановщик больших сказочных, фантастических феерий: «Путешествие на Луну» (1902), «Путешествие через невозможное» (1904), «200 000 лье под водой» (1907), «Завоевание полюса» (1912), инсценировок реальных современных событий: «Морской бой в Греции» (1897), «Коронация Эдуарда VII» (1902) и др. Снял около 4000 фильмов. Термином «мельесовская тенденция» в киноведении определяется яркая кинематографическая зрелищность, основанная на способности кинематографа преображать жизненную реальность.

    Лит.: Садуль Ж., Всеобщая история кино, пер. с франц., т. 1 ‒ 2, М., 1958; Bessy М., Lo Duca J. М., Georges Méliès mage, P., 1945; Sadoul G., Georges Méliès, [P., 1961].

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедический словарь

    Мелье́с Жорж

    (Méliès) (1861—1938), французский режиссёр, один из родоначальников кино. С 1896 снял около 4000 лент, среди них: «Путешествие на Луну» (1902), «400 шуток дьявола» (1906). Создатель фантастических сказочных феерий, изобретатель многих кинотрюков. Разорился и в 1912 прекратил производство фильмов.

    * * *

    МЕЛЬЕС Жорж

    МЕЛЬЕ́С (Melies) Жорж (8 декабря 1861, Париж — 21 января 1938, там же), французский пионер кинематографа.

    Родился в семье владельца обувной фабрики. С детства увлекался рисованием, картонными куклами и постановкой кукольных спектаклей. Огромное влияние на него оказали фокусы и оптические иллюзии знаменитого Р. Удена. После службы капралом в пехоте, вопреки желанию отца поступил в Школу изящных искусств, затем учился в Лондоне. Вернувшись, стал фокусником и иллюзионистом, одновременно печатая в сатирическом журнале карикатуры под псевдонимом «Джордж Смайл».

    В 1888 продал свою долю семейного предприятия брату и купил у вдовы Удена его театр. Он присутствовал на первом сеансе братьев Люмьер(см. ЛЮМЬЕР (братья)) в Париже 28 декабря 1895, а когда Люмьеры отказались продать ему свое изобретение, отправился в Лондон, где купил проектор у Р. Пола. Закупив также несколько лент компании Эдисона, с 4 апреля 1896 он регулярно включал их показ в свои представления. Вскоре Мельес заказал камеру по собственным чертежам и приступил к производству фильмов, подражая сначала продукции Люмьеров и снимая короткие бытовые сценки. Однако Мельес первым понял возможности нового зрелища и использовал свой талант иллюзиониста, чтобы расширить их. Он открыл практически все спецэффекты, известные нам сегодня.

    В 1897 он переоборудовал свой театр под кинозал и построил в Монтрее первую в Европе киностудию, где начал снимать в павильоне, используя искусственное освещение. Он снимал «реконструированную», то есть фальшивую, хронику (например, коронацию Эдуарда VII, воссозданную в студии до самого события), примитивные экранизации литературных произведений, но прежде всего оригинальные собственные сюжеты, выступая как автор сценария, оператор, художник, режиссер и исполнитель главных ролей, часто играя фокусника или дьявола, своего излюбленного персонажа. Гвоздем сезона 1899 была «Золушка», состоявшая из 20 сцен и продолжительностью в 10 раз превышавшая большинство картин того времени, шедших 1—2 минуты.

    Если Люмьеры использовали свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение. Одной из его самых знаменитых картин было «Путешествие на Луну» (1902) продолжительностью в 21 минуту.

    Фильмы Мельеса были крайне популярны в США, где их копировали пиратским способом; он пытался бороться с этим и даже открыл американский филиал компании под руководством своего брата Гастона. Однако, когда новизна его экранных фокусов поблекла, студия стала приносить убытки. Американские картины постепенно обошли его фильмы сложностью и техническим качеством, и в 1912, сняв одну из своих последних и лучших лент, «Завоевание полюса», он вынужден был закрыть собственное производство. В 1915 Мельес переоборудовал студию под варьете и вернулся к профессии фокусника. В 1923 он был объявлен банкротом, театр Удена снесли, сотни негативов с его фильмами отправили на переплавку. Всеми забытый, он несколько лет прожил на грани нищеты. В 1926 он случайно встретил одну из своих бывших звезд Жанну д"Альси и, женившись на ней, начал торговать в принадлежавшем ей небольшом магазине игрушек на вокзале Монпарнас.

    Запоздалое признание пришло к нему в 1928. Ч. Чаплин(см. ЧАПЛИН Чарли) назвал его «алхимиком света», Д. У. Гриффит(см. ГРИФФИТ Дэвид Уорк) сказал: «Я обязан ему всем». Мельес получил в 1931 орден Почетного Легиона(см. ПОЧЕТНОГО ЛЕГИОНА ОРДЕН) и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров.

  3. Источник: Энциклопедический словарь



  4. Энциклопедия кино

    МЕЛЬЕС (Melies) Жорж (08. 12. 1861 — 21. 01. 1938), пионер кинематографа.

    Родился в Париже в семье состоятельного фабриканта, владельца обувной фабрики. С детства увлекался рисованием, картонными куклами и постановкой кукольных спектаклей. Огромное влияние на него оказали фокусы и оптические иллюзии знаменитого Робера Удена (Houdin; в честь него некий Эрих Вайсс взял впоследствие псевдоним Гарри Гудини). После службы капралом в пехоте, вопреки желанию отца поступил в Школу изящных искусств, затем учился в Лондоне. Вернувшись, он стал фокусником и иллюзионистом, одновременно печатая в сатирическом журнале карикатуры под псевдонимом «Джордж Смайл».

    В 1888 Мельес продал свою долю семейного предприятия брату, чтобы купить у вдовы Удена его театр, который вскоре вновь прославил своими изобретательными и пестрыми постановками. Он присутствовал на первом сеансе братьев Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года, и когда Люмьеры отказались продать ему свое изобретение, он отправился в Лондон, где купил проектор у Роберта Пола. Закупив также несколько лент компании Эдисона, с 4 апреля 1896 года он регулярно включал их показ в свои представления. Вскоре он заказал камеру по собственным чертежам и приступил к производству фильмов, имитируя поначалу продукцию Люмьеров, снимая короткие бытовые сценки. Однако Мельес первым понял возможности нового зрелища и использовал свой талант иллюзиониста, чтобы расширить их. По легенде, истинность или апокрифичность которой установить трудно, ему помог случай: однажды во время уличной съемки в камере заел механизм, и пленка на короткое время остановилась, затем снова пошла. За этот промежуток сцена изменилась, и когда пленку проявили, автобус на месте остановки превратился в катафалк. Так родилась магия кино, и очень скоро Мельес открыл практически все спецэффекты, известные нам сегодня; а некотрые из его эффектов не объяснены по сей день.

    В 1897 он переоборудовал свой театр исключительно под киносеансы и построил в Монтрее первую в Европе киностудию, где начал снимать в павильоне, используя искусственное освещение. Он снимал «реконструированную», то есть фальшивую, хронику (например, коронацию Эдуарда VII, воссозданную в студии до самого события), примитивные экранизации литературных произведений, но прежде всего оригинальные собственные сюжеты, выступая как автор сценария, оператор, художник, режиссер и исполнитель главных ролей, часто играя фокусника или дьявола, своего излюбленного персонажа. Гвоздем сезона 1899 была «Золушка» (Cendrillon), состоявшая из 20 сцен и продолжительностью в 10 раз превышавшая большинство картин того времени, шедших 1—2 минуты. Другое новаторство ленты заключалось в том, что у экранного действия было начало, середина и конец: она рассказывала историю.

    Если Люмьеры положили начало реалистическому направлению в кинематографе, используя свое изобретение лишь для документальной съемки сцен из жизни, то Мельес ввел в кино вымысел, фантазию и воображение. Одной из его самых знаменитых картин было «Путешествие на Луну» (Le voyage dans la Lune, 1902), продолжительностью в 21 минуту. Помимо фильмов с фантастическими сюжетами, он снимал и практически бессюжетные ленты, бывшие лишь предлогом для демонстрации его уникальной изобретательности и фантазии.

    Фильмы Мельеса были крайне популярны в США, где их копировали пиратским способом; он пытался боротся с этим и даже открыл американский филиал компании под руководством своего брата Гастона. Однако Мельес был плохим бизнесменом, и когда новизна его экранных фокусов поблекла, студия стала приносить убытки. Американские картины постепенно обошли его фильмы сложностью и техническим качеством, и в 1912, после одной из своих последних и лучших лент, «Завоевание полюса» (A la conquete du pole), он вынужден был закрыть собственное производство. В 1915 он переоборудовал студию под варьете и вернулся к профессии фокусника. В 1923 он был объявлен банкротом, театр Удена снесли, сотни негативов с фильмами Мельеса отправили на переплавку. Всеми забытый, он несколько лет прожил на грани нищеты. В 1926 он случайно встретил одну из своих бывших звезд, Жанну д"Альси, и женился на ней, начав торговать в принадлежавшем ей небольшом магазине игрушек на вокзале Монпарнас.

    Запоздалое признание пришло к нему в 1928. Его вклад в кино был наконец оценен; Чаплин назвал его «алхимиком света», Д. У. Гриффит сказал: «Я обязан ему всем». Мельес получил в 1931 орден Почетного Легиона и закончил свои дни в пансионе для престарелых актеров, до конца жизни надеясь вновь вернуться к творчеству. Его фильмы до сих пор могут поражать воображение; он был одним из самых выдающихся фантазеров и изобретателей в истории кино.

    Петр Карцев

    1895 BLACKSMITHS, THE режиссер

    1896 ARROSEUR, L" режиссер

    1896 FAKIR, MYSTERE INDIEN, LE режиссер

    1896 GRANDES MANOEUVRES режиссер

    1896 DEVIL"S MANOR, THE исполнитель, режиссер, сценарий, продюсер

    1896 REGIMENT, LE режиссер

    1896 CONJURING режиссер

    1896 VOITURE DU POTIER, LA режиссер

    1897 LABORATORY OF MEPHISTOPHELES, THE режиссер

    1897 NIGHTMARE, A режиссер

    1897 DANCING IN A HAREM режиссер

    1897 FAUST AND MARGUERITE режиссер

    1897 HALLUCINATED ALCHEMIST, THE режиссер, продюсер

    1897 DRUNKARD"S DREAM, A режиссер

    1897 EPISODES DE GUERRE режиссер

    1898 ADVENTURES OF WILLIAM TELL режиссер

    1898 CREATIONS SPONTANEES режиссер

    1898 BLACK ART режиссер

    1898 PYGMALION ET GALATHEE режиссер

    1898 SALLE A MANGER FANTASTIQUE режиссер

    1898 FOUR TROUBLESOME HEADS, THE режиссер

    1899 AFFAIRE DREYFUS, L" режиссер, сценарий, оператор

    1899 CLEOPATRE режиссер, продюсер

    1899 JEANNE D"ARC режиссер, продюсер

    1899 CAGLIOSTRO"S MIRROR режиссер

    1899 SNOW MAN, THE режиссер

    1899 SUMMONING THE SPIRITS режиссер

    1899 ILE DU DIABLE, L" режиссер

    1899 CENDRILLON режиссер

    1900 GOING TO BED UNDER DIFFICULTIES режиссер

    1900 FOU ASSASSIN, LE режиссер

    1900 CRYING AND LAUGHING режиссер

    1900 HOMME ORCHESTRE, L" исполнитель, режиссер

    1900 LIVRE MAGIQUE, LE режиссер

    1900 MIRACLES DE BRAHMANE, LES режиссер

    1900 PRISONNIER RECALCITRANT, LE режиссер

    1900 DAINAID"S BARREL, THE режиссер

    1901 BARBEleue — исполнитель, режиссер, продюсер

    1901 BRAHMANE ET LE PAPILLON, LE исполнитель, режиссер

    1901 CHARLATAN, LE режиссер

    1901 TWENTIETH CENTURY SURGERY режиссер

    1901 EXCELSIOR! режиссер

    1901 HOMME A LA TETE EN CAOUTCHOUC, L" исполнитель, режиссер

    1901 LIBELLULE, LA режиссер

    1901 PETIT CHAPERON ROUGE, LE режиссер

    1901 UNE NOCE AU VILLAGE режиссер

    1902 AVENTURES DE ROBINSON CRUSOE, LES режиссер

    1902 COURONNEMENT DU ROI EDOUARD VII, LE режиссер

    1902 DANSEUSE MICROSCOPIQUE, LA режиссер

    1902 HUMAN FLY, THE режиссер

    1902 TREASURES OF SATAN, THE режиссер, продюсер

    1902 VOYAGE DE GULLIVER A LILLIPUT ET CHEZ LES GEANTS, LE режиссер

    1902 VOYAGE DANS LA LUNE, LE режиссер, сценарий, продюсер

    1903 AUBERGE DU BON REPOS, L" режиссер

    1903 FANTAISIE EGYPTIENNE режиссер

    1903 FAUST AUX ENFERS режиссер

    1903 ILLUSIONS FUNAMBULESQUES режиссер

    1903 MONSTER, THE режиссер

    1903 MELOMANE, LE режиссер

    1903 ROYAUME DES FEES, LE режиссер, продюсер

    1903 MISFORTUNE NEVER COMES ALONE режиссер

    1904 AFFICHES EN GOGUETTE, LES исполнитель, режиссер

    1904 BARBIER DE SEVILLE, LE режиссер

    1904 DAME FANTOME, LA режиссер

    1904 MERVEILLEUX EVENTAIL VIVANT, LE исполнитель, режиссер

    1904 SIRENE, LA исполнитель, режиссер

    1904 COOK IN TROUBLE, THE исполнитель, режиссер

    1904 TIT FOR TAT режиссер

    1904 VOYAGE A TRAVERS L"IMPOSSIBLE, LE исполнитель, режиссер, сценарий

    1905 CHRISTMAS ANGEL, THE режиссер

    1905 BAQUET DE MESMER, LE режиссер

    1905 ENCHANTED SEDAN CHAIR, THE исполнитель, режиссер

    1905 CRAZY COMPOSER, A режиссер

    1905 LEGENDE DE RIP VAN WINKLE, LE режиссер

    1905 PALACE OF ARABIAN KNIGHTS, THE режиссер, продюсер

    1905 TRIPOT CLANDESTIN, LE режиссер

    1906 MYSTERIOUS RETORT, THE исполнитель, режиссер

    1906 SOAP BUBBLES режиссер

    1906 FANTOME D"ALGER, LE режиссер

    1906 HONNEUR EST SATISFAIT, L" режиссер

    1906 MAESTRO DOi-sol-do, Le — режиссер

    1906 QUATRE CENTS FARCES DU DIABLE, LES режиссер

    1906 UNE CHUTE DE CINQ ETAGES режиссер

    1907 20000 LIEUES SOUS LES MERS режиссер

    1907 FORESTER MADE KING, A режиссер

    1907 COLLE UNIVERSELLE, LA режиссер

    1907 HAMLET режиссер

    1907 NOUVELLE PEINE DE MORT, LA режиссер

    1907 STORY OF EGGS, THE режиссер

    1907 ECLIPSE DU SOLEIL EN PLEINE LUNE, L" исполнитель, режиссер

    1908 GRANDMOTHER"S STORY режиссер

    1908 BUNCOED STAGE JOHNNIE режиссер

    1908 CIVILISATION A TRAVERS LES AGES, LA режиссер

    1908 GENIE DE FEU, LA режиссер

    1908 HIS FIRST JOB режиссер

    1908 MYSTERY OF THE GARRISON режиссер

    1908 QUIPROQUO режиссер

    1908 TAMBOURIN FANTASTIQUE, LE режиссер

    1909 CINDERELLA UPo-Date — режиссер

    1909 FOR SALE: A BABY режиссер

    1909 HYPNOTIST"S REVENGE, THE режиссер

    1909 MRS. AND MR. DUFF режиссер

    1909 PAPILLON FANTASTIQUE, LE режиссер

    1909 SEEIN" THINGS режиссер

    1910 APPARITIONS FANTOMATIQUES режиссер

    1910 GALATEE режиссер

    1910 HOMME AUX MILLE INVENTIONS, L" режиссер

    1910 HYDROTHERAPIE FANTASTIQUE исполнитель, режиссер

    1910 SEPT BARRES D"OR, LES режиссер

    1911 HALLUCINATIONS DE BARON DE MUNCHHAUSEN, LES режиссер

    1912 CENDRILLON OU LA PANTOUFLE MYSTERIEUSE режиссер

    1912 CHEVALIER DES NEIGES, LE режиссер

    1912 CONQUETE DU POLE, LA исполнитель, режиссер

    1913 VOYAGE DE LA FAMILLE BOURRICHON, LE режиссер

    1914 CABBY"S NIGHTMARE режиссер

  5. Источник: Энциклопедия кино