Большая Советская энциклопедия

    (Bem)

    Юзеф Захариаш [17.3.1794, Тарнув, — 10.12.1850, Халеб (Алеппо), Сирия], польский политический и военный деятель, генерал. В 1812 участвовал в нашествии Наполеона на Россию. В 1815—25 офицер армии Королевства Польского, уволен за политическую неблагонадёжность и эмигрировал в Австрию. Во время Польского восстания 1830—31 (См. Польское восстание 1830-31) командовал артиллерией повстанцев, один из руководителей обороны Варшавы. После подавления восстания жил во Франции и Португалии, где пытался создать польский легион. Примыкал к консервативно-аристократическому лагерю польской эмиграции. Во время Революции 1848—49 участвовал в Октябрьском восстании в Вене и обороне города от контрреволюционных войск; командовал революционными венгерскими войсками в Трансильвании. После поражения Венгерской революции в 1849 бежал в Турцию, где принял ислам и вступил в турецкую армию под именем Амурат-паши (Мурат-паши).

    Лит:Маркс К. и Энгельс Ф., Бем, Соч., 2 изд., т. 14; Kovács Е., Bern Gozsef, Bdpst, 1954; Koziowski Е., General J. Bern, Warsz., 1958.

    А. А. Малиновский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Современная энциклопедия

    БЁМ (Bohm) Карл (1894 - 1981), австрийский дирижер. Руководитель Дрезденской (1934 - 43), Венской (1943 - 45 и 1954 - 56) государственных опер. Гастролировал в ряде городов Европы (в 1971 - в Москве), Америки. Интерпретатор произведений В.А. Моцарта, Р. Вагнера, Р. Штрауса (участник его оперных премьер).

  3. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. История Философии: Энциклопедия

    БЕМЕ или Бем (Bohme, Bohm) Якоб (Иаков) (1575—1624) — немецкий теософ, гностик, мистик. Родился в бедной крестьянской семье. До 10 лет пас скот, обучался сапожному ремеслу. Странствовал. Читал Библию, сочинения Парацельса, В. Вейгеля, немецких мистиков. К этому времени относится его посвящение в таинства мистики кем-то, кто предсказал ему будущую духовную миссию. Неоднократно испытывал божественные видения. В состоянии особого духовного восхищения Б. пишет свое первое сочинение ‘Aurora, или Утренняя заря в восхождении, то есть корень или мать философии, астрологии и теологии на истинном основании, или Описание природы, как все было и как стало вначале’ (1612). Шесть лет Б. находился под ‘домашним арестом’ с запретом писать. Нападки и преследования духовенства подняли его авторитет среди протестантских модернистов, близких к розенкрейцерству. В последующие годы выходят его книги, послания, молитвы. Главные его сочинения: ‘О трех принципах божественной сущности’ (1619), ‘О троякой жизни человека’, ‘Пансофское таинство’ (1620), ‘Теоскопия, или Драгоценные врата к божественному созерцанию’ (1622), ‘О воплощении Слова’, ‘Christosophia, или Путь ко Христу’, ‘Mysterium magnum или Комментарий на первую книгу Бытия’ и др. Б. создал единую диалектическую мировоззренческую систему, основанную на сочетании натурфилософии и мистики. Источником своего учения Б. называет Божественное откровение. Его теософия содержит толкование библейских мифов, насыщена поэтическими образами, символична. Основа его учения — мистика Абсолюта, метафизика духа. Ментально-духовная система Б. имеет аналогии с идущими с Востока древнейшими знаниями о космической эволюции Божественных сил и человека. Первоначально, по Б., Бог есть вечный покой, все и ничто, единое, содержащее все существа, но Себя не сознающее. Через самосозерцание Бог делается Своим зеркалом и, оставаясь единым, пробуждает желание, которое есть огонь и через него Бог открывает и познает Себя в диалектике развития образов и идей. (По мысли Б., Бог сотворил все вещи из ничего, и это нечто — Он сам.) Человек, первоначально одаренный девственной мудростью, с появлением желаний, нисходит в земную жизнь. Бог посылает свое собственное сердце, Сына, чтобы попрать смерть. Завершение истории Б. видит в восхождении человеческого духа и в единении его с Богом. Согласно Б., ‘книга, в которой заключены все тайны, есть сам человек; он сам есть книга всех сущностей, так как он есть подобие божества, великая тайна заключена в нем’. Б. является фокусом немецкой мистической и философско-религиозной традиций, идущей от М. Экхарта. Под влиянием идей Б. находились французский мистик Л.К.С. Мартен, Шлегель, Шеллинг, Гегель. Фейербах изложил теософию Б. в ‘Истории новой философии’ (1833). Энгельс называл Б. ‘предвестником грядущих философов’. В Россию идеи Б. начали проникать с 17 в. через масонов. Н.М. Новиков печатает молитвы Б. Переводы книг Б. широко распространяются среди дворянства, тайных обществ, переписываются, издаются. Особую популярность имел ‘Серафимский цветник или духовный экстракт из всех писаний Иакова Бема, собранный в весьма полезную ручную книжку, могущую в рассуждении великого таинства в завете соединения души с Богом возжигать сердце и ум к молитве...’. В 19 в. благодарные земляки воздвигли в г. Гер-лиц памятник Б.

  7. Источник: История Философии: Энциклопедия



  8. Философская энциклопедия

    БЁМ

    БЁМ (Bцhm) Карл (род. 1846 – ум. 1911) – влиятельный венг. философ; профессор в Колошваре. В своей осн. работе «Der Mensch und seine Welt» (6 тт., 1883 – 1912), на которой сказалось влияние Конта, Канта, а также влияние нем. идеализма (Шеллинг), он развивает философскую антропологию, разрабатываемую им в метафизику духа и содержащую учение о ценностях, в основе которого лежит понятие ценности самого себя. БЁМЕ (Bцhrne) Якоб (род. 1575, Альтзейденберг, близ Герлица – ум. 17 нояб. 1624, Герлиц) – нем. мистик, сапожник; друзья называли его «Philosophus Teutonicus», т.е. «нем. философ», а враги – «Sartor antichristus» («сапожник-антихрист»). Опираясь на работы Валентина Вейгеля, Парацельса и Швенкфельда, он создал сложную систему космологии: из первоосновы, которая представляет собой вечное единство, безмолвие без сущности, вечный покой и ничто, силой стремления к «нечто» порождается божество, потом Богом – вечная природа, затем властью божьей – духовный мир и как последнее порождение – земной мир. Во всем, даже в Боге, заключено как доброе, так и злое начало. Глубокое учение Беме о Боге и Вселенной было воспринято как настоящая философия и истинная вера во всем протестант, мире – в Германии, а особенно в Англии и Нидерландах. В Германии Беме оказал влияние на своего душеприказчика А. Франкенберга, затем на Иоанна Шеффлера (Ангелиус Силезский), позднее на Гаманна, Эйтингера, Гегеля, Фр. Баадера, Шеллинга, Новалиса. Осн. произв.: «Morgenrцte im Aufgang», 1612 (рус. пер. «Аврора», 1914); «Von der Geburt und Bezeichnung aller Wesen», или «De signatura rerum», 1622; «Theoscophia oder von gцttlicher Beschaulichkeit», 1622; «Von den drei Prinzipien des gцttlichen Wesens», 1624.

  9. Источник: Философская энциклопедия



  10. Советская историческая энциклопедия

    (Bem), Юзеф (14.III.1794 - 10.XII.1850) - польский политич. и воен. деятель, генерал. Участвовал в Польском освободит. восстании 1830-31, был командующим артиллерией повстанцев, одним из руководителей обороны Варшавы. После подавления восстания эмигрировал во Францию. Примыкал к консервативно-аристократич. лагерю польск. эмиграции. Во время революции 1848 находился в Вене, где принял активное участие в Октябрьском восстании и обороне города от контрреволюц. сил. После поражения вступил в революц. армию Венгрии. Командуя венг. войсками в Тран-сильвании, одержал ряд побед над превосходящими силами австр. и рус. интервенционистских войск Бежал после поражения венгерской революции в Турцию, вступил в тур. армию (под именем Амурат-паши). Умер в Алеппо (Сирия).

    Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Бем, Соч., 2 изд., т. 14, Briefe Ludwig Kossuths an F. - M. - L. Bem, 1849, März bis Juni, Pest, 1870, Konács E., Bom Jozsef, Bdpst, 1954.

  11. Источник: Советская историческая энциклопедия