Большая Советская энциклопедия

    Константин Николаевич [18(29).5.1787, Вологда, — 7(19).7.1855, там же], русский поэт. Принадлежал к старинному дворянскому роду. Был на военной службе, позднее на дипломатической (в Италии). В 1822 заболел душевной болезнью. Начал писать стихи с 1802. Развитию мировоззрения Б. способствовали идеи французских просветителей 18 в. В стихотворной сатире «Видение на берегах Леты» (1809) выступил против «Беседы любителей русского слова» — оплота литературного «староверия». Участвовал в прогрессивном литературном кружке «Арзамас».

    Б. стал главой так называемой «лёгкой поэзии» (элегии, послания, антологического стихотворения), требовавшей, по его мнению, «возможного совершенства, чистоты выражения, стройности в слоге, гибкости, плавности». Воспевание радостей земной жизни, дружбы, любви сочеталось в его дружеских посланиях с утверждением внутренней свободы поэта, независимости его от «рабства и цепей» феодально-абсолютистского общественного строя. Программным произведением явилось послание «Мои Пенаты» (1811—12, опубликовано в 1814). Патриотическим чувством проникнуто написанное во время Отечественной войны 1812 послание «К Дашкову». Под влиянием впечатлений войны, разрушения Москвы и личных потрясений Б. переживает духовный кризис: разочарование в идеях просветительной философии, нарастание религиозных настроений. Его поэзия окрашивается во всё более печальные тона, завершаясь мрачным «Изречением Мельхиседека» (1821). К числу лучших стихотворений Б. принадлежат «Мой гений» (1815), «Таврида» (1817), «Умирающий Тасс» (1817), переводы из греческой антологии (1817—18), «Подражания древним». А. С. Пушкин восхищался музыкальностью его стиха («Звуки италианские! Что за чудотворец этот Батюшков»), В. Г. Белинский — его «пластикой», «скульптурностью». Б. писал и в прозе (очерки, статьи о литературе и искусстве).

    Соч.: Соч., т. 1—3, СПБ, 1885—87; Соч., вступ. ст., ред. и коммент. Д. Д. Благого, М.—Л., 1934; Стихотворения, вступ. ст. Б. В. Томашевского, [Л.], 1948; Полн. собр. стихотворений. Вступ. ст. и прим. Н. В. Фридмана, М.—Л., 1964.

    Лит.: Белинский В. Г., Сочинения Александра Пушкина (ст. 2 и 3), Полн. собр. соч., т. 7, М., 1955; Майков Л. Н., Батюшков, его жизнь и сочинения, 2 изд., СПБ, 1896: Фридман Н. В., Проза Батюшкова, М., 1965.

    Д. Д. Благой.

    К. Н. Батюшков.

    К. Н. Батюшков.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  3. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  4. Литературная энциклопедия

    Ба́тюшков

    Константин Николаевич (1787, Вологда – 1855, там же), русский поэт.

    К. Н. Батюшков. Портрет работы неизвестного художника. 1810 г.

    К. Н. Батюшков. Портрет работы неизвестного художника. 1810 г.

    Выходец из старинного дворянского рода. В 1797–1802 гг. воспитывался в петербургских частных пансионах, содержавшихся иностранцами, что дало будущему поэту хорошее знание европейских языков. С 1802 г. – на мелкой чиновничьей и военной службе: участник антинаполеоновских боевых действий в Пруссии в 1807 г., Русско-шведской войны в 1808—09 гг. и заграничного похода рус. армии в 1814 г. В 1818—21 гг. – в составе рус. дипломатической миссии в Италии. В 1822 г. заболел наследственной душевной болезнью. С юных лет вошёл в литературные круги Санкт-Петербурга. В стихотворной сатире «Видение на берегах Леты» (1809, широко распространялась в списках, опубл. в 1841) выступил остроумным противником эпигонов классицизма, литературных «староверов» (впервые ввёл в обиход слово «славянофил») и сторонником новых эстетических и языковых тенденций, проповедуемых Н. М. Карамзиным и литературным кружком «Арзамас» (В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, А. С. Пушкин и др.). Патриотическое воодушевление выразил в послании «К Дашкову» (1813). В историю отечественной словесности Батюшков вошёл прежде всего как ведущий представитель так называемой «лёгкой поэзии» (И. Ф. Богданович, Д. В. Давыдов, юный А. С. Пушкин) – направления, восходящего к традициям анакреонтической (от имени древнегреческого поэта Анакреонта) поэзии, воспевающей радости земной жизни, дружбу, любовь и внутреннюю свободу (послание «Мои пенаты», 1811—12, опубл. в 1814, которое, по словам А. С. Пушкина, «дышит каким-то упоеньем роскоши, юности и наслаждения – слог так и трепещет, так и льётся – гармония очаровательна»; стихотворение «Вакханка», опубл. в 1817; и др.). Свидетельства духовного кризиса поэта – элегии, проникнутые мотивами неразделённой любви, грустью раннего разочарования («Разлука», 1812—13; «К другу», «Мой гений», обе – 1815), порою доходящей до высокого трагизма («Умирающий Тасс», 1817, посвящённая печальной судьбе итальянского поэта 16 в. Т. Тассо; «Изречение Мельхиседека», 1821). Переводил античных и итальянских поэтов, яркого представителя французской «лёгкой поэзии» Э. Парни. Писал очерки и статьи (в т. ч. «Речь о влиянии лёгкой поэзии на язык», 1816).

  5. Источник: Литературная энциклопедия