Большая Советская энциклопедия

    за границей, выступления русской оперы и балета, организованные в 1907 С. П. Дягилевым. Сезоны поддерживались кругами русской художественной интеллигенции («Мир искусства», музыкальный Беляевский кружок и др.). Начались в Париже историческими концертами с участием Н. А. Римского-Корсакова, С. В. Рахманинова, А. К. Глазунова, Ф. И. Шаляпина; в 1908—09 были показаны оперы «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, и др. С 1909 ежегодно в Париже, а с 1910 периодически в Берлине, Брюсселе, Монте-Карло, Лондоне, Будапеште и других европейских городах гастролировала балетная труппа, сформированная из артистов Мариинского и Большого театров (А. П. Павлова, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижинский и др.). Балетмейстер первых сезонов М. М. Фокин показал в 1909 в новых редакциях «Павильон Армиды» Н. Н. Черепнина, «Сильфиды» («Шопениана») на музыку Шопена, и др., а также поставил «Половецкие пляски» из оперы Бородина «Князь Игорь», затем балеты «Жар-птица» и «Петрушка» Стравинского, «Нарцисс и Эхо» Н. Н. Черепнина, «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова, и др. В 1912—13 Нижинский осуществил постановки балетов «Послеполуденный отдых фавна» на музыку Дебюсси, «Весна священная» Стравинского. Высокий уровень исполнительской культуры, богатство русской музыки сделали Р. с. значительным художественным явлением, имевшим большое значение в популяризации русского оперного и балетного искусства. Оформляли спектакли художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, В. А. Серов, Н. К. Рерих, Н. С. Гончарова, чьё мастерство оказало влияние на развитие мирового театрально декорационного искусства 1-й четверти 20 в. Постепенно антреприза Дягилева пополнялась иностранными танцовщиками и теряла национальный русский характер (существовала до 1929). Для сезонов сочиняли музыку И. Ф. Стравинский, С. С. Прокофьев, М. Равель, композиторы «шестёрки» и др., балеты также ставили Л. Ф. Мясин, Дж. Баланчин, Б. Ф. Нижинская и др., оформляли — П. Пикассо, А. Дерен и др.

    Лит.: Соколова Н., Мир искусства, М. — Л,, 1934; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1, Л., 1971; Lieven P., The birth of ballet-russes, L., 1936; Benois A., Reminiscences of the Russian ballet, L., 1947. см. также лит. при ст. Дягилев С. П.

    В. М. Красовская.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    "РУССКИЕ СЕЗОНЫ" за границей - выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, балеты "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе "Русских сезонов" была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Ру́сские сезо́ны

    гастрольные выступления русской оперы и балета, организованные С. П. Дягилевым в 1908—10-х гг. главным образом в Париже и Лондоне. Фактически начало Русских сезонов — Исторические русские концерты (1907, Париж) с участием Н. А. Римского-Корсакова, А. К. Глазунова, С. В. Рахманинова. Русские сезоны способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В них участвовали: певец Ф. И. Шаляпин, дирижёры Э. Купер, П. Монтё, Э. Ансерме, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер, В. Ф. Нижинский и др. Постановки: оперы «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, фрагменты из «Князя Игоря» А. П. Бородина, балеты «Сильфиды» («Шопениана»; на музыку Ф. Шопена), «Шехеразада» (на музыку Римского-Корсакова), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского, «Карнавал» (на музыку Р. Шумана) и др. В 1911 на основе Русских сезонов была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.

    * * *

    РУССКИЕ СЕЗОНЫ

    «РУ́ССКИЕ СЕЗО́НЫ» за границей, выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907—14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина, балеты «Шехеразада» Римского-Корсакова, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского и др. В 1911—13 на основе «Русских сезонов» была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева(см. РУССКИЙ БАЛЕТ ДЯГИЛЕВА).

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Музыкальная энциклопедия

    за границей - гастрольные выступления рус. оперы и балета, организованные рус. театр. деятелем С. П. Дягилевым. "Р. с." поддерживались кругами рус. художеств. интеллигенции. Проводились летом, после окончания зимнего театр. сезона. В гастрольные труппы входили мн. артисты Мариинского и Большого т-ров, Оперного т-ра С. И. Зимина. Выступления проходили в Париже в т-рах "Гранд-Опера" (1908, 1910, 1914), "Шатле" (1909, 1911, 1912), "Т-ре Елисейских полей" (1913), в Лондоне в т-рах "Ковент-Гарден" (1912), "Друри-Лейн" (1913, 1914). Начало "Р. с." положили выставка рус. живописи и скульптуры и концерт из произв. рус. композиторов, к-рые состоялись по инициативе Дягилева в 1906 в Париже и привлекли огромное внимание публики. В 1907 в Париже в "Гранд-Опера" прошла серия Историч. рус. концертов ("Пять концертов рус. музыки"). Для их проведения был создан комитет, куда вошли P. M. Блуменфельд, А. К. Глазунов, А. Никиш, Н. А. Римский-Корсаков, С. В. Рахманинов, выступавшие также в концертах в качестве дирижёров. Солистами были пианист И. Гофман, певцы - Ф. И. Шаляпин, Ф. В. Литвин, Е. И. Збруева, В. И. Касторский, Д. А. Смирнов и др. Программу концертов составили произв. М. И. Глинки (увертюра и 1-е д. из оперы "Руслан и Людмила", "Камаринская"), Римского-Корсакова (симф. картина из оперы "Ночь перед Рождеством", вступление к 1-му д. и 2 песни Леля из "Снегурочки", "Ночь на горе Триглаве" из оперы "Млада", сюита из "Сказки о царе Салтане", картина подводного царства из "Садко"), П. И. Чайковского (2-я и 4-я симфонии, фрагменты из "Чародейки"), А. П. Бородина (отрывки из "Князя Игоря"), М. П. Мусоргского ("Трепак", "Песня о блохе", фрагменты из "Бориса Годунова" и "Хованщины"), С. И. Танеева (симфония c-moll), А. К. Лядова (8 рус. нар. песен), а также произв. А. Н. Скрябина, Рахманинова, М. А. Балакирева, С. М. Ляпунова и Ц. А. Кюи. К концертам были изданы спец. программы, где давались сведения о композиторах (помещались их портреты работы известных художников). Знакомство с рус. музыкой в таком объёме было подлинным откровением для парижан. Наибольший успех имели произв. Римского-Корсакова, Бородина и Мусоргского, соч. последнего исполнял Шаляпин. Это определило программу показа рус. иск-ва в следующем, 1908 году - была пост. целиком опера "Борис Годунов" с Шаляпиным в главной роли. Дягилеву, особенно тщательно готовившему этот сезон (он хотел представить Европе подлинную Русь 16 - нач. 17 вв.), удалось достать для оформления спектаклей подлинные рус. вышивки, рус. бисер, костюмы той эпохи (все костюмы и декорации впоследствии были переданы в дар "Гранд-Опера"). В 1913-14 в Париже и Лондоне была снова показана опера "Борис Годунов" (с участием Шаляпина) и впервые - "Хованщина" (в редакции Римского-Корсакова); в 1914 в Лондоне исполнялись "Князь Игорь" и опера-балет "Соловей" Стравинского.

    В мае 1909 произошло крупное событие в истории совр. хореографич. т-ра - показ рус. балета в Париже. Программа этого сезона включала балеты - "Павильон Армиды" H. H. Черепнина, "Клеопатра" ("Египетские ночи") на музыку А. С. Аренского, дополненную отрывками из соч. Глинки, Мусоргского, Римского-Корсакова и Глазунова, дивертисмент "Пир" на музыку из произв. рус. композиторов, "Сильфиды" ("Шопениана"), "Половецкие пляски" из оперы Бородина "Князь Игорь". Одна из программ была посв. опере: исполнялись "Псковитянка" Римского-Корсакова и 1-е акты из опер "Руслан и Людмила", "Князь Игорь", "Юдифь". Балетные спектакли шли в постановке М. М. Фокина и В. Ф. Нижинского и в оформлении крупных рус. художников: Л. С. Бакста, А. Н. Бенуа, А. Я. Головина, Н. К. Рериха. В них принимали участие лучшие русские танцовщики и танцовщицы, в т. ч. Е. В. Гельцер, А. П. Павлова, Т. П. Карсавина, В. Ф. Нижинский.

    Начиная с 1910 каждый очередной "сезон" постоянной балетной труппы Дягилева обязательно включал специально подготовленную премьеру. Первоначально это были балеты рус. композиторов и прежде всего И. Ф. Стравинского ("Жар-птица", "Петрушка", "Весна священная"). Постепенно круг музыкантов, работавших для "Р. с.", расширился за счёт заруб. композиторов. Особенно длительным и плодотворным было сотрудничество рус. труппы с франц. композиторами: в 1911-13 были показаны балеты "Голубой бог" Гана, "Трагедия Саломеи" Шмитта, "Дафнис и Хлоя" Равеля, "Игры" Дебюсси и "Прелюдия к послеполудню фавна" на музыку Дебюсси. Гастроли рус. балета явились той животворной силой, к-рая вызвала обновление нац. балетного иск-ва мн. европ. стран.

    С 1913 "Р. с." стали менее периодичными, труппа пополнялась иностр. танцовщиками и постепенно теряла нац. рус. характер, позднее совсем оторвалась от родины и превратилась в интернациональное предприятие "Русский балет С. П. Дягилева". "Р. с." с триумфальным успехом продемонстрировали богатство рус. музыки, исключительно высокий уровень нац. Исполнит. культуры, декорационно-постановочного мастерства и сыграли большую роль в популяризации рус. муз. иск-ва за границей.

    Литература: Луначарский A., Русские спектакли в Париже, "Театр и искусство", 1913, 9 июня; его же, Русский и американец в большом парижском сезоне, там же, 1914, 8 июня; его же, Русские спектакли в Париже, "Современник", 1914, кн. 13-15; его же, Новинки дягилевского сезона, "Вечерняя Москва", 1927, 28 июня; см. также в кн.: Луначaрский А. В., В мире музыки. Статьи и речи, М., 1958, 1971; Соколова Н., Мир искусства, М.-Л., 1934, с. 210-16; Красовская В., Русский балетный театр начала XX века, ч. 1 - Хореографы (Л., 1971); Lieven P., The birth of Ballets-Russes, Boston-N. Y., 1936; Grigoriev S. L., The Diaghilev ballet. 1909-1929, (L., 1953), 1960. См. также лит. при ст. Дягилев С. П.Р. Г. Косачёва.

  7. Источник: Музыкальная энциклопедия



  8. Большой Энциклопедический словарь

    РУССКИЕ СЕЗОНЫ
    "РУССКИЕ СЕЗОНЫ" за границей - выступления русских оперных и балетных трупп, организованные С. П. Дягилевым. Состоялись в 1907-14 в Париже и Лондоне. Способствовали популяризации русского искусства за рубежом. В русских сезонах участвовали: композиторы Н. А. Римский-Корсаков, С.В. Рахманинов, А. К. Глазунов, певец Ф. И. Шаляпин, художники А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, А. Я. Головин, балетмейстер М. М. Фокин, танцовщики А. Н. Павлова, Т. П. Карсавина, Е. В. Гельцер и др. Поставлены: оперы "Борис Годунов" М. П. Мусоргского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, "Князь Игорь" А. П. Бородина, балеты "Шехеразада" Римского-Корсакова, "Жар-птица" И. Ф. Стравинского и др. В 1911-13 на основе "Русских сезонов" была создана постоянная труппа Русский балет Дягилева.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: