Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Caracci) — семейство итальянских (болонских) живописце в: 1) Лодовико К. (1555-1619), живописец, гравер и скульптор, ученик Просперо Фонтаны, развившийся далее, во время своих путешествий, через самостоятельное изучение выдающихся итальянских мастеров. По возвращении своем в Болонью, будучи убежден в необходимости возрождения искусства, основал вместе со своими троюродными братьями, Агостино и Аннибале К., новую школу живописи, "академию направленных на путь" (degli Incamminati), которая вскоре сделалась в Италии центром художественного образования, несмотря на насмешки над нею старых маньеристов. Принципами ее были: непосредственное наблюдение природы, изучение антиков и подражание великим мастерам, напр. в рисунке и движении — Микеланджело, в колорите — Тициану, в композиции и выражении — Рафаэлю, в светотени и грации — Корреджо. Хотя художники, принадлежащие к этой академии, или, как их называют по почину самого Лодовико К., "эклектики", и достигают в своих произведениях некоторой своеобразности стиля, однако у их большинства бросается в глаза решительное старание подражать тем или другим избранным образцам. Так, напр., в ранних работах самого Лодовико К. (напр. во фресках С. Микеле-ин-Боско) слишком заметно подражание Корреджо и Пармиджанино. В более зрелых своих произведениях, он выказывает большую самостоятельность (напр. в "Богородице во славе", в Болонской пинакотеке, и во фресках из жития св. Бенедикта в монастыре С. Микеле-ин-Боско). Лодовико К. является также родоначальником особого рода картин страдальческого пафоса, каковы, напр., "Ессе homo" и "Mater dolorosa", которые столь обильны в болонской школе. В Импер. Эрмитаже имеются образцы его живописи: "Св. Семейство" (№ 163 и 164), "Несение креста" (№ 165), "Положение во гроб" (№ 166) и "Св. Севастиан" (№ 167). — 2) Агостино К. (1557-1602), живописец и гравер, ученик П. Фонтаны, Барт. Пассеротти и Дом. Тибальди, развился под влиянием Лодовико К. Обладая большою начитанностью, он взял на себя в Академии degli Incamminati чтение лекций по теории искусства. Его немногочисленные живописные произведения (лучшие из них — фрески во дворце Фарнезе, в Риме, исполненные в сотрудничестве с Аннибале К., "Причащение св. Иеронима" в Болонской пинакотеке, "Вознесение Богородицы", там же) отличаются правильностью рисунка и светлым, веселым колоритом. Гораздо значительнее Аннибале К. как гравер. Взяв себе за образец Корн. Корта, он довел свою манеру гравирования до высокого совершенства: Замечательнейшие из его гравюр: "Распятие" (с Тинторетто, 1589), "Эней и Анхиз" (с Бароччио, 1595), "Богородица с Младенцем" (с Корреджо), "Искушение св. Антония", "Св. Иероним" (с Тинторетто), а также некоторые собственного сочинения. 3) Аннибале К. (1560-1609), живописец и гравер, ученик Лодовико К., развившийся изучением Корреджо, Тинторетто, П. Веронезе, Рафаэля и Микеланджело. Стремление подражать этим корифеям живописи весьма ярко проглядывает в его ранних произведениях; с основания Академии degli Incamminati он принимал деятельное участие в педагогической и в художественной деятельности этого заведения. В 1597 г. был вместе с ними вызван в Рим для украшения фресками дворца Фарнезе. Эти фрески, замечательные по своему удачному распределению, по осмысленности и разнообразию композиции и по свежести красок ("Триумф Вакха и Ариадны", "Меркурий и Парис", "Пан и Дианы", "Юпитер и Юнона" и пр.) принадлежат к числу особенно удачных его произведений. Умер 49 лет и погребен, согласно выраженному им перед смертью желанию, в Пантеоне, рядом с Рафаэлем. Достоинства живописных произведений этого художника состоят в искусстве композиции, в умно рассчитанном размещении фигур и в свежести колорита; но ему можно поставить в упрек отсутствие действительного, непосредственного вдохновения. Религиозные композиции Аннибале К. служат верным отражением сантиментальной, неискренней набожности его времени. Кроме картин духовного, мифологического и аллегорического содержания, писал также пейзажи (образцы их можно видеть в галереях Дориа, в Риме, в мадридском, берлинском и других музеях; пейзаж № 178 в Императорском Эрмитаже, к сожалению, сильно потемнел). Главные из его многочисленных произведений, рассеянных по разным галереям Европы, суть, сверх вышеупомянутых, следующие: "Богородица со святыми" (1592), "Воскресение Христово" (в Лувре), "Св. Рох" (в Дрездене), "Вакханка и сатир" (во Флоренции), "Христос и самаритянка" (в Вене), "Избиение младенцев" (в Мюнхене), "Св. Семейство" (в Импер. Эрмитаже, № 169), "Отдых на пути в Египет" (там же, 171), "Почивший Христос" (там же, № 172) и др. В своих гравюрах Аннибале К. воспроизводил почти исключительно собственные композиции ("Распятие", "Юпитер и Антиопа", "Христос" и пр.).

    А. Н-в.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Carracci)

    семья итальянских художников болонской школы (См. Болонская школа), представителей Академизма. Лодовико К. (крещен 21.4.1555, Болонья, — умер 13.11.1619, там же) и его двоюродные братья Агостино К. (15.8.1557, Болонья, — 22.3.1602, Парма) и Аннибале К. (3.11.1560, Болонья, — 15.7.1609, Рим) получили художественное образование в Болонье. В начале творчества испытали воздействие Корреджо,Микеланджело и Тинторетто. Эклектически соединяя приёмы этих мастеров, создали собственный стиль, явившийся реакцией на Маньеризм. Около 1585 основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь», сыгравшую важную роль в выработке принципов академического искусства. Изучение натуры соединялось в их методе с её идеализацией в духе формального следования приёмам мастеров Высокого Возрождения. К. создали новый тип алтарной картины, отличающийся монументальностью композиции, эффектностью ракурсов и жестов, броскостью колорита («Мадонна Барджеллини» Лодовико К., 1588, «Причастие св. Иеронима» Агостино К., между 1591—93, — обе в Национальной пинакотеке, Болонья; «Вознесение Марии» Аннибале К., 1592, церковь Санта-Мария дель Пополо, Рим). совместно расписали фресками ряд дворцов в Болонье (Палаццо Фава, 1580—85; Палаццо Маньяни, 1588—90; и др.). Наиболее талантливым из братьев был Аннибале К. (работал в Болонье, а также в Парме, Венеции и Риме), выполнявший жанровые композиции и портреты, отмеченные живой непосредственностью наблюдений (автопортрет, 1590-е гг., Эрмитаж, Ленинград), а также пейзажи, проникнутые ощущением величия и гармонии природы, сыгравшие большую роль в создании типа так называемого героического пейзажа. Исполненные Аннибале совместно с Агостино фрески Палаццо Фарнезе в Риме (1597—1604) предвосхитили декоративные ансамбли эпохи Барокко. От различных сторон творчества К. во многом исходили представители двух главных направлений европейского искусства 17 в. — барокко и Классицизма.

    Лит.: Catalogo critico della mostra dei Carracci, Bologna, 1956; Posner D., Annibale Carracci, L., 1971.

    В. Э. Маркова.

    Аннибале Карраччи. «Бегство в Египет». Около 1603—04. Галерея Дориа-Памфили. Рим.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

  5. Источник: Энциклопедия Брокгауза и Ефрона



  6. Энциклопедия Кольера

    (Carracci),

    семья итальянских живописцев: Лодовико (Lodovico, 1555-1619) и его двоюродные братья, Агостино (Agostino, 1557-1602) и Аннибале (Annibale, 1560-1609). Братья Карраччи были основателями болонской "Академии вступивших на правильный путь" (основана ок. 1585). Братья Карраччи изучали произведения Рафаэля, Корреджо и венецианских мастеров 16 в. Они практиковали тщательное изучение натуры, основ рисунка и композиции, стремились вернуться к принципам ренессансной живописи. Лодовико был сторонником Контрреформации и создателем стиля барокко, для которого характерны сильные световые и цветовые акценты, контрастная светотеневая моделировка и бурное движение, направленное в глубь пространства картины. Некоторые из произведений Лодовико Карраччи, такие, как Обращение Савла (1587-1588), Преображение (1595-1596) и Мученичество св. Урсулы (1592; все три картины находятся в Пинакотеке Болоньи), выполнены в очень крупном масштабе. Одна из самых известных работ Лодовико - алтарный образ Мадонна дельи Скальци (ок. 1588, Болонья, Пинакотека). На нем изображены св. Иероним и св. Франциск, поклоняющиеся Богоматери, стоящей на месяце, - видение, исполненное человеческой теплоты и искренности. В Академии братьев Карраччи лекции по перспективе, архитектуре, анатомии, истории и мифологии читал Агостино; Аннибале давал уроки рисунка и живописи, Лодовико принадлежало общее руководство. Программа преподавания в Академии стала образцом для художественных учебных заведений на многие годы. Лодовико Карраччи оставался главой Болонской Академии до конца жизни. Среди его учеников были Гвидо Рени и Доменикино. Умер Лодовико Карраччи в Болонье 13 ноября 1619. В 1595 Аннибале Карраччи был приглашен в Рим для украшения палаццо кардинала Одоардо Фарнезе; позднее к нему присоединился Агостино. Интеллектуальный лидер школы, Агостино Карраччи был не только прекрасным живописцем и гравером, но занимался также поэзией и философией. Одно из лучших его произведений, Последнее причастие св. Иеронима (1591-1593, Болонья, Пинакотека), послужило источником вдохновения для алтарных картин Доменикино и Рубенса. Из Рима Агостино уехал в Парму, где и умер в 1602, не закончив росписи палаццо дель Джардино. "Классическая" ветвь барокко, которая стала главным течением в живописи 17 в. в Риме, была создана Аннибале Карраччи. В 1585 Аннибале вместе с Агостино посетил Парму и Венецию. С этого времени в его произведениях чувствуется влияние Корреджо, Тициана и Веронезе. В его живописи классические тенденции, уравновешенность, ясность и четкость форм с самого начала сочетались с экспрессивностью живописной манеры и венецианским колоритом. Такие его алтарные композиции, как Пьета со святыми (1585, Парма, Национальная галерея), Мадонна со св. Лукой (1592, Лувр) и Мадонна с евангелистом Матфеем (1588, Дрезден, Картинная галерея), следуют живописным традициям Ренессанса, обладают монументальностью, и большой силой художественного воздействия. По приезде в Рим Аннибале Карраччи удалось соединить в своем творчестве североитальянские и венецианские традиции с местным классицизмом. Одно из самых замечательных его произведений - фрески галереи палаццо Фарнезе стали образцом украшения дворцовой постройки для мастеров следующего столетия. В них Аннибале преобразил классический мир Ренессанса при помощи яркого и свежего языка барокко, предвосхищая работы Рубенса и Бернини. Росписи палаццо Фарнезе продолжают линию, идущую от ватиканских станц Рафаэля и Сикстинской капеллы Микеланджело, но уже в иной стилистике, давшей имя новой эпохе - барокко. Помимо великолепных фресок палаццо Фарнезе, Аннибале Карраччи писал произведения на религиозные сюжеты, среди которых Пьета (1603-1607, Лувр, и 1599-1600, Неаполь), монументальный алтарный образ Вознесение Богоматери для церкви Санта Мария дель Пополо в Риме (1601), портреты и жанровые сцены, а также первые классические пейзажи со стаффажными фигурками. Кроме того, он оставил большое количество подготовительных набросков и рисунков. Умер Аннибале Карраччи в Риме 15 июля 1609.

  7. Источник: Энциклопедия Кольера



  8. Энциклопедический словарь

    Карра́ччи

    (Carracci), семья итальянских художников болонской школы, представители академизма: Лодовико (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609). Основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (около 1585). Соединяя приёмы великих мастеров Возрождения, создали возвышенно-идеализированный тип алтарной картины, в фресках предвосхитили декоративные и пространственные решения монументальной живописи барокко. Наиболее известен Аннибале, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597—1604).

    * * *

    КАРРАЧЧИ

    КАРРА́ЧЧИ (Carracci), семья итальянских художников болонской школы(см. БОЛОНСКАЯ ШКОЛА), представители академизма: Лодовико (1555—1619) и его двоюродные братья Агостино (1557—1602) и Аннибале (1560—1609). Основали в Болонье «Академию вступивших на правильный путь» (ок. 1585). Эклектически соединяя приемы великих мастеров Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)), создали академический тип алтарной картины и монументально-декоративной росписи барокко(см. БАРОККО). Наиболее известен Аннибале, выполнявший портреты, религиозные и жанровые композиции, «героические пейзажи», фрески (в Палаццо Фарнезе в Риме, 1597—1604).

  9. Источник: Энциклопедический словарь