Словарь Брокгауза и Ефрона

    древнегреческий лирик V в. до Р. Х.; род. на острове Хиосе; был учеником своего дяди Симонида, вместе с которым провел много лет при дворе Гиерона Сиракузского; затем жил в Пелопоннесе. По разносторонности В. не уступал своему учителю и подвизался во всех известных в его время родах поэзии; но ему не достает размаха и силы Симонида и Пиндара, также его современника. До нас дошли лишь отрывки его гимнов, дифирамбов, хвалебных од, любовных и вакхических песен, собранные и изданные Нейе (Берлин, 1823), Шнейдевином и Бергком ("Poetae lyrici graeci", т. 3).

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    греческий поэт 5 в. до н.э.; см. Бакхилид.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Энциклопедия Кольера

    (расцвет деятельности ок. 470 до н.э.), древнегреческий лирический поэт, племянник Симонида, современник Пиндара. Родился в городе Иулиде на острове Кеос. До публикации найденного при раскопках в Египте в 1896 папируса со значительными фрагментами 15 эпиникиев и 6 дифирамбов Вакхилида его творчество было известно лишь по нескольким фрагментам застольной и любовной поэзии, процитированным позднейшими авторами. Впоследствии были сделаны и другие, правда менее значительные, находки. Из фрагментов явствует, что Вакхилид как поэт нередко оказывался соперником Пиндара - в Фессалии, в Македонии, на Эгине, в Афинах, но прежде всего на Сицилии. Для Афин Вакхилидом были написаны дифирамбы, которые наряду с дифирамбом, написанным им для Кеоса, являются важным этапом в развитии данного литературного жанра. В области эпиникиев главный успех Вакхилида - заказ воспеть победу колесницы Гиерона Сиракузского на Олимпийских состязаниях 468 до н.э., должно быть, к разочарованию Пиндара, который в прежних своих написанных для Гиерона одах не сумел обойтись с его телесными и политическими слабостями так деликатно, как Вакхилид. Симонид, безусловно, оказал значительное влияние на своего племянника, однако мы вправе рассматривать Вакхилида также как преемника Стесихора, который превратил мифологический рассказ в один из наиболее существенных компонентов хоровой лирики. Несомненно, мифы Вакхилида куда ближе к эпосу, чем лирические повествования Пиндара. Псевдо-Лонгин (О возвышенном) высоко отзывается об изяществе Вакхилида, но все же предпочитает ему внезапный и непредсказуемый блеск Пиндара.

    ЛИТЕРАТУРА

    Пиндар. Вакхилид. Оды. Фрагменты. М., 1980

  5. Источник: Энциклопедия Кольера



  6. Энциклопедический словарь

    ВАКХИЛИД

    ВАКХИЛИ́Д (первая половина 5 в. до н. э.), древнегреческий лирический поэт. Современник и соперник Пиндара(см. ПИНДАР). Произведения сохранились в фрагментах.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Античные писатели

    Вакхилид, Bakchylides, с Кеоса, ок. 518-ок. 450 гг. до н. э., греческий лирический поэт. Родился на острове Кеос, поблизости от Аттики. Его дядя, известный поэт Симонид, вероятно, научил его правилам составления хоровых песен и помогал получать заказы. В. писал для представителей могущественных фессалийских родов, для Александра I царя Македонии, для Гиерона I, тирана Сиракуз, для жителей Эгины, Афин и родного Кеоса. Быть может, он совершил несколько путешествий. Наиболее вероятно путешествие на Сицилию ко двору Гиерона. За получение заказов В. соперничал с Пиндаром. Оба создавали песни в честь членов одних родов, а трижды прославляли в одах одну и ту же победу на играх. В конце жизни В., приговоренный к изгнанию, перебрался на Пелопоннес. Последняя из известных нам его песен датируется 452 г. - В. работал во многих жанрах хоровой лирики, но сохранившиеся под его именем эпиграммы не являются подлинными. В эллинистический период творчество В. было разделено на 9 книг в соответствии с жанрами: I. Гимны (фр.; II. Пеаны (фр.); III. Дифирамбы (сохранились 6 из них, некоторые сильно попорченные); IV. Просодии (песни для процессий; фр.); V. Парфении (песни для хоров девушек); VI. Гипорхематы (танцевальные песни; фр.); VII. Энкомии (хвалебные песни) или Сколии (застольные песни; фр.); VIII. Эпиникии (песни в честь спортивных побед; сохранились 14, некоторые попорчены); IX. Эротики (любовные песни; фр.). За счет находок папирусов мы сегодня лучше всего знаем эпиникии и дифирамбы. Эпиникии В. построены по тем же правилам, что и оды Пиндара, от которых они,однако, отличаются по своему характеру. Не блистая оригинальными и смелыми метафорами и не достигая той суровой возвышенности, свойственной Пиндару, они зато проще и полны чисто ионийского изящества. Пышный стиль, присущий хоровой лирике, создается В. за счет нагромождения эпитетов вокруг одного существительного. Он охотно употребляет сложные прилагательные, многие из которых представляют собой неологизмы. В. восхваляет адресатов своих песен и награждает их изысканными комплиментами. Прекрасны и поэтичны повествовательные части его произведений, где представлены сцены из жизни богов и героев, они полны драматического напряжения, даже пафоса. Поэтому выше эпиникиев ставятся дифирамбы В., являющиеся чисто мифологическими повествованиями в балладном стиле. В. использовал менее известные версии мифов, часто обращался к аттической традиции. Наиболее интересен дифирамб под названием Тесей (Theseus), имеющий форму диалога между царем Афин Эгеем и хором. В нем видят стадию перехода от хоровой песни к драме, но так как В. творил уже в период полного расцвета трагедии, то нужно предположить, что именно под ее влиянием он придал такую форму своему дифирамбу. Из других произведений и отрывков В. заслуживает вниааиняч сколион, написанный для Александра I, царя Македонии, великолепно передающий атмосферу пира и легкого опьянения вином. В Александрии В. был причислен к канону 9 лириков, а его произведения собраны и изданы (II в. до н. э.). Были написаны также комментарии к его песням. Больше всего отголосков тыорчества В. мы находим у Феокрита. В позднейшие эпохи в творчестве В. искали не столько поэтических высот, сколько мифологических, географических и др. курьезов. В Риме более всего им интересовался Гораций. Древние теоретики литературы, например, Аноним, автор трактата О возвышенности, были о нем невысокого мнения. Однако, его долго читали, так как он был довольно легким поэтом. Его знал еще Юлиан Отступник, затем его произведения пропали. В 1896 г. Британский музей купил 2 найденных в Египте папирусных свитка, содержащих эпиникии и дифирамбы В. В XX в. появились новые фрагменты папирусов.

  9. Источник: Античные писатели