Игорь (псевдоним; настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев) [4 (16).5.1887, Петербург, — 20.12.1941, Таллин], русский поэт. Печатался с 1904. Популярность пришла к С. после выхода в 1913 сборника «Громокипящий кубок». Последующие сборники («Златолира», 1914, «Ананасы в шампанском», 1915, «Поэзоантракт», 1915, и др.) перепевали мотивы этого сборника. С. приветствовал свержение самодержавия; Октябрьскую революцию 1917 не понял. В эмиграции (с 1918) выпустил много сборников стихов и переводов. В 1940 его стихи были опубликованы в сов. журналах. Творческий облик С. крайне пёстр и противоречив. Возглавил течение эгофутуризма (см. Футуризм). Лучшие стихи С. отличаются лиризмом, музыкальностью, точностью сатирических зарисовок. Во многих других сказались ограниченность его взглядов недостаток вкуса; в них преобладают вычурность и банальность, «ресторанно-будуарная тематика». В последние годы С. пришёл к прозрачному классическому стиху. Переводил Ш. Бодлера, П. Верлена, А. Мицкевича, эст. поэтов.
Соч.: Стихотворения. [Вступ. ст. В. А Рождественского], Л., 1975.
Лит.: Критика о творчестве И. Северянина, М., 1916; Чуковский К., Футуристы. Образцы футурлитературы, Собр. соч., т. 6, М., 1969; История русской литературы конца XIX — нач. ХХ вв. Библиографич. указатель, М. — Л., 1963.
С. Л. Залин.
СЕВЕРЯ́НИН, -а, мн. -яне, -ян, муж. Уроженец или житель севера.
| жен. северянка, -и.
СЕВЕРЯ́НИН, северянина, мн. северяне, северян, муж.
1. Житель, уроженец северной местности, страны или северной части какой-нибудь страны; ант. южанин.
2. только мн. Древнее племя восточных славян, обитавшее в бассейне реки Десны (ист.).
3. только мн. Члены Северного Тайного обществе (декабристов; ист.).
м.
см. северяне I
СЕВЕРЯНИН Игорь (настоящие имя и фамилия Игорь Васильевич Лотарев) (1887 - 1941), русский поэт. Эстетизация салонно-городских мотивов, игра в романтический индивидуализм в сборниках "Громокипящий кубок" (1913), "Ананасы в шампанском" (1915). С 1918 жил в Эстонии. Автобиографический роман в стихах "Колокола собора чувств" (1925) и сборник сонетов "Медальоны" (1934) проникнуты любовью к родине, ностальгическим переживанием отторгнутости от нее.
муж. northernerм. northerner.
северянин м Nordländer m 1d
м
Nordländer m
м.
habitant m du nord; nordique m
м.
habitante del norte, norteño m
м.
nordico m, settentrionale m
СЕВЕРЯНИН Игорь (псевдоним Игоря Васильевича Лотарева, 1887—) — поэт. По происхождению дворянин. В настоящее время белоэмигрант.
Выученик «салонных» поэтов — Фофанова, Лохвицкой, Бальмонта, — С. в 1911 выступил в брошюре «Ручьи в лилиях», как основоположник группы «Эгофутуризма», но вскоре вышел из группы. В период 1910—1917 С. был популярнейшим поэтом мещанства, провозгласившего его «королем поэтов». Первый сб. стихов С. «Громокипящий кубок» (1913—1914) за один год разошелся в 5 изд., произведя фурор в аполитично настроенных буржуазных кругах.
«Эгопоэзия» С. опирается на примитивную философию «всесильного эгоизма, как единственно правдивой и жизненной интуиции», на стремление поставить свой скудный мирок узко личных чувств в центр всего сущего. Однако это не обозначает у С. призыва к углублению в себя. Он провозглашает лишь принцип «изящного» прожигания жизни с «куртизанками».
Изукрашенный эротизм полуприкрыт умолчаниями и «поэзонапевностью» стихов о шуршащих шелках, о будуарах и т.п.
Эгоцентрический примитивизм С. обусловил его тематический круг. В стихах С. нет проблем, нет оригинальных мыслей. С. напевно твердит о нежно-грустной любви пажа к королеве, о томлении неразделенной страсти и жестокости разлуки. Для эмоционального строя стихов С. характерен «салонный» элегизм вокруг любовных тем применительно к запросам сытого мещанина.
Языковое новаторство С. имело чисто эстетские цели и исчерпывалось установкой на салонную «оригинальную красивость» («вуалить, офлерить, офиалить, весениться, ореолочно» и т.д.).
Объявляя себя эгофутуристом, С. однако ни формально ни идейно не имел ничего общего с основным, богемно-бунтарским руслом русского футуризма. Порожденная реакцией после революции 1905, поэзия С. культивирует и освящает общественную пассивность, убаюкивая сладкими мотивами романсов. Страстно борясь с поэзией Северянина, Маяковский писал о ней: «У нее много поклонников, она великолепна для тех, чей круг желаний не выходит из пределов «пройтиться по Морской с шатенками». Войну 1914 С. встретил ура-патриотическими стихами («И я, ваш нежный, ваш единственный, я поведу вас на Берлин» и др.). На Октябрьскую революцию С. откликнулся «позой скорбного утешения» и упованиями на реставрацию старого. В 1920 появилась его «поэза отчаянья». Последние сб. стихов С., изданные за границей, являются пустыми беспомощными бледными перепевами первого десятилетия его поэтической деятельности.Библиография:
I. Поэзы. Кн. I. Громокипящий кубок, с предисл. Ф.Сологуба, изд. «Гриф», М., 1913; То же, изд. В.Пашуканис, М., 1918; кн.II. Златолира, изд. «Гриф», М., 1914; То же, изд. «Земля», П., 1918; кн.III. Ананасы в шампанском, изд. «Наши дни», М., 1915; кн.IV. Victoria regia, изд. то же, М., 1915; кн.V. Поэзоантракт, изд. то же, М., 1915 (3-е, П., 1918—1919); кн.VI. Тост безответный, М., 1916; Мимозы льна. Поэзоальманах, П., 1916; Поэзоконцерт. Избр. поэзы для публичного чтения, М., 1918; За струнной изгородью. Избр. поэзы, М., 1918, и ряд изданий за границей.
II. ТальниковД., Недоразумение в стихах («Златолира»), «Современный мир», 1914, №6; СадовскийБ., Озимь. Статьи о русской поэзии, П., 1915; РедкоА., Фазы И.Северянина, «Русские записки», 1915, №5; ЧуковскийК., Футуристы, П., 1922; БобровС., Записки стихотворца, кн. II, М., 1923.
III. ВладиславлевИ.В., Русские писатели, изд. 4, М. — Л., 1924; Его же, Литература великого десятилетия (1917—1927), т.I, М. — Л., 1928.