Судзуки (собственно Ходзуми Дзихей) [1718 или 1725, Эдо (Токио), — 1770, там же], японский график и живописец, представитель школы Укийё-э (См. Укийе-э). Один из первых мастеров японской цветной гравюры на дереве, печатавшейся со многих досок. Большинство произведений Х. относится к 1764—70. Изображал преимущественно юных грациозных женщин (продавщиц, танцовщиц и т.д.), различные уличные сценки. Гравюрам Х. свойственны тонкие и чистые линии контуров, светлые краски нежных оттенков. При печати часто применял технику рельефного тиснения и др. сложные приёмы.
Лит.: Нájek L., Forman В., Harunobu und die Künstler seiner Zeit, Prag, [1957].
Харунобу. «Красавица Оудзи и самурай в лавке Янагия». Цветная гравюра на дереве (из серии «8 изящных видов Эдо»). 1760-е гг.
ХАРУНОБУ (Судзуки Харунобу) (1717 или 1725-1770) - японский график, мастер цветной ксилографии. Образы грациозных женщин, типы уличных торговцев, рассказчиков.
ХАРУНОБУ (Судзуки Харунобу) (1717 или 1725 - 1770), японский график, мастер цветной ксилографии. Создал лирические грациозные образы женщин, типы уличных торговцев, рассказчиков.
ХАРУНОБУ
ХАРУНО́БУ (Судзуки Харунобу) (1725?, Эдо, ныне Токио —8 июля 1770, там же), японский художник, мастер укие-э(см. УКИЕ-Э).
О его жизни (как и о жизни большинства мастеров укие-э) известно мало, но его место в истории японского искусства четко определено его работами – цветными ксилографиями, выполненными чрезвычайно скрупулезно, с тщательно продуманной композицией изображения. Харунобу был первый крупный художник гравюры, который начал выпускать многоцветные работы, т.н. «нисики-э». Он применял от 4 до 10 различный пигментов в дополнение к основной контурной линии изображения. До него в ксилографиях использовали только два либо три цвета.
Ранние работы Харунобу начала 1760-х гг. демонстрируют т. н. «стиль Эдо», города, в котором художник жил и работал. Большая часть из них – изображения актеров театра Кабуки(см. КАБУКИ), исполняющих роли в конкретных спектаклях. В основном они выполнены в старой двух- либо трехцветной технике небольшого формата (хособан). Вероятно, в 1764 Харунобу выпустил серию гравюр, в которой применил технику цветной обрисовки, т.н. «мидзу-э». В 1765—66 он считался ведущим художником, изготовляющим цветные календари «э-гоеми», которые были созданы по заказу группы коллекционеров и любителей искусств Эдо, чьи имена вместе с именем художника, а иногда и вместо имени художника, часто появляются на гравюрных листах. Лучшие образцы этой продукции выполнены в новой многоцветной технике большого формата (тюбан). Появление этих гравюр непосредственно связано с последующим коммерческим выпуском гравюр «нисики-э».
С 1765 и вплоть до своей ранней кончины в 1770. Харунобу выпустил сотни отдельных цветных гравюр, около 20 иллюстрированных книг, а также нарисовал несколько живописных свитков. Одиночные (вне серий) гравюры большой частью имеют формат «тюбан» либо «хасира-э» (в виде длинного вертикального настенного свитка). Они отпечатаны на превосходного качества бумаге (хосе) с применением различных особых техник печати. Гравюры иллюстрируют классические и более современные повести, изображают куртизанок и красавиц тех дней, дают пародии на лирических и литературных героев, сценки из повседневной жизни, а также как и у всех художников укие-э, у Харунобу есть группа эротических гравюр «сюнга». Многие его работы составляют серии, вероятно, они выходили в виде целых наборов или альбомов. Иллюстрированные книги Харунобу, кроме двух, все отпечатаны в черно-белом виде и почти все изданы в Эдо Ямадзаки Кимбэем.
После смерти художника в течение нескольких лет Сиба Кокан выпускал гравюры, имитирующие стиль Харунобу, под его именем. Появлялись также переиздания с оригинальных досок, уцелевших после пожара в Эдо в 1772. В дальнейшем в 19 веке переиздавались многие работы художника. Особенно возрос интерес к ним в эпоху Мэйдзи(см. МЭЙДЗИ) (1868—1912) и, конечно, он не ослабевает и до сих пор.
- см. Судзуки Харунобу.
Большой Энциклопедический словарь. 2000.