Большая Советская энциклопедия

    Судзуки (собственно Ходзуми Дзихей) [1718 или 1725, Эдо (Токио), — 1770, там же], японский график и живописец, представитель школы Укийё-э (См. Укийе-э). Один из первых мастеров японской цветной гравюры на дереве, печатавшейся со многих досок. Большинство произведений Х. относится к 1764—70. Изображал преимущественно юных грациозных женщин (продавщиц, танцовщиц и т.д.), различные уличные сценки. Гравюрам Х. свойственны тонкие и чистые линии контуров, светлые краски нежных оттенков. При печати часто применял технику рельефного тиснения и др. сложные приёмы.

    Лит.: Нájek L., Forman В., Harunobu und die Künstler seiner Zeit, Prag, [1957].

    Харунобу. «Красавица Оудзи и самурай в лавке Янагия». Цветная гравюра на дереве (из серии «8 изящных видов Эдо»). 1760-е гг.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    ХАРУНОБУ (Судзуки Харунобу) (1717 или 1725-1770) - японский график, мастер цветной ксилографии. Образы грациозных женщин, типы уличных торговцев, рассказчиков.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Современная энциклопедия

    ХАРУНОБУ (Судзуки Харунобу) (1717 или 1725 - 1770), японский график, мастер цветной ксилографии. Создал лирические грациозные образы женщин, типы уличных торговцев, рассказчиков.

  5. Источник: Современная энциклопедия. 2000.



  6. Энциклопедический словарь

    ХАРУНОБУ

    ХАРУНО́БУ (Судзуки Харунобу) (1725?, Эдо, ныне Токио —8 июля 1770, там же), японский художник, мастер укие-э(см. УКИЕ-Э).

    О его жизни (как и о жизни большинства мастеров укие-э) известно мало, но его место в истории японского искусства четко определено его работами – цветными ксилографиями, выполненными чрезвычайно скрупулезно, с тщательно продуманной композицией изображения. Харунобу был первый крупный художник гравюры, который начал выпускать многоцветные работы, т.н. «нисики-э». Он применял от 4 до 10 различный пигментов в дополнение к основной контурной линии изображения. До него в ксилографиях использовали только два либо три цвета.

    Ранние работы Харунобу начала 1760-х гг. демонстрируют т. н. «стиль Эдо», города, в котором художник жил и работал. Большая часть из них – изображения актеров театра Кабуки(см. КАБУКИ), исполняющих роли в конкретных спектаклях. В основном они выполнены в старой двух- либо трехцветной технике небольшого формата (хособан). Вероятно, в 1764 Харунобу выпустил серию гравюр, в которой применил технику цветной обрисовки, т.н. «мидзу-э». В 1765—66 он считался ведущим художником, изготовляющим цветные календари «э-гоеми», которые были созданы по заказу группы коллекционеров и любителей искусств Эдо, чьи имена вместе с именем художника, а иногда и вместо имени художника, часто появляются на гравюрных листах. Лучшие образцы этой продукции выполнены в новой многоцветной технике большого формата (тюбан). Появление этих гравюр непосредственно связано с последующим коммерческим выпуском гравюр «нисики-э».

    С 1765 и вплоть до своей ранней кончины в 1770. Харунобу выпустил сотни отдельных цветных гравюр, около 20 иллюстрированных книг, а также нарисовал несколько живописных свитков. Одиночные (вне серий) гравюры большой частью имеют формат «тюбан» либо «хасира-э» (в виде длинного вертикального настенного свитка). Они отпечатаны на превосходного качества бумаге (хосе) с применением различных особых техник печати. Гравюры иллюстрируют классические и более современные повести, изображают куртизанок и красавиц тех дней, дают пародии на лирических и литературных героев, сценки из повседневной жизни, а также как и у всех художников укие-э, у Харунобу есть группа эротических гравюр «сюнга». Многие его работы составляют серии, вероятно, они выходили в виде целых наборов или альбомов. Иллюстрированные книги Харунобу, кроме двух, все отпечатаны в черно-белом виде и почти все изданы в Эдо Ямадзаки Кимбэем.

    После смерти художника в течение нескольких лет Сиба Кокан выпускал гравюры, имитирующие стиль Харунобу, под его именем. Появлялись также переиздания с оригинальных досок, уцелевших после пожара в Эдо в 1772. В дальнейшем в 19 веке переиздавались многие работы художника. Особенно возрос интерес к ним в эпоху Мэйдзи(см. МЭЙДЗИ) (1868—1912) и, конечно, он не ослабевает и до сих пор.

  7. Источник: Энциклопедический словарь



  8. Вся Япония

    - см. Судзуки Харунобу.

  9. Источник: Вся Япония



  10. Большой Энциклопедический словарь

    ХАРУНОБУ
    ХАРУНОБУ (Судзуки Харунобу) (1717 или 1725-1770) - японский график, мастер цветной ксилографии. Образы грациозных женщин, типы уличных торговцев, рассказчиков.

    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  11. Источник: