Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Rutebeuf) — французский трувер XIII в., один из самых ярких представителей французской поэзии в эпоху Людовика IX. О жизни его известно только, что он происходил из Шампани, приехал в Париж, терпел постоянно большую нужду, вел довольно беспорядочный образ жизни, вращался, между прочим, в среде обитателей Латинского квартала, рано стал писать и обнаружил большую плодовитость и разносторонность дарования; иногда принужден был писать по заказу, ради ничтожного заработка, но вместе с тем всегда откликался по собственному почину на все события, волновавшие Париж и Францию. Точная дата его смерти неизвестна. То немногое, что мы знаем о его жизни, имеет единственным источником его сочинения, в которых он иногда говорит о самом себе, откровенно описывая свою бедность; его имя нередко появляется и в заглавиях его стихотворений, указывая на их субъективный характер ("La povretei Rutebeuf", "La prière R.", "Limariege R." и т. д.). В сочинениях Р. имеются образчики религиозной поэзии, переложения молитв, хвалебные гимны ("Ave Maria", "Chauson de Notre Dame", "Le dit des propriétés de Notre Dame"), жития святых, мистерии (большою популярностью пользовалась еще в XV в. одна из них, "Le miracle Théophile"). Лучшие его вещи — сатирические; беспощадно обличает он монашеские ордена ("Le dit de la Mensonge", "Les ordres de Paris", "Chanson des ordres", "La vie du monde", "Le pharisien"), бичует их скупость, корыстолюбие, распущенность, отсутствие христианского смирения, лицемерие, обрушивается на нищенствующих монахов, якобинцев, доминиканцев и др. Нередко Р. подвергает сатирическому освещению и представителей других слоев общества — рыцарей, купцов, судейских, крестьян и т. д.; он обличает и общечеловеческие пороки, исключая из своих нападок только учащуюся молодежь, к которой чувствовал большую симпатию. Коснувшись крестовых походов, он старался оживить в обществе интерес и сочувствие к ним ("La desputizons dou croizié et dou descroizié "); он отразил также в своих произведениях борьбу между Парижским университетом и доминиканцами, желавшими получить право на занятие университетских кафедр и добившимися смещения одного из профессоров, Guillaume de St.-Amour ("Le dit de l'Université de Paris" и нек. др.). Он писал и аллегорические сочинения (напр. "Renard de Bestourne"), и разнообразные фабльо вроде "Le testament de l'âne", иногда очень остроумные, но грубоватые по форме. Сочинения Р. переизданы А. Жюбиналем (в серии "Bibliothéque Elzevirienne", Париж, 1874) и А. Кресснером (Волфенбюттель, 1885). Лучшая работа о Р. в коллекции "Les Grands écrivains français": "Rutebeuf", par Léon Clédat (П., 1891).

    Ю. Веселовский.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Rutebeuf)

    (около 1230, Шампань, — 1285, Париж), французский поэт и драматург. Писал сатирические стихи, отражавшие жизнь средневекового города, песни о крестовых походах, жития святых, фаблио, религиозные драмы. Р. клеймил пороки дворянства, корыстолюбие городской верхушки, лицемерие духовенства. Для сцены Р. написал «Миракль о Теофиле» (около 1261; рус. пер. под названием «Действо о Теофиле» А. А. Блока, 1907) — человеке, продавшем душу дьяволу.

    Соч.: Œuvres complètes, t. 1—2, P., 1959—60; в рус. пер., в кн.: Хрестоматия по зарубежной литературе. Литература средних веков, М., 1953.

    Лит.: История французской литературы, т. 1, М.—Л., 1946, с. 161—63; Lafeuille G., Rutebeuf, P., [1966]; Serper A., Rutebeuf, poète satyrique, P., 1969; Regalado N. F., Poetic Patterns in Rutebeuf, New Haven — L., 1970.

    А. Д. Михайлов.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Литературная энциклопедия

    Рютбеф

    РЮТБЕФ (Rustebuef, гг. рожд. и смерти неизв.) — французский поэт второй половины XIIIв., один из крупнейших представителей литературы крепнущего бюргерства. Р. писал гл. обр. лирические стихотворения, в к-рых «возвышенная» (любовная и т.п.) тематика рыцарской лирики предшествующего куртуазного периода (см. Куртуазная литература) сменяется мотивами сатирическими, публицистическими и автобиографическими. Поэтическая форма и язык Р. характеризуются большой простотой и известным реализмом.

    Р. чутко откликался на актуальные политические и общественные события, выступая обличителем пороков гл. обр. господствующих классов, но отчасти и хищнической буржуазии. Острее всего его нападки на монашеские ордена и на богатых прелатов — на их скупость, разврат и лицемерие. Интересен у Р. чрезвычайно разработанный им жанр так наз. dits («сказов», — напр. «О лжи», «О травах», «О Парижском университете» и т.п.) полусатирического, полудидактического характера. Ратуя за исправление нравов духовенства, Р. в вопросах религии вполне ортодоксален. Им написан ряд гимнов, парафраз, молитв и т.п. Весьма характерен его «Спор крестоносца с некрестоносцем»; хотя спор решается в пользу первого, Р. объективно раскрывает всю силу доводов его противника в защиту здравого смысла, спокойной семейной жизни и мирного занятия своим ремеслом.

    Особую группу образуют автобиографические стихотворения Р., полные интимных признаний и острого натурализма. Здесь, с большим юмором изображая свою нищенскую домашнюю обстановку, сварливость своей уродливой жены, свои шатания по кабакам и т.п., Р. показывает себя ярким поэтом парижской богемы, предшественником Вийона (см.).

    Кроме названных произведений Р. принадлежат: одна из «ветвей» «Романа о Лисе», несколько фабльо (см.) и драма «Действо о Теофиле» — один из прототипов сказания о Фаусте.Библиография:

    I. Ouvres completes, publ. par A.Jubinal, 2 vv., P., 1838, 2-e ed., 3 vv., P., 1874—1875; Rustebeufs Gedichte, hrsgb. v. A.Kressner, Wolfenbuttel, 1885; «Действие о Теофиле» было переведено на русск. яз. А.Блоком (см. «Собр. сочин.», т.VII, Л., 1932).

    II. KressnerR., Rustebuef, ein franzosischer Dichter des 13 Jahrhunderts, Kassel, 1894; GledatL., Rustebeuf, P., 1891, 2-e ed., 1898; ИвановК.А., Трубадуры, труверы и миннезингеры, СПБ 1901 (изд. 2, П., 1915).

  5. Источник: Литературная энциклопедия