Большая Советская энциклопедия

    Росселлини (Rossellini) Роберто (р. 8.5.1906, Рим), итальянский кинорежиссёр, совместно с Ф. Де Робертисом поставил милитаристские фильмы: «Белый корабль» (1941), «Пилот возвращается» и «Человек с крестом» (оба в 1942), однако в них он сосредоточивал внимание на страданиях, которые несёт людям война, старался придать фильмам жизненную достоверность. В 1945 поставил фильм «Рим ‒ открытый город», посвященный борьбе римских участников Сопротивления и проникнутый духом антифашистского единства, героической патетикой. Этот фильм стал манифестом неореализма. Значителен был и трагический по звучанию антифашистский фильм «Пайза» (1946). В конце 40-х ‒ начале 50-х гг. Р. поставил несколько картин, развивавших тему нравственной деградации: «Германия, год нулевой» (1948), «Европа 51» (1951), «Где свобода?» (1952). Религиозно-мистические мотивы прозвучали в его фильмах «Франциск, менестрель бога» (1950), «Стромболи»(1950). Подъём демократического движения помог Р. преодолеть творческий кризис. Он ставит фильм «Индия 1958» (1958) и ряд картин, в которых возвращается к патриотической и антифашистской тематике: «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и «Да здравствует Италия!» (1960) ‒ о походах Дж. Гарибальди.

    В середине 60-х гг. Р. работал на телевидении. Снял ряд общеобразовательных исторических телефильмов («Взятие власти Людовиком XIV», «Сократ», «Паскаль» и др.), оставаясь в стороне от передового итальянского киноискусства, в частности от возникшего на рубеже 60‒70-х гг. направления «политическое кино». В 1975 поставил художественный фильм «Италия, год первый», искажённо рисующий политическую жизнь страны в послевоенный период.

    Лит.: Феррара Дж., Новое итальянское кино, пер. с итал., М., 1959.

    Г. Д. Богемский.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Большой энциклопедический словарь

    Росселли́ни Роберто (1906—1977), итальянский кинорежиссёр. Брат Ренцо Росселлини. Представитель неореализма. Стремление к документализму сочетал с героической устремлённостью в фильме «Рим — открытый город» (1945), ставшем манифестом этого направления. Поставил фильмы: «Пайза» (1946), «Германия, год нулевой» (1948), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и др. Нравственно-религиозные искания проявились в фильмах «Франциск — менестрель божий» (1950), «Европа, 51» (1952), «Мессия» (1975) и др. В 60—70-х гг. на ТВ снял ряд фильмов о выдающихся мыслителях и исторических личностях: «Сократ» (1970), «Декарт» (1973), «Кир II» (1975) и др.

  3. Источник: Большой Энциклопедический словарь. 2000.



  4. Энциклопедический словарь

    Росселли́ни Роберто

    (Rossellini) (1906—1977), итальянский кинорежиссёр. Представитель неореализма. Фильм «Рим — открытый город» (1945) стал манифестом этого направления. Фильмы: «Пайза́» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск — менестрель Божий» (1950), «Европа, 51» (1952), «Индия, 1958» (1958), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), «Мессия» (1975), «Центр имени Жоржа Помпиду» (документальный, 1977) и др. В 60—70-х гг. на телевидении снял ряд фильмов о выдающихся исторических личностях. Музыку к ряду фильмов писал его брат — композитор Ренцо Росселини (1908—1982).

    * * *

    РОССЕЛЛИНИ Роберто

    РОССЕЛЛИ́НИ (Rossellini) Роберто (1906—77), итальянский кинорежиссер. Представитель неореализма. Фильм «Рим — открытый город» (1945) стал манифестом этого направления. Фильмы: «Пайза» (1946), «Любовь» (1948), «Франциск — менестрель божий» (1951), «Европа, 51» (1952), «Индия, 1958» (1958), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960), «Мессия» (1975), «Центр им. Жоржа Помпиду» (документальный, 1977). В 60-е гг. на телевидении снял ряд фильмов о выдающихся исторических личностях.

  5. Источник: Энциклопедический словарь



  6. Энциклопедия кино

    РОССЕЛЛИНИ (Rossellini) Роберто (08 мая 1906 — 03 июня 1977), итальянский режиссер, сценарист.

    Учился в высшей технической школе. С юных лет увлекался кино. Некоторое время работал монтажером в Институте Люче. Дебютировал как постановщик любительского фильма «Подводная фантазия» (Fantasia Sottomarina, 1936) и «Послеполуденный отдых фавна» (Prelude A L"аpres-Midi D"un Faune, 1937), продолжая снимать короткометражные фильмы до конца 1930-х. В 1938 принимал участие в написании сценария эталонного фильма режима Муссолини «Пилот Лючано Серра»( Luciano Serra Pilota).

    В игровом кино дебютировал полнометражным фильмом «Белый корабль» (1941) под художественным руководством Ф. Де Робертиса. Работая в рамках официального кино, тем не менее стремился сблизить и сопрячь художественное и документальное начало в эстетике киношколы своего учителя Де Робертиса. Сняв фильмы «Пилот возвращается» (Una Pilota Ritorna, 1942) и «Человек с крестом» (L"uomo Della Croce, 1943) и отдав дань милитаристским настроениям, прервал съемки фильма «Желание» (1943) как несоответствующего духу нового времени.

    В 1945, когда итальянское кино было фактически парализовано, задумал и осуществил постановку фильма «Рим-открытый город» (Roma, Cittа Aperta), общепризнанного манифеста неореализма. Фильм «Пайза» (Paisan/Paisа, 1946) углублял неореалистические принципы, а для самого Росселлини продолжал его поиски симбиоза документального и игрового кино, но уже в условиях свободного творчества. В фильме «Германия, год нулевой» (Germania, Anno Zero, 1948) отразилось смятение автора в ситуации общественного спада и наступления реакции, в частности, на итальянское кино. На рубеже 1940—50-х с приходом к власти христианских демократов в стране снимает религиозные фильмы «Стромболи, земля божья» (Stromboli, 1949) и «Франциск, менестрель божий» (Francesco giullare di dio, 1950). Последними фильмами Росселлини неореалистичного направления стали «Европа 51» (Europa "51, 1952) и «Где свобода?» (1953).

    Несмотря на то, что он обостренно чувствовал конъюнктуру времени и как талантливый художник чутко на нее реагировал, однако в отличие от своих коллег, ставя разножанровые и разно характерные фильмы, к розовому неореализму принципиально не примыкал, предпочитая в эти годы снимать в ФРГ — «Страх» (Die Angst, 1954) по Цвейгу — и в Индии — «Индия» (India, 1958) и телефильм «Индия глазами Росселлини» (1959). Снискал заслуженный успех антивоенной драмой «Генерал Делла Ровере» (Il Generale Della Rovere, 1959) по одноименной повести Индро Монтанелли. Однако следующий фильм на материале войны «В Риме была ночь» (Era Notte A Roma, 1960) отличался сниженным художественным уровнем и дидактикой. Творческими удачами не стали исторические его фильмы — юбилейное полотно к столетию высадки Гарибальди с его тысячей гарибальдийцев в Марселе «Да здравствует Италия!» (1960) и «Ванина Ванини» (Vanina Vanini, 1961) по Стендалю.

    Тогда с середины 1960-х Росселлини становится одним из первых авторов в итальянском кино, кто начинает активно сотрудничать с телевидением, полностью переключившись на создание масштабных телевизионных фильмов. Его «Приход к власти Людовика XIV» (La Prise De Pouvoir Par Louis Xiv, 1965), «Деяния апостолов» (Atti Degli Apostoli, 1968), «Сократ» (Socrates, 1970), «Блез Паскаль» (1972), «Эпоха Козимо» (E Ta Di Cozimo De"medici, 1972), «Декарт» (1973), «Год первый» (Anno Uno, 1974), «Мессия» (Il Messia, 1976), «Концерт для Микеланджело. Сикстинская капелла» (1976), «Бобур, центр искусства и культуры Жоржа Помпиду» (1977) — стали культурно-просветительскими фильмами для многих поколений телезрителей Западной Европы. Некоторые из этих фильмов выходили на экран. Соавтор сценариев большинства своих фильмов.

    Лауреат Каннского кинофестиваля в номинации «Италия за 1946 год, Золотая медаль Венецианского кинофестиваля за 1946 год, Международный приз Венецианского кинофестиваля за 1952 год, Главный приз Венецианского кинофестиваля за 1959 год.

    Валерий Босенко

    1936 ПОДВОДНАЯ ФАНТАЗИЯ / FANTASIA SOTTOMARINA режиссер

    1938 LUCIANO SERRA PILOTA ASSOCIATE режиссер, сценарист

    1938 ПОСЛЕПОЛУДЕННЫЙ ОТДЫХ ФАВНА / PRELUDE A L"АPRES-MIDI D"UN FAUNE режиссер

    1941 LA NAVE BIANCA режиссер, сценарист

    1942 ПИЛОТ ВОЗВРАЩАЕТСЯ / UNA PILOTA RITORNA режиссер, сценарист

    1943 ЧЕЛОВЕК С КРЕСТОМ / L"UOMO DELLA CROCE режиссер, сценарист

    1945 ROMA, CITTА APERTA/ROME, OPEN CITY продюсер, режиссер, сценарист

    1946 ПАЙЗА / PAISAN/PAISА продюсер, режиссер, сценарист

    1946 DESIDERIO режиссер

    1947 ГЕРМАНИЯ, ГОД НУЛЕВОЙ / GERMANIA, ANNO ZERO режиссер, сценарист, сюжет

    1948 LA MACCHINA AMMAZZACATTIVI продюсер, режиссер, сценарист

    1948 L"AMORE продюсер, режиссер, сценарист

    1950 ФРАНЦИСК, МЕНЕСТРЕЛЬ БОЖИЙ / FRANCESCO GIULLARE DI DIO режиссер

    1950 СТРОМБОЛИ, ЗЕМЛЯ БОЖЬЯ / STROMBOLI режиссер, сценарист

    1951 ЕВРОПА 51 / EUROPA "51 продюсер, режиссер, сценарист

    1952 LES SEPT PECHES CAPITAUX режиссер, сценарист

    1953 VIAGGIO IN ITALIA режиссер

    1953 SIAMO DONNE режиссер

    1954 GIOVANNA D"ARCO AL ROGO режиссер

    1955 СТРАХ / DIE ANGST режиссер

    1958 ИНДИЯ / INDIA режиссер, сценарист

    1959 ГЕНЕРАЛ ДЕЛЛА РОВЕРЕ / IL GENERALE DELLA ROVERE режиссер, сценарист

    1960 В РИМЕ БЫЛА НОЧЬ / ERA NOTTE A ROMA режиссер, соавтор сценария

    1961 ВАНИНА ВАНИНИ / VANINA VANINI режиссер

    1962 ANIMA NERA режиссер, сценарист

    1962 ROGOPAG режиссер, сценарист

    1963 LES CARABINIERS сценарист

    1964 L"ETE DEL FERRO сценарист

    1966 ПРИХОД К ВЛАСТИ ЛЮДОВИКА XIV / LA PRISE DE POUVOIR PAR LOUIS XIV режиссер

    1967 LOTTA DELL"UOMO PER LA SUA SOPRAVVIVENZA продюсер, сценарист

    1968 ДЕЯНИЯ АПОСТОЛОВ / ATTI DEGLI APOSTOLI продюсер, режиссер, сценарист

    1970 THE NIGHT OF COUNTING THE YEARS продюсер

    1971 СОКРАТ / SOCRATES режиссер, сценарист, монтажер

    1972 AGOSTINO D"IPPONA режиссер

    1972 ЭПОХА КОЗИМО / E TA DI COZIMO DE"MEDICI режиссер

    1974 ГОД ПЕРВЫЙ / ANNO UNO режиссер, сценарист

    1974 BLAISE PASCAL режиссер, сценарист

    1978 МЕССИЯ / IL MESSIA режиссер, сценарист

  7. Источник: Энциклопедия кино



  8. Большой Энциклопедический словарь

    Росселлини Роберто

    Росселли́ни Роберто (1906—1977), итальянский кинорежиссёр. Брат Ренцо Росселлини. Представитель неореализма. Стремление к документализму сочетал с героической устремлённостью в фильме «Рим — открытый город» (1945), ставшем манифестом этого направления. Поставил фильмы: «Пайза» (1946), «Германия, год нулевой» (1948), «Генерал Делла Ровере» (1959), «В Риме была ночь» (1960) и др. Нравственно-религиозные искания проявились в фильмах «Франциск — менестрель божий» (1950), «Европа, 51» (1952), «Мессия» (1975) и др. В 60—70-х гг. на ТВ снял ряд фильмов о выдающихся мыслителях и исторических личностях: «Сократ» (1970), «Декарт» (1973), «Кир II» (1975) и др.


    Большой Энциклопедический словарь. 2000.

  9. Источник: