Словарь Брокгауза и Ефрона

    (Friderick-Michael Liebmann) — датский ботаник (1813-69); был профессором и директором ботанического сада в Копенгагене; годы 1841-1843 провел в Мексике. Наиболее важны сочинения Л.: "Mexicos Bregner" (Копенгаг., 1849); "Mexicos Halvgraes" (Cyperaceae, Копенгаген, 1850); "Les chênes de l'Amerique tropicale"; это сочинение было дополнено Эрстедом и издано после смерти Л., в 1869 г. Эрстед, составил также описание путешествия Л. в Мексику. Множество собранных Л. растений находится в важнейших европейских гербариях.

  1. Источник: Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона



  2. Большая Советская энциклопедия

    (Liebmann)

    Отто (25.2.1840, Лёвенберг, Силезия, — 14.1.1912, Йена), немецкий философ, представитель раннего неокантианства (См. Неокантианство). Доцент в Тюбингене (с 1865), профессор в Страсбурге (с 1872) и Йене (с 1882). В сочинении «Кант и эпигоны» (1865) Л. призывал вернуться «назад к Канту». Отвергая понятие «вещи в себе» (См. Вещь в себе), Л. строил свою философию на тех сторонах учения Канта, которые он считал непреходящими, — априоризме и феноменализме. Внешний мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление) внутри воспринимающего интеллекта, а потому подчинён законам последнего; всякая метафизическая система может претендовать только на гипотетическое объяснение сущности мира. Центральной в идеалистической системе Л. становится идея имманентных закономерностей сознания, определяющих собою весь мир человеческого познания.

    Соч.: Zur Analysis der Wirklichkeit, В., 1876; Gedanken und Tatsachen, Bd 1—2, Stras., 1882—1904.

    Лит.: Zum 70. Geburtstag О. Liebmanns. Festschrift der «Kant-Studien», «Kant-Studien», 1910, Bd 15.

    Б. Т. Григорьян.

  3. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  4. Философская энциклопедия

    ЛИБМАН

    (Liebmann) OTTO (25.2.1840, Лёвенберг, Си-лезия,— 14.1.1912, Йена), нем. философ, представитель раннего неокантианства. В соч. «Кант и эпигоны» («Kant und die Epigonen», 1865) Л. призывал вернуться «назад к Канту». Отвергая понятие «вещи в себе», Л. строил свою философию на априоризме и феноменализме. Внеш. мир, согласно Л., есть лишь феномен (явление) внутри воспринимающего интеллекта, а потому подчинён законам последнего; всякая метафизич. система может претендовать только лишь на гипотетич. объяснение сущности мира. Центральной в идеалистич. системе Л. является идея имманентных закономерностей сознания, определяющих собою всю сферу человеч. познания. Кантианская гносеология перерастает у Л. в онтологию.

    Zur Analysis der Wirklichkeit, В.,1876; Gedanken und Thatsachen, Bd 1—2, Stras., 1882—1904.

    Zum 70. Geburtstag O. Liebmanns, «Kant-Studien»,1910, Bd 15.

  5. Источник: Философская энциклопедия