Большая Советская энциклопедия

    Мидлтон (Middleton) Томас (18.4.1580, Лондон, — 4.7.1627, Ньюингтон-Батс), английский драматург. Окончил Оксфордский университет (1598). В 1620—27 занимал должность хроникёра Лондона. В творчестве М. проявилась кризисность гуманистического мировоззрения и драмы Возрождения. В аллегорической сатире «Чёрная книга» (1604) выражена мысль о порочности человеческой натуры, главенствующая и в драматургии М. В комедии «Как надуть старика» (пост. 1604, опубликован 1608) дана сатира на стяжательство буржуазии. Общество, разъедаемое пороками, выведено в пьесе «Женщины, остерегайтесь женщин!» (пост. 1621, опубликовано 1657). В трагикомедии «Ведьма» (изд. 1778) разработана тема бессилия человека перед демоническими силами. Много пьес М. написал совместно с др. драматургами. Аллегорическая драма М. «Шахматная партия» содержала злободневные политические намёки и по распоряжению короля была запрещена. В 60-е гг. 20 в. в Великобритании было осуществлено несколько успешных постановок пьес М.

    Соч.: Works, v. 1—8, L., 1885—86; A critical edition, Michigan, 1958.

    Лит.: История английской литературы, т. 1, в. 2, М., 1945, с. 126—29; Barker R. Н., Th. Middleton, N. Y., 1959; Eliot Т. S., Th. Middleton, в его кн.: Elizabethan dramatists, L., 1963; Holmes D. М., The art of Th. Middleton, Oxf., 1970 (библ. с. 227—32).

    Е. В. Корнилова.

  1. Источник: Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.



  2. Энциклопедия Кольера

    (Middleton, Thomas)

    (1580-1627), английский драматург якобитской эпохи. Родился в апреле 1580 в семье лондонского каменщика. В 1598 был зачислен в Оксфордский университет, но ученой степени, по-видимому, так и не получил. Еще студентом опубликовал несколько стихотворных произведений. К 1601 вернулся в Лондон и начал работать для театра. Первые пьесы Мидлтона (написанные совместно с Т.Деккером и другими драматургами) утрачены. В 1604 совместно с Деккером написал первую часть Честной потаскухи (The Honest Whore) и опубликовал два сатирических памфлета о жизни Лондона - Муравей и соловей (The Ant and the Nightingale) и Черная книга (The Black Book). В 1603-1608 пишет пьесы для детских актерских трупп, а после их развала - для объединений взрослых актеров. С 1615 сотрудничает с сильнейшей в то время труппой - "Слугами его величества". Оказавшись в 1611-1612 в долгах, с 1613 стал зарабатывать сочинением текстов для городских празднеств и в 1620 был назначен официальным хронистом Лондона. Умер Мидлтон в Ньюингтон-Баттсе, пригороде Лондона, 7 июля 1627. Первый успех в 1606-1607 Мидлтону принесли пьесы Осенний семестр (Michaelmas Term), Безумный мир, господа! (A Mad World, My Masters) и Как надуть старика (A Trick to Catch the Old One) - живые остросюжетные комедии, в которых веселый задор соседствует с серьезным изображением современных Мидлтону перемен в обществе. Фантастический сюжет сочетается в них с простотой и легкостью прозаического диалога и точными деталями лондонского быта. Лучшая из городских комедий Мидлтона, Честная девушка из Чипсайда (The Chaste Maid in Cheapside, ок. 1613) - блистательно остроумная пьеса, силой и глубиной превосходящая его предыдущие произведения. Впоследствии Мидлтон перешел от комедии к трагикомедии, а затем к трагедии, от прозы - к преобладанию стиха, от опоры на интригу - к психологической мотивировке действия. Его самая известная трагедия - Справедливый поединок (A Fair Quarrel), в которой леди Эйджер приносит в жертву свою репутацию, тщетно пытаясь спасти сына от дуэли. Среди поздних произведений Мидлтона выделяются две трагедии, дающие беспощадную картину нравственной деградации: Женщины, остерегайтесь женщин (Women, Beware Women, ок. 1615-1617) и Тайная подмена (The Changeling, 1622). Заслуживает упоминания также остроумная пьеса Шахматная партия (The Game at Chess, 1624), которая, возможно, была последним произведением Мидлтона, - аллегория, где Англия и Испания изображены соперниками в шахматном поединке.

    ЛИТЕРАТУРА

    Мидлтон Т. Безумный мир, господа! - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986 Мидлтон Т., Роули У. Оборотень. - В кн.: Младшие современники Шекспира. М., 1986

  3. Источник: Энциклопедия Кольера



  4. Энциклопедический словарь

    Ми́длтон Томас

    (Middleton) (1580—1627), английский драматург. Выразил кризис гуманистического мировоззрения. Порочность человека — тема сатир и мрачных комедий Мидлтона: «Как надуть старика» (постановка 1604, опубликовано в 1608), «Ведьма» (издание 1778).

    * * *

    МИДЛТОН Томас

    МИ́ДЛТОН (Middleton) Томас (1580—1627), английский драматург. Выразил кризис гуманистического мировоззрения и драмы Возрождения(см. ВОЗРОЖДЕНИЕ (Ренессанс)). Порочность человека — тема сатир и мрачных комедий Мидлтона «Как надуть старика» (поставлена 1604, опубликована 1608), «Ведьма» (издана 1778).

  5. Источник: Энциклопедический словарь